Анализ произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Комедию в стихах «Горе от ума» написал Александр Сергеевич Грибоедов. Это сатирическое произведение высмеивает нравы светского московского общества во времена крепостничества.

История создания

Замысел комедии у А. С. Грибоедова возник в 1816 году. Окончательно замысел «Горя от ума» в его творческом воображении сложился в 1820 году, когда Александр Сергеевич был в составе русской дипломатической миссии в Иране (Персии), в городе Тавризе.

В Тифлисе, куда Грибоедов прибыл в конце 1821 года, он продолжил работу над созданием комедии. Закончена работа над комедией была уже в Москве в 1824 году.

Цензура разрешила опубликовать только отрывки из «Горе от ума» (в начале 1825 года в альманахе «Русская Талия» были опубликованы четыре сцены из 1-го действия и всё 3-е действие).

Комедия Грибоедова стала широко известна благодаря рукописным копиям (их называли «списками»). Только в 1833 году, уже после смерти автора, она была опубликована, но со значительными сокращениями. Полностью «Горе от ума» было напечатано только в 1862 году.

Направление и жанр

Литературный жанр «Горя от ума» — комедия. Это произведение относится к литературному направлению реализм.

Заслуга Грибоедова состоит в том, что он создал первую русскую реалистическую комедию. В то время на русской сцене господствовал классицизм, и драматургу пришлось считаться с его требованиями и сохранить в комедии некоторые его особенности. Из принципа трёх единств (времени, места и действия) автор сохранил два: единство времени (действие происходит в течение одного дня) и единство места (действие происходит в доме Фамусова). Но единство действия в пьесе нарушено, так как в ней присутствует два конфликта (общественный и личный), а значит существуют и две сюжетные линии.

В рамки традиционной классической комедии автор «Горя от ума» включил черту, характерную для реалистического литературного направления — изображение героев в типических обстоятельствах.

Тематика и проблематика

«Горе от ума» — комедия сатирическая, поэтому её тематику составляют общественно-политические вопросы, наиболее актуальные для той эпохи. Все эти вопросы получают разную оценку от Чацкого и от представителей фамусовского общества. У них разные суждения по следующим вопросам жизни русского общества:

  • отношение к крепостному праву, богатству, службе, чинам, образованию, просвещению, народу, национальной культуре;
  • преклонение перед всем иностранным и прежними авторитетами;
  • свободный выбор жизненного пути.


В комедии «Горе от ума» подняты проблемы, наиболее актуальные для России первой четверти 19 века:

  • проблема социально-политического устройства России;
  • честное служение Отечеству;
  • вред чинопочитания, бюрократии;
  • сохранение национальной самобытности русской культуры;
  • проблемы воспитания и образования.

Особое место в комедии Грибоедова занимает философская проблема ума и глупости. В пьесе представлены два типа ума:

  • практический, житейский ум (Фамусов, Молчалин);
  • ум свободного мыслителя (Чацкий) — именно такому уму «горе» (Чацкий объявлен фамусовским обществом сумасшедшим).

Конфликт в «Горе от ума» построен так, что каждая из противоборствующих сторон считает себя умной, а тех, кто не разделяет её взглядов, глупцами или сумасшедшими.

Сюжет и композиция

Многих современников Грибоедова в построении пьесы смутило отсутствие плана. Отвечая на их упрёки, автор «Горя от ума» написал: «План прост и ясен по исполнению. Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку».

Первая сюжетная линия основана на любовном конфликте, но любовной интригой всё содержание пьесы не исчерпывается. Вторая сюжетная линия связана с социальным конфликтом, и с развитием действия этот конфликт становится основным в пьесе. В его основе — столкновение между «веком нынешним» (его представитель — Чацкий) и «веком минувшим», который представляет фамусовское общество.

Композиция комедии «Горе от ума» следующая:

  • Экспозиция конфликтного развития — это первые 5 явлений действия I (в них представлена картина жизни в доме Фамусова до приезда Чацкого, также читатель узнаёт о любви Софьи к Молчалину).
  • Завязка любовной интриги — это 9-е явление действия I (приезд влюблённого в Софью Чацкого).
  • Завязка общественного конфликта — 2-е явление действия II (столкновение Чацкого с Фамусовым по вопросу о нравах).
  • Кульминация в развитии обоих конфликтов — 14–22-е явления действия III (возникновение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого).
  • Развязка любовной интриги — 12–14 явления действия IV (Софья понимает, что обманута Молчалиным, а Чацкий разочаровывается в Софье и уезжает из Москвы).

Отъезд Чацкого из Москвы нельзя в полной мере назвать развязкой общественного конфликта. Финал пьесы можно назвать открытым, ведь современники сопоставляли Чацкого с декабристами, а значит, спор таких героев, как Чацкий, с устоями «века минувшего» только начинался.

Основные герои

В «Горе от ума» отсутствуют образы-маски, нет схематизма, присущего комедиям классицизма. Автор создал реальные типы своих современников.

Система образов «Горя от ума» основана на принципе реалистической типизации. В этой комедии отсутствует деление персонажей на положительных и отрицательных, в отличие от произведений классицизма.

Главные герои «Горя от ума», участники «любовного треугольника» — Чацкий, Софья, Молчалин — это полнокровные живые образы, а не образы-маски. Грибоедов переосмыслил традиционные амплуа, например, Чацкий носит одновременно и амплуа умника, и амплуа глупца.

Художественное своеобразие

Комедии «Горе от ума» присуще новаторство языкового стиля. Оно проявилось в следующем:

  • Комедия написана не шестистопными ямбами (как полагалось в классической комедии), а, по словам В. Г. Белинского, «вольными стихами, как до того писались только басни».
  • Комедия написана живым разговорным русским языком, а не книжным. Это помогло создать реалистические типы героев пьесы. Автор наделил персонажей различными стилями речи, и это помогает лучше узнать их характер.
  • «Каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротой ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу» (В. Г. Белинский). Множество афоризмов из «Горя от ума» стало восприниматься как народные пословицы и поговорки («свежо предание, а верится с трудом», «злые языки страшнее пистолета» и другие).

Таким образом, ритмическая гибкость в сочетании с естественностью разговорного языка способствовала тому, что «Горе от ума» стало ярчайшим образцом поэтического реализма.

Значение произведения

Комедия А. С. Грибоедова занимает особое место среди произведений русской классической литературы. Она вместе с трагедией А. С. Пушкина «Борис Годунов», написанной в 1825 году, ознаменовала начало реалистического этапа развития русской литературы.

Традиции «Горя от ума» развил Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор», унаследовал их и А. Н. Островский, драматург, завершивший создание русского национального реалистического театра.

Образы сатирической комедии Грибоедова волнуют и наших современников, так как многое из того, о чём спорили герои пьесы, существует и в наши дни. До сих пор режиссёры ставят эту комедию в театрах, находя новые грани в образах её персонажей. Гениальное произведение А. С. Грибоедова, по словам И. А. Гончарова, «переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности».

Чему учит комедия в стихах «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» учит читателей быть непримиримыми к подлости, лицемерию, несправедливости, учит быть принципиальными и честными. Даже если окружающие не разделяют ваши взгляды на различные стороны жизни, не следует изменять своего мнения, если оно соответствует нравственности и справедливости.

Комедия «Горе от ума» заставляет задуматься о том, что нужно учиться доносить своё мнение до окружающих, если оно справедливо и может помочь искоренить их заблуждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.