Анализ произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

История создания и публикации

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год (причём черновые наброски к «Тамани» и «Фаталисту» были сделаны осенью 1837 года). Это единственный завершённый роман поэта. Начал он его писать после высылки из Петербурга на Кавказ.

Сначала был опубликован не роман, а повести, которые потом вошли в него. В журнале «Отечественные записки» были опубликованы повести:

  • «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе» (март 1839 года);
  • «Фаталист» (ноябрь 1839 года);
  • «Тамань» (февраль 1840 года).

Весь роман, состоящий из 2 частей и 5 глав, вышел в «Отечественных записках» в апрельском номере за 1840 год.

Сначала Лермонтов назвал роман «Один из героев начала века» — такое название фигурирует в рукописях (некоторые литературоведы предлагают читать название как «Один из героев нашего века»). Оно напоминало название романа А. Мюссе «Исповедь сына века», поэтому по рекомендации издателя журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского поэт назвал свой роман «Герой нашего времени».

Направление и жанр

«Герой нашего времени» является первым русским реалистическим социально-психологическим и нравственно-философским романом о трагедии сложной, рефлексирующей личности в условиях России 30-х годов 19 века.

В этом произведении есть и черты романтизма:

  • лиризм повествования;
  • пристальное внимание к внутреннему миру человека;
  • неясность прошлого главного героя;
  • исключительность натуры героя и многих ситуаций;
  • близость сюжета «Бэлы» романтической поэме «Демон»;
  • повышенная экспрессивность стиля (это особенно относится к «Тамани»).

«Герой нашего времени» — реалистическое произведение. В романе проявляются следующие признаки реализма:

  • объективность авторской позиции по отношению к герою;
  • создание образа «лишнего человека» — типичного представителя эпохи;
  • стремление автора объяснить особенности личности героя с точки зрения психологии, учитывая при этом условия окружающей жизни;
  • типичность и второстепенных персонажей романа;
  • воссоздание сложных и противоречивых отношений личности и общества;
  • показ разных сфер действительности, разных характеров и типов быта.

Жанровая специфика романа «Герой нашего времени» была новой для того времени. Автор создал синтез повествовательных жанров:

  • путевые заметки;
  • очерк;
  • новелла;
  • психологическая и философская повести;
  • дневники;
  • исповедь.

«Герой нашего времени» является первым психологическим романом в русской литературе, так как автор показал «историю души человеческой», внутреннюю жизнь главного героя. Для этого были использованы различные средства:

  • диалоги;
  • монологи (в том числе внутренние);
  • пейзаж;
  • психологический портрет;
  • сама композиция романа.

Сюжет и композиция

В «Герое нашего времени» отсутствует сквозная сюжетная линия с завязкой и развязкой. У каждой части этого романа свой сюжет и герои. И всё же это цельное произведение, части которого объединены главным героем, общей идеей и проблематикой. Все персонажи романа подчинены задаче раскрытия характера главного героя.

Раскрытию личности Печорина подчинена и другая особенность композиции: части романа расположены с нарушением хронологической последовательности событий.

Сначала в повести «Бэла» читатель узнаёт о Печорине от офицера Максима Максимыча, человека, совершенно отличного от него по воспитанию и духу. Максим Максимыч только отметил особенности поведения «странного человека», который остался для него (и для читателя) загадкой.

В рассказе «Максим Максимыч» повествователь (попутчик Максима Максимыча, более близкий Печорину по развитию и возрасту) пытается объяснить особенности главного героя романа.

Наконец, читатель знакомится с дневником Печорина, его своеобразной исповедью.

Такое построение романа помогает понять особенности характера главного героя. Если бы Лермонтов расположил части этого произведения, исходя из биографии Печорина, то они расположились бы следующим образом:

  1. «Тамань»;
  2. «Княжна Мери»;
  3. «Бэла»;
  4. «Фаталист»;
  5. «Максим Максимыч»;
  6. Предисловие к «Журналу Печорина».

Но тогда не получилась бы романа как единого произведения.

Автор избрал такую композицию романа, которая помогает читателю постепенно понять душевный мир героя. Лермонтов выстраивал не биографию Печорина, а историю развития его души. История такой сложной, противоречивой личности не поддаётся последовательному изложению. Поэтому и порядок глав романа не соответствует последовательности событий в жизни героя.

Таким образом, композиция романа играет важную роль в раскрытии образа Печорина, поскольку её общий принцип — это движение от загадки к разгадке.

Интересно, что в «Герое нашего времени» есть «композиционное кольцо»: действие романа завершается в той же крепости, в которой началось («Фаталист», «Бэла»). Именно в повести «Фаталист» ставится вопрос о том, предопределено ли назначение человека божественной волей или он сам своей волей определяет его.

Тематика и проблематика

Главная тема «Героя нашего времени» — процесс самопознания личности, исследование духовного мира человека. Лермонтов заострил внимание на проблеме личности, которая находится в конфликте с обществом.

В романе прослеживаются также следующие темы:

  • свобода личности и предопределение («Фаталист»);
  • истинный и ложный романтизм (столкновения подлинного романтика Печорина с героями, обладающими только внешними атрибутами романтизма: горцами, контрабандистами, Вернером, Грушницким);
  • взаимоотношения незаурядной личности и косной среды (Печорина и «водяного общества»);
  • отношения людей разных поколений (Печорин — Максим Максимыч);
  • истинная и ложная дружба (Печорин и Максим Максимыч; Печорин и Грушницкий);
  • любовь (героини показывают разные грани любви и помогают выявить отношение Печорина к любви и к нравственно-философским проблемам).

Общая нравственно-философская проблематика романа «Герой нашего времени» — поиск смысла жизни, стремление личности к самопознанию. В рамках этой проблематики в романе ставятся сложнейшие вопросы:

  • В чём состоит смысл жизни?
  • Что такое добро и зло?
  • Предопределена ли судьба человека, или он свободен?
  • Несёт ли человек за свои поступки нравственную ответственность?
  • Имеет ли право человек играть душой, судьбой и жизнью других людей?

Благодаря постановке этих проблем всесторонне раскрывается тема личности.

На первый план в своём романе Лермонтов вынес главную проблему — возможность действия человека в эпоху «безвременья».

Основные герои

В романе «Герой нашего времени» один главный герой — Печорин. Он жаждет деятельности, но занят мелочными, бесполезными делами. Нигде не находя истинной жизни, Печорин становится скептиком. По мысли автора причиной этого является несовершенство российского общества 30-х годов 19 века.

Скептическое отношение Печорина к моральным и общественным ценностям, его индивидуализм, эгоцентризм в сочетании с беспощадной самооценкой позволяет применить к нему понятие «лишний человек». Печорину присуще стремление в деятельности, но у него нет жизненной цели. Печорин — герой времени, так как относится к социально-психологическому типу человека 30-х годов 19 века, неудовлетворённого существующей жизнью. Именно эта неудовлетворённость, скепсис позволяют начать пересмотр старого мировоззрения.

Для Печорина характерны и пороки своего века. Но, неся страдания другим, он сам тоже несчастлив. Одна из основных черт Печорина — рефлексия (самонаблюдение, осмысление своих ощущений, чувств, действий). Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, которые присущи всему его поколению. Эгоизм главного героя, его стремление сделать других людей игрушкой в своих руках, пренебрежение к их чувствам — всё это отразилось в его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Бэлы и Грушницкого, к страданиям Веры и княжны Мери.

Противоречие его натуры заметнее всего проявляется в любовных интригах. В глазах женщин Печорин часто предстаёт в образе романтического героя, но ни одну из них он не сделал счастливой, хотя и сам разочаровывается в любви, относясь к ней, как к способу развеять скуку и однообразие жизни.

Женщины, с которыми свела судьба Печорина, оказались жертвенными натурами, покорными его воле:

  • ради него Бэла смиряется с тем, что разрушена её семья, погиб отец;
  • Вера нарушает святость брачных уз;
  • Мери готова презреть светские приличия.

Печорин одинок, он не способен вступать в гармоничные отношения с людьми. Это проявляется и в его скептическом отношении к дружбе. У него нет друзей, есть только приятели: доктор Вернер, Грушницкий.

Доктору Вернеру тоже присущ скептицизм и аналитический ум, но он, в отличие от Печорина, не принимает активного проявления зла, поэтому отшатнулся от приятеля, убившего Грушницкого.

Грушницкий является антиподом Печорина. Его псевдоромантизм противопоставляется истинному романтизму Печорину.

Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.

В сравнении с горцами и контрабандистами Печорин предстаёт как личность исключительная и даже демоническая. В его отношении к «водяному обществу» раскрывается тема сопоставления «героя времени» с людьми того круга, к которому он принадлежит.

Таким образом, все персонажи романа служат для раскрытия черт личности главного героя.

Художественное своеобразие

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов по-новому использовал традиционные романные средства. Он первым открыл в русской прозе психологический портрет, который связывает внешность героя с чертами его характера, внутренним миром. Читатель обращает внимание на то, что детали внешности несут информацию о чувствах, мыслях, настроении, переживании героя.

Такой портрет Печорина дан в главе «Максим Максимыч»:

  • его стройный стан, широкие плечи свидетельствовали о том, что он может переносить трудности кочевой жизни;
  • то, что он не размахивал при ходьбе руками, указывало на скрытность характера;
  • глаза его «не смеялись, когда он смеялся» — это признак постоянной грусти или злого нрава.

Психологический портрет главного героя построен на антитезах и оксюморонах, которые подчёркивают противоречивость, сложность личности Печорина:

  • чёрные брови и светлые волосы;
  • крепкое сложение и нежность бледной кожи;
  • пыльный сюртук и «ослепительно чистое бельё» под ним.

Особенности пейзажа в каждой из глав романа связаны с её жанром:

  • С документальной точностью описывается природа в главе «Бэла», написанной в форме путевых заметок.
  • В авантюрно-приключенческой новелле «Тамань» пейзаж окружает таинственным ореолом героев. Бушующая стихия показывает их бесстрашие.
  • В главе «Княжна Мери» природа располагает людей к определённому настроению.
  • В «Фаталисте» звёздное небо — символ гармонии, которой Печорину не хватает в его жизни.

Пейзаж помогает понять неординарность и глубину личности Печорина. Например, в «Журнале Печорина» пейзажные зарисовки раскрывают тонкую душевную организацию главного героя, который даёт поэтические описания пейзажа.

Особенности языка романа свидетельствуют о художественном мастерстве Лермонтова. Высочайшую оценку этого мастерства дали Д. В. Григорович, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, который называл прозу Лермонтова правильной, прекрасной и благоуханной.

Значение романа

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии темы «героя времени», начатой А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Лермонтов показал сложность и противоречивость такого человека и открыл путь в разработке этой темы для писателей второй половины 19 века, которые по-новому оценили тип «лишнего человека», акцентируя внимание на его недостатках, а не на достоинствах. Проблема поиска «героя времени» актуальная и в наше время.

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в становлении жанровой формы реалистического социально-психологического романа. Затем по этому пути пошли русские писатели второй половины 19 века, которые дали свои варианты произведений такого рода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *