Роман в стихах «Евгений Онегин» является первым русским реалистическим романом. Это самое значительное и самое крупное художественное произведение Александра Сергеевича Пушкина, занимающее центральное место в его творчестве.
Содержание
История создания и публикации
А. С. Пушкин создавал роман «Евгений Онегин» в течение семи лет. Поэт сам точно подсчитал время и сделал в сентябре 1830 года такие записи: «1823 год 9 мая Кишинёв – 1830 25 сентября Болдино» «7 лет 4 месяца 17 дней». «Письмо Онегина к Татьяне» было написано Пушкиным в 1831 году.
Первое полное издание романа вышло только в 1833 году, а до этого публиковались отдельные главы по мере их создания. Автор до 1833 года вносил в текст определённые коррективы. В «Евгении Онегине» 8 глав. По цензурным соображениям ему пришлось исключить 8 главу, повествующую о странствиях Онегина. Сейчас она публикуется как приложение к роману и называется «Отрывки из путешествия Онегина». Заключительная девятая глава о возвращении героя в Петербург и встрече с Татьяной в большом свете стала, таким образом, восьмой.
Жанр, направление, род
«Евгений Онегин» является реалистическим социально-психологическим романом в стихах. Он относится к литературному направлению «реализм», так как в нём поэт создал типические характеры, проявляющие себя в типических условиях.
Обычно романы относятся к эпосу, одному из трёх основных родов литературы. Но стихотворная форма «Евгения Онегина» усилила лирическое начало, связанное с личностью автора. По этой причине роман «Евгений Онегин» относится к лиро-эпическим произведениям, сочетающим в себе особенности, присущие не только эпосу, но и лирике.
Сюжет и композиция
Сюжет романа «Евгений Онегин» очень прост. Татьяна Ларина полюбила Онегина сразу, а он полюбил её лишь после глубоких потрясений, которые произошли в его охлаждённой душе. Несмотря на то, что они друг друга любят, они не могут соединить свои судьбы и стать счастливыми. Причина этого — их собственные ошибки. Над причинами этих ошибок автор заставляет читателя размышлять.
Этот простой сюжет изложен по чёткой композиционной схеме. Построена она на основе двух сюжетных линий: Онегин – Татьяна и Онегин – Ленский.
Перед тем, как начинает развиваться сюжет автор даёт в первой главе развёрнутую экспозицию, изображая процесс становления характера Онегина.
Вторая глава — завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).
Третья глава — завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной; Татьяна пишет ему любовное письмо).
Четвёртая глава — в ней любовный сюжет кажется развязанным (Евгений говорит Татьяне, что любит её только как брат), но это ложная развязка.
Пятая глава подготавливает кульминацию второй сюжетной линии (Ленский ревнует свою невесту Ольгу к Евгению).
Шестая глава — кульминация и развязка второй сюжетной линии (дуэль и гибель Ленского).
Седьмая глава — в ней описана жизнь Татьяны после отъезда Евгения из деревни и её приезд в Москву на ярмарку невест.
Восьмая глава — кульминация первой сюжетной линии (Онегин полюбил Татьяну, которая теперь замужем, шлёт ей письмо за письмом с объяснениями в любви, выслушивает её ответ, лишающий его надежды. После ухода Татьяны он остаётся стоять, «как будто громом поражён». В этот момент «шпор незапный звон раздался» и показался Татьянин муж). Кульминация здесь заменила развязку. Финал романа остаётся открытым: автор и читатель расстаются с главным героем на крутом переломе его судьбы. Идейный смысл финала «Евгения Онегина», возможно, состоит в том, что Онегин, отвергнутый Татьяной, сейчас должен осмыслить свою жизнь и попытаться преодолеть свой крайний индивидуализм.
Симметрия и параллелизм — основные принципы организации этого романа. У него «зеркальная» структура: в центре — сцена дуэли, а отдельные эпизоды попарно параллельны.
В первой части романа Евгений приезжает из Петербурга в деревню, Татьяна признаётся ему в письме в своих чувствах к нему, а он в ответ читает ей наставления. Во второй части Татьяна, выйдя замуж, переезжает из деревни в Петербург, Евгений, влюбившись в неё, пишет ей письмо, а она ему отказывает во взаимности и укоряет его, не веря в искренность его любви: «Как с вашим сердцем и умом //Быть чувства мелкого рабом?»
Некоторые детали также перекликаются, например, описание городского и деревенского кабинетов Онегина, книги, который он читал в городе и в деревне.
В тексте есть вставки, которые призваны подчеркнуть достоверность происходящего в романе: письма Татьяны и Онегина, стихи Ленского, песня девушек. Некоторые из них отличаются иной строфикой и имеют отдельное название.
Основной композиционной единицей этого произведения является глава. Каждая из них — это новый этап в развитии сюжета.
Более мелкая композиционная единица в романе — строфа. Каждая строфа — определённый элемент движения сюжета.
Лирические отступления (их в романе 27) — это внесюжетные композиционные элементы, хотя обычно они связаны с сюжетом. Лирические отступления составляют почти треть объёма романа.
Тематика и проблематика
По словам В. Г. Белинского, роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». Такую оценку произведению критик дал потому, что оно отличается богатством содержания, жизненного материала, а также разнообразием и глубиной разработки поставленных в нём проблем.
