Анализ произведения И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

История создания

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» написал русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Год написания и публикации — 1915. Непосредственным импульсом к возникновению замысла этого рассказа, по свидетельству автора, стало название повести Т. Манна «Смерть в Венеции».

Сначала Бунин назвал рассказ «Смерть на Капри» и поместил к нему эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»

Работая над рассказом, Бунин отказался от названия, содержавшего слово «смерть», а в последний редакции 1951 года он снял эпиграф. Но ощущение катастрофичности и без такого заголовка и эпиграфа всё равно пронизывает это произведение.

После первой публикации в сборнике «Слово» рассказ сразу же имел шумный успех, одно за другим последовали его переиздания и переводы на иностранные языки.

Направление, род и жанр


«Господин из Сан-Франциско» Бунина отражает в форме детального повествования судьбу главного персонажа, поэтому относится к эпосу (одному из трёх родов литературы). Жанр этого произведения — рассказ. Принадлежит бунинский рассказ к литературному направлению реализма, которое характеризуется объективным изображением действительности. Автор стремился достоверно изобразить действительность в её типичных чертах. Образы персонажей рассказа типичны и достоверны.

Сюжет и композиция

Сюжет рассказа «Господин из Сан-Франциско» содержит линейную последовательность событий. Краткое содержание этого произведения можно описать в несколько строк.

Богатый американец устроил для себя и своей семьи длительное путешествие. Маршрут господин из Сан-Франциско выработал обширный: Европа, Палестина, Египет, Япония. Герой был уверен, что заслужил это двухгодичное путешествие с различными удовольствиями, так как, дожив до пожилого возраста, не отдыхал, а работал и эксплуатировал рабочих-китайцев для того, чтобы разбогатеть. Путешествие началось в ноябре плаванием через Атлантический океан на знаменитом корабле «Атлантида». Но в декабре, в предрождественскую неделю, этот богатый бизнесмен внезапно умер, и его тело было отправлено на том же корабле в Америку.

В экспозиции рассказа автор детально рассказывает, почему герой отправился в путешествие и с какой целью (для отдыха после многолетнего труда по сколачиванию богатства, надеясь получить в пути всевозможные удовольствия и наслаждения). Для путешествия герой выбрал корабль «Атлантида», похожий «на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой». Жизнь на корабле ничем не омрачала настроение американского туриста.

Завязке и развитию действия соответствуют нарушение ожиданий богатого туриста, его растущее недовольство. Первоначальный план путешествия ему пришлось изменить из-за непогоды, и он отправился из Неаполя на остров Капри, надеясь, что там солнечная погода.

Кульминация рассказа — это сцена, рисующая неожиданную смерть господина из Сан-Франциско в отеле на Капри. На этом сюжетный потенциал истории о судьбе господина из Сан-Франциско исчерпан, наступила развязка: тело богача в трюме корабля «Атлантида» отправлено «домой, в могилу, на берега Нового Света».

В финале Бунин показывает, что история о неудавшемся путешествии господина из Сан-Франциско — это только часть общей картины жизни, которая находится в поле авторского зрения. Читатель видит Неаполитанский залив, уличный рынок, лодочника Лоренцо, абруццких горцев. Автор передаёт обобщающую характеристику «радостной, прекрасной, солнечной» страны.

Композиция произведения является закольцованной. В начале рассказа представлена жизнь на корабле «Атлантида» богатых людей, направляющихся из Америки в Европу. Финальная страница рассказа снова описывает этот знаменитый пароход, возвращающий мёртвого господина из Сан-Франциско в Америку. Такая особенность композиции (композиционный повтор) придаёт произведению гармоничную завершённость и укрупняет масштаб созданной автором картины.

Тематика и проблематика

Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» обширна. Автор в небольшом по объёму произведении осветил следующие проблемы:

  • Философские (смысл жизни; человек и Вселенная; бренность бытия; жизнь и смерть).
  • Социальные (отношение человека к власти над людьми, которую даёт богатство; богатство и бедность).
  • Нравственные (бездуховность; лицемерие; фальшь).

Основная проблема рассказа — проблема смысла жизни.

Темы рассказа «Господин из Сан-Франциско»:

  • жизненные ценности;
  • технический прогресс;
  • любовь;
  • природа.

Основная тема произведения — жизненные ценности. Автор показал, что, если главное в жизни человека — это деньги, богатство, то творчество и всё прекрасное многообразие мира остаются у такого человека «за бортом» корабля его жизни.

Технический прогресс в рассказе олицетворяет сложное устройство исполинского парохода, которое позволяет путешествующим богачам не ощущать грозную стихию океана и проводить время, наслаждаясь комфортом. Получается, что человек технически развитой цивилизации теряет своё естество, считая себя центром мира, заботясь только о своих удовольствиях, не задумываясь о необъятности мира и силе природных стихий.

Тема природы внутренне организует рассказ. Величава природа Италии, «радостной, прекрасной, солнечной» страны. Автор отмечает, что красоту гор Италии «бессильно выразить человеческое слово».

Тема любви не является главной в рассказе, автор лишь упоминает, что у дочери господина из Сан-Франциско «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча» с принцем одного азиатского государства. Её девичью душу пробудила знатность рода этого некрасивого человека. Девушку волновало, что под его кожей «текла древняя царская кровь».

Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Идея (основная мысль) рассказа «Господин из Сан-Франциско» состоит в том, чтобы показать, как хрупка жизнь человека, как она отвратительна, если у человека отсутствует духовное начало и красота души, а есть только богатство и власть над людьми, которые оказываются ничем перед лицом смерти.

С этой идеей связана мысль автора о гибели сложившегося миропорядка. Смысл эпиграфа (снятого Буниным в 1951 году) состоит в том, что миропорядок, современный автору, может рухнуть. Для эпиграфа Бунин взял слова из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Эта фраза напоминает о пире Валтасара, последнего халдейского правителя Вавилона, в ночь взятия Вавилона персами. В эпиграфе Вавилон — символ погибшей цивилизации, которая казалась такой же крепкой, как жизнь богатого и всемогущего героя бунинского рассказа. Своим рассказом Бунин указал на духовную ничтожность «хозяев жизни», на их бесчеловечность и на то, что цивилизация, у которой такие властелины, обречена на гибель.

Философский смысл этого произведения состоит в хрупкости бытия человека, в ничтожности богатства и власти перед лицом смерти, в неизбежности гибели бездуховной и бездушной цивилизации.

Пафос рассказа заключается в чувстве неизбежной гибели такой цивилизации с её грандиозными проектами. Позиция автора состоит в том, что нужно усмирять человеческую гордыню, что мирская суета тщетна. Бунин поставил в основе конфликта рассказа «Господин из Сан-Франциско» противостояние между мирскими вещами (богатства, удовольствий, развлечений) и вечным началом, которое представлено в этом произведении самой смертью.

Основные герои

Главные герои рассказа «Господин из Сан-Франциско» — сам господин и его семья: жена и дочь. Как звали господина и его близких — неизвестно. В рассказе у господина из Сан-Франциско нет имени для того, чтобы показать типичность данного персонажа, его бездуховность, принадлежность к механической цивилизации. Задачей автора было показать не определённую человеческую индивидуальность, а социальный тип миллионера, «полого человека», не имеющего души, для которого смысл жизни — в наживе, погоне за деньгами.

Художественное своеобразие

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» осуществляется символизация его названия, героев, вещей, деталей.

Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? Потому что именно Америка у Бунина — это символ богатства, а именно, американский город Сан-Франциско, прославившийся после «золотой лихорадки» 19 века, когда в Клондайке нашли золото.

Символика пронизывает весь текст рассказа:

  • Символично название корабля, на котором отправился в путешествие главный герой. Корабль «Атлантида» назван по имени затонувшего мифического континента. Этот гигантский пароход является своего рода моделью социального общества, где внизу снуют рабочие, ошалевшие от адской жары и грохота, а вверху наслаждаются удовольствиями богачи.
  • Образ корабля «Атлантида» особенно символичен в его финальной зарисовке, кажется, что пир на его палубах — это пир на краю пропасти. Жизнь на корабле шла своим чередом, но за его бортом бушевала буря и гудел, «как погребальная месса», океан.
  • Образ океана, ходившего «траурными от серебряной пены горами», — это тоже символ бушующей, грозной жизни, о которой не думают богатые пассажиры корабля.
  • Символичен и образ Дьявола, следившего со скал Гибралтара за уходившим кораблём (богач всегда служил нечистой силе).

Все эти символические образы противопоставлены образу Лоренцо, старика-лодочника, беззаботного гуляки и красавца, а также двум абруццким горцам, народным певцам, восхвалявших матерь божию, солнце и утро в этой «радостной, прекрасной, солнечной» стране.

Важными средствами художественной выразительности выступает в рассказе «Господин из Сан-Франциско» не только символика, но и художественные детали, антитеза, сравнения, эпитеты.

Точность и конкретность изображаемых деталей нужна Бунину для создания художественно убедительной картины, для конкретизации сюжетного движения и для отображения состояния окружающей действительности.

В своём рассказе Бунин широко использует антитезу, уже в описании корабля «Атлантида» содержится противопоставление. Богатые туристы пьют в баре ликёры и виски, едят в ресторанах изысканную еду, наслаждаются комфортом, а их сладкая жизнь обеспечивается тяжким трудом вахтенных, кочегаров, поваров, слуг.

Интересны в рассказе такие тропы как сравнения и эпитеты. Примеры сравнений: «цветистая, как хвост павлина, волна», океан, гудевший, «как погребальная месса», «красавец, похожий на огромную пиявку». Примеры эпитетов: «серебристо-жемчужная рябь залива», «жемчужные волосы», «серебряные усы», «адская мрачность». Составной эпитет «грешно-скромная девушка» является оксюмороном (сжатой до парадокса антитезой).

Есть в рассказе и такая разновидность метафоры как олицетворение («огненные глаза корабля»).

Все художественные детали, изобразительно-выразительные средства, имеющиеся в рассказе «Господин из Сан-Франциско», содействуют созданию художественно-убедительной картины.

Значение произведения

В рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, когда шла Первая мировая война, И. А. Бунин постарался громко заявить о бесчеловечности тех, кто правит миром и судьбами других людей, о том, что эти властелины лишены будущего. Бунинский рассказ большой памфлетной и обобщающей художественной силы напоминает о том, что бездуховность не даёт счастья, что оно возможно только если человек живёт в единении с природой и своим народом.

Чему учит рассказ «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» даёт читателям нравственные уроки, заставляет задуматься о проблемах общества, в котором многие люди, отрекаясь от всего духовного, поклоняются только своему идеалу — богатству, деньгам.

Рассказ учит не откладывать на будущее наслаждение жизнью, а жить здесь и сейчас, ценя каждое мгновение. Автор напоминает, что существование, завязанное только на деньгах, делает человека машиной для добывания денег, опустошает его душу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.