Комедию в стихах «Горе от ума» написал Александр Сергеевич Грибоедов. Это сатирическое произведение высмеивает нравы светского московского общества во времена крепостничества.
Содержание
История создания
Замысел комедии у А. С. Грибоедова возник в 1816 году. Окончательно замысел «Горя от ума» в его творческом воображении сложился в 1820 году, когда Александр Сергеевич был в составе русской дипломатической миссии в Иране (Персии), в городе Тавризе.
В Тифлисе, куда Грибоедов прибыл в конце 1821 года, он продолжил работу над созданием комедии. Закончена работа над комедией была уже в Москве в 1824 году.
Цензура разрешила опубликовать только отрывки из «Горе от ума» (в начале 1825 года в альманахе «Русская Талия» были опубликованы четыре сцены из 1-го действия и всё 3-е действие).
Комедия Грибоедова стала широко известна благодаря рукописным копиям (их называли «списками»). Только в 1833 году, уже после смерти автора, она была опубликована, но со значительными сокращениями. Полностью «Горе от ума» было напечатано только в 1862 году.
Направление и жанр
Литературный жанр «Горя от ума» — комедия. Это произведение относится к литературному направлению реализм.
Заслуга Грибоедова состоит в том, что он создал первую русскую реалистическую комедию. В то время на русской сцене господствовал классицизм, и драматургу пришлось считаться с его требованиями и сохранить в комедии некоторые его особенности. Из принципа трёх единств (времени, места и действия) автор сохранил два: единство времени (действие происходит в течение одного дня) и единство места (действие происходит в доме Фамусова). Но единство действия в пьесе нарушено, так как в ней присутствует два конфликта (общественный и личный), а значит существуют и две сюжетные линии.
В рамки традиционной классической комедии автор «Горя от ума» включил черту, характерную для реалистического литературного направления — изображение героев в типических обстоятельствах.
Тематика и проблематика
«Горе от ума» — комедия сатирическая, поэтому её тематику составляют общественно-политические вопросы, наиболее актуальные для той эпохи. Все эти вопросы получают разную оценку от Чацкого и от представителей фамусовского общества. У них разные суждения по следующим вопросам жизни русского общества:
В комедии «Горе от ума» подняты проблемы, наиболее актуальные для России первой четверти 19 века:
Особое место в комедии Грибоедова занимает философская проблема ума и глупости. В пьесе представлены два типа ума:
Конфликт в «Горе от ума» построен так, что каждая из противоборствующих сторон считает себя умной, а тех, кто не разделяет её взглядов, глупцами или сумасшедшими.
Сюжет и композиция
Многих современников Грибоедова в построении пьесы смутило отсутствие плана. Отвечая на их упрёки, автор «Горя от ума» написал: «План прост и ясен по исполнению. Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку».
Первая сюжетная линия основана на любовном конфликте, но любовной интригой всё содержание пьесы не исчерпывается. Вторая сюжетная линия связана с социальным конфликтом, и с развитием действия этот конфликт становится основным в пьесе. В его основе — столкновение между «веком нынешним» (его представитель — Чацкий) и «веком минувшим», который представляет фамусовское общество.
Композиция комедии «Горе от ума» следующая:
Отъезд Чацкого из Москвы нельзя в полной мере назвать развязкой общественного конфликта. Финал пьесы можно назвать открытым, ведь современники сопоставляли Чацкого с декабристами, а значит, спор таких героев, как Чацкий, с устоями «века минувшего» только начинался.
Основные герои
В «Горе от ума» отсутствуют образы-маски, нет схематизма, присущего комедиям классицизма. Автор создал реальные типы своих современников.
Система образов «Горя от ума» основана на принципе реалистической типизации. В этой комедии отсутствует деление персонажей на положительных и отрицательных, в отличие от произведений классицизма.
Главные герои «Горя от ума», участники «любовного треугольника» — Чацкий, Софья, Молчалин — это полнокровные живые образы, а не образы-маски. Грибоедов переосмыслил традиционные амплуа, например, Чацкий носит одновременно и амплуа умника, и амплуа глупца.
Художественное своеобразие
Комедии «Горе от ума» присуще новаторство языкового стиля. Оно проявилось в следующем:
Таким образом, ритмическая гибкость в сочетании с естественностью разговорного языка способствовала тому, что «Горе от ума» стало ярчайшим образцом поэтического реализма.
Значение произведения
Комедия А. С. Грибоедова занимает особое место среди произведений русской классической литературы. Она вместе с трагедией А. С. Пушкина «Борис Годунов», написанной в 1825 году, ознаменовала начало реалистического этапа развития русской литературы.
Традиции «Горя от ума» развил Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор», унаследовал их и А. Н. Островский, драматург, завершивший создание русского национального реалистического театра.
Образы сатирической комедии Грибоедова волнуют и наших современников, так как многое из того, о чём спорили герои пьесы, существует и в наши дни. До сих пор режиссёры ставят эту комедию в театрах, находя новые грани в образах её персонажей. Гениальное произведение А. С. Грибоедова, по словам И. А. Гончарова, «переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности».
Чему учит комедия в стихах «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» учит читателей быть непримиримыми к подлости, лицемерию, несправедливости, учит быть принципиальными и честными. Даже если окружающие не разделяют ваши взгляды на различные стороны жизни, не следует изменять своего мнения, если оно соответствует нравственности и справедливости.
Комедия «Горе от ума» заставляет задуматься о том, что нужно учиться доносить своё мнение до окружающих, если оно справедливо и может помочь искоренить их заблуждения.