Разносторонность проблематики и тематики своего произведения отметил и Пушкин. В начале романа он обращается к читателю со словами: «…Прими собранье пёстрых глав…»
В «Евгении Онегине» изображена эпоха создания романа, жизнь дворян, помещиков, то есть представителей господствующего класса. Автор поставил себе такую задачу: показать бытовой и культурный уклад дворянского общества его времени. Когда он говорит о крестьянах и крепостных слугах, то каждый раз хотя бы намёком указывает на их тяжёлую жизнь. Создав реалистические образы типичных представителей современного ему дворянства, поэт затронул следующие темы:
Тематика романа «Евгений Онегин» расширена за счёт лирических отступлений, в которых автор размышляет об очень многом. Темы лирических отступлений:
Центральными темами романа «Евгений Онегин» являются две темы:
Через них проходит главная социально-историческая проблема русского общества всего 19 века: противопоставление европейски просвещённого дворянства и большей части русского общества, которая сохранила национальные основы и традиции.
Пушкин обозначает в романе и нравственно-философские проблемы:
Идея и пафос
Чтобы определить идею, главную мысль романа «Евгений Онегин», нужно внимательно его прочесть и подумать, почему его главные герои, Онегин и Татьяна Ларина несчастны. Ведь их деревенские соседи вполне довольны своей жизнью. Дело в том, что эти помещики являются, в основном, ограниченными людьми, вроде отца Татьяны и Ольги или дяди Онегина, которые не читали книг, спокойно жили, заботясь лишь о еде и питье.
Герои же, способные к сильным чувствам, такие, как Онегин, Татьяна, Ленский, несчастны. Дело в том, что в этом виновны воспитание, среда, обстановка. Ведь Ленский погиб в значительной степени от своего неправильного отношения к жизни. Онегин и Татьяна по своему воспитанию и положению в обществе не в состоянии находить счастье в полезной деятельности, в помощи другим людям. Их характер и ошибки, связанные с их воспитанием и положением, мешают им устроить себе личное счастье. Автор показал, что во всех роковых ошибках его героев виновата в большей мере среда, сформировавшая такие характеры и сделавшая несчастными этих людей. Из этого можно сделать вывод, что главная мысль романа «Евгений Онегин», его идея состоит в том, что крепостнический строй, тяжёлый труд крепостных людей и безделье их господ коверкали судьбу не только крепостных, но и лучших из дворян.
В изображении Пушкиным высшего света преобладает сатирический пафос, поэт показывает, что светское общество занимает «бессвязный, пошлый вздор».
Поместное дворянство, быт помещиков, их интересы поэт описывает не сатирически, а с иронией, так как провинциальные дворяне ведут более деятельный образ жизни и более естественны, чем представители светского общества. Но при этом автор осуждает крепостнические отношения.
Система образов
В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил в основном не крестьян и не слуг, а их господ, так как поставил себе задачу дать верную, широкую картину дворянского общества первой четверти 19 века.
В основе системы образов этого произведения лежит противопоставление города деревне, вненационального национальному. Именно так располагаются все герои романа «Евгений Онегин»: петербургский и московский свет; семья Лариных и их соседи-помещики.
Главные герои противопоставлены друг другу: Евгений Онегин, являющийся представителем «русского байронизма», и Татьяна Ларина — «русская душою», национальный идеал русской женщины.
В системе образов прослеживаются также следующие параллели:
Все персонажи (и главные, и второстепенные, и эпизодические) являются типическими героями в типических обстоятельствах.
Художественное своеобразие
Роман «Евгений Онегин» является уникальным художественным произведением, представившим широкую картину жизни русского дворянства первой четверти 19 века. С большим мастерством А. С. Пушкин создал портрет эпохи и её представителей. Роман отличает богатство языка, выразительность пейзажей, мастерство детали.
Стихотворный размер, которым написан роман «Евгений Онегин» — четырёхстопный ямб. Для этого произведения Пушкин создал особую строфу, получившую название онегинской строфы, которая состоит из 14 строк, расположенных по схеме AbAb CCdd EffE gg (перекрёстные, смежные, опоясывающие рифмы и заключительное двустишие). Онегинской строфой написан почти весь роман за исключением песни девушек и писем Татьяны и Онегина.
Пушкин ввёл в текст романа некоторые иностранные слова, порой даже используя латинские буквы (жилет, фрак, сплин, dandy и т. д.), но при этом включил и разговорную, порой простонародную лексику (молвь, топ, хлоп, повесил нос).
Язык героев соответствует их настроению и характеру, а письма Татьяны и Онегина по праву причисляются к шедеврам пушкинской любовной лирики. Поэт передаёт тончайшие нюансы чувств, показывая, что русский язык способен передать сложные чувства и глубокие мысли. Поэтические обороты, метафоры в этом романе в стихах отличаются особой яркостью и убедительностью.
Природа в романе «Евгений Онегин» часто связана с личными переживаниями автора. В произведении меняются времена года, меняется вместе с ними и настроение поэта. Описание природы, пейзажа рисуют реалистичные и одновременно очень поэтичные картины русской зимы и осени, Италии, моря.
Значение произведения
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» оказал сильное влияние на судьбу русской литературы. В девятой статье В. Г. Белинского, которая входит в цикл «Сочинения Александра Пушкина», критик о «Евгении Онегине» говорит, что этот роман оказал «огромное влияние и на современную… и на последующую русскую литературу», а также на общественную жизнь в целом. Отмечая значение этого романа, Белинский пишет: «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
Чему учит роман в стихах «Евгений Онегин»
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» учит читателей многому: