Анализ произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

История создания

Автор повести «Бедная Лиза», Николай Михайлович Карамзин, был одним из образованнейших людей своего времени. Год написания повести «Бедная Лиза» — 1792. Её автору было тогда 25 лет. Произведение принесло до этого никому не известному писателю настоящую славу. «Бедная Лиза» — первая и самая талантливая сентиментальная повесть в русской литературе.

По воспоминаниям современников Карамзина, в 1790-х годах он жил на даче под Симоновым монастырём. Окружающая обстановка сыграла в замысле повести определяющую роль.

Карамзин назвал свою повесть «Бедная Лиза», потому что на долю главной героини, чистой и невинной девушки, выпали непомерные испытания. Автор показывает трагичность судьбы героини (слово «бедная» в этом случае означает «несчастная, попавшая в беду»).

Литературное направление, род и жанр


Произведение «Бедная Лиза» относится к эпосу (этот род литературы отражает жизнь объективно и подробно) и принадлежит к литературному жанру повести.

«Бедная Лиза» относится к сентиментализму, литературному направлению. Черты сентиментализма в этой повести:

  • На первый план выходят чувства героев, а не разум. Автор описывает чувствительность Эраста, Лизы и её матери, говорит и о своих чувствах в лирических отступлениях.
  • Искренность и нравственная чистота в отношениях главных героев.
  • В обрисовке характеров нет прямолинейности. Автор обращает внимание на неоднозначность характера Эраста, наделяет его не только положительными, но и отрицательными качествами.
  • Изображение богатого духовного мира представителей низших сословий. Лиза и её мать наделены богатым внутренним миром. Они по-доброму относятся к людям, восхищаются природой, способны сильно любить. Рассказывая о матери девушки, автор замечает: «…и крестьянки любить умеют!» Эта фраза, ставшая крылатой, относится и к главной героине повести.
  • Описание красоты природы.

Все перечисленные признаки сентиментализма свидетельствуют о том, что повесть «Бедная Лиза» относится к сентиментализму, а имя Николая Михайловича Карамзина для читателей неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».

Тематика, проблематика


Главную тему повести «Бедная Лиза» можно обозначить как сохранение в крестьянской среде патриархальных представлений о нравственных ценностях. Именно такова главная героиня: она любит и почитает родителей, верна своему любимому.

С этой темой перекликается тема нравственного отличия людей разных сословий. Если характер Лизы и её матери, принадлежащих к крестьянскому сословию, отличается положительными чертами и цельностью, то характер Эраста, молодого дворянина, имеет не только положительные черты. Эрасту присущ эгоизм, потакание своим страстям.

В небольшом по объёму произведении Карамзин сумел обозначить и другие темы:

  • Противопоставление города и деревни (автор показал беззащитность деревенского человека, попавшего в город, где действуют законы, отличные от законов естественных, природных.
  • Социальное неравенство.
  • «Маленький человек».
  • Предательство.
  • Природа и человек.

В повести «Бедная Лиза» поставлены нравственные проблемы:

  • Проблема любви (любовь бывает не только счастьем, но и горем для любящего человека).
  • Проблема уважительного отношения к чувствам других людей, сострадания к людям.
  • Проблема ответственности человека за свои поступки.
  • Проблема искоренения сословного эгоизма.

Идея

Основная мысль повести «Бедная Лиза» заключена в крылатой фразе. «…И крестьянки любить умеют!» — так впервые в русской литературе сказал в своей повести Карамзин. Вывод из того, что высокое чувство любви доступно и крестьянам, состоит в том, что все люди равны. Автор показал, что крестьянка Лиза душевно не уступает дворянину Эрасту и даже превосходит его. Эта гуманистическая идея повести «Бедная Лиза» оказалась созвучна веяниям конца 18 века. Тогда литература перешла от гражданской тематики к теме личной жизни человека. Главная мысль повести «Бедная Лиза» чётко обозначена не только крылатой фразой, но и тем, что писатель изобразил внутренний мир главной героини с её переживаниями и стремлением сделать своего любимого счастливым.

Характер конфликта

В произведении Карамзина конфликт сложный, так как он и социальный, и нравственный. Писатель создал повесть на классический сюжет о любви людей разных сословий. Пропасть между социальными условиями жизни главных героев — дворянина и крестьянки — очень велика. Но не только поэтому они не могут быть счастливы вместе. Карамзин показывает и нравственный конфликт бедной поселянки, «прекрасной душою и телом», и «богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Конфликт в повести «Бедная Лиза» разрешается гибелью героини, то есть так, как скорее всего он разрешился бы в реальных условиях русской жизни того времени. Такую развязку конфликта в произведении о неравной любви Карамзин решился сделать первым из русских писателей.

Основные герои


Образ главной героини повести Карамзина «Бедная Лиза» автором идеализирован, но внутренне целен. А образ Эраста довольно сложен, так как характер этого героя противоречив и неоднозначен.

Сюжет, композиция

Начинается повесть «Бедная Лиза» описанием той окрестности Москвы, где находится Си…нов монастырь. Туда часто привлекает автора-рассказчика «воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы».

Далее следует повествование о трагической судьбе главной героини повести, молодой крестьянки, о её любви к дворянину Эрасту и о его измене. Завершается повесть «Бедная Лиза» гибелью героини. Затем рассказчик отметил, что Эраст считал, что он виновен в гибели девушки, и до самой смерти этот герой был несчастен. Таким образом, рассказчик показывает не только драму главной героини, но и драму этого дворянина, и надеется, что в ином мире Лиза и Эраст «уже помирились».

Повествование основано на внешнем и внутреннем конфликтах. Первый представляет собой социальное противоречие: героиня — крестьянка, а герой — дворянин. Второй, внутренний, конфликт происходит в душе Эраста, возник он из-за сложившихся жизненных обстоятельств героя.


Художественное своеобразие

В повести «Бедная Лиза» открытием для русской литературы стал образ сентиментального повествователя, так как раньше автор-повествователь был «за кадром», а отношение его к героям и описываемым событиям было нейтральным. Отношение автора «Бедной Лизы» к героям повести сочувственное. Само заглавие повести, построенное на соединении имени героини с эпитетом «бедная», свидетельствует о сочувственном отношении к ней автора.

В «Бедной Лизе» повествование ведётся от первого лица. Автор периодически обращается к читателю («Читатель легко может вообразить себе…», «Теперь читатель должен знать…»). Этим Карамзин добился того, что в прозе появился такой же эмоциональный контакт между автором, героями и читателем, как в поэзии.

В произведении Карамзина немало лирических отступлений, при каждом драматическом повороте сюжета читатель слышит голос автора: «Сердце моё обливается кровью…», «…слеза катится по лицу моему».

Для этой повести характерна «приятность» слога. Слова в этом произведении сплетаются таким образом, что создаётся впечатление ритмической музыки. Хотя главная героиня крестьянка, автор не использовал народную речь. Современному читателю может показаться язык повести излишне красивым: «хижина» — вместо избы, «зелёный покров натуры» — вместо листвы, «разрешение земных оков» — вместо смерти и т. п.

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» велика. Описание природы создаёт у читателя определённое настроение и созвучно переживаниям героини. Например, восхищение Лизы природой в раннее утро передаёт её радость от сознания, что Эраст её любит, а описание природы во время грозы и бури подчёркивает смятение и страх героини и подсказывает читателю, что впереди — трагический поворот событий. Роль природы в произведении Карамзина состоит в показе тесной связи души человека с тем, что его окружает.

Значение произведения

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» после её издания читали не только дворяне, но и мастеровые, ремесленники, крестьяне. Она привлекала утверждением, что главные ценности человека — не его богатство и знатность, а душевные качества, способность к глубокому чувству. Эта повесть открыла в русской литературе тему «маленького человека», к которой впоследствии обратились крупнейшие русские писатели-реалисты: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский.

Карамзин в своей повести показал образ Эраста — «лишнего человека», которому свойственна неприспособленность к жизни. Писатель образом этого героя начал длинную череду «лишних людей» в русской литературе.

Чему учит повесть «Бедная Лиза»

Своей повестью Карамзин даёт читателям нравственные уроки. Трагическая история любви Лизы и Эраста учит:

  • доброте и состраданию;
  • ответственности за свои поступки;
  • бережному отношению к чувствам других людей;
  • изживанию в себе эгоизма;
  • осторожности в любви.

Повесть «Бедная Лиза» заставляет задуматься над тем, всегда ли, любя человека, нужно жить только этой любовью, полностью отдаваться этому чувству. После прочтения повести может возникнуть вопрос: что главнее — чувства или разум? Возможно, слова Шиллера помогут ответить на этот вопрос: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце».

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.