Содержание
История создания
В 1856 году драматург Александр Николаевич Островский принял участие в этнографической экспедиции, организованной Географическим обществом с участием литераторов, целью которой было изучение и описание быта жителей России, занимающихся судовождением. В апреле 1856 года Островский начал путешествие по Волге, которое продолжалось четыре месяца. Во время этого путешествия Александру Николаевичу довелось увидеть многие негативные явления: безграмотность, недоедание, самодурство, казнокрадство.
Драматург заносил в свой дневник наблюдения за бытом и характерами жителей приволжских городов. На основе этих наблюдений Островский создал несколько произведений, ярчайшее из них — пьеса «Гроза». Над ней драматург работал всё лето 1859 года. Закончил он её 9 октября, а 16 ноября уже состоялось первое представление этой пьесы в Москве.
Впервые опубликована драма «Гроза» в журнале «Библиотека для чтения», в январском номере 1860 года.
Направление, род и жанр
Пьеса «Гроза» относится к литературному направлению реализм. В ней автор отобразил быт и нравы провинциального городка, а созданные им характеры героев максимально приближены к реальным.
Это произведение относится к роду литературы, который называется «драма», литературный жанр её — тоже «драма». Автор считал «Грозу» социально-бытовой драмой, но некоторые исследователи определяют её жанр как бытую трагедию. Определённо можно сказать, что в этом произведении есть черты не только драмы, но и трагедии.
Сюжет, конфликт, композиция
Островский говорил, что сюжет «Грозы» навеял ему Торжок, красивый город в Тверской губернии «с волей для девушек и строгим затворничеством женщин». Действие пьесы происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. В основе сюжета — классический любовный треугольник. Жена Тихона Кабанова, сына богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) полюбила Бориса, племянника купца-самодура Савёла Прокофьевича Дикого. Она встречалась с Борисом в то время, когда муж был в поездке. После возвращения Тихона Катерина мучилась от боязни Божьего наказания за свой грех и во время грозы призналась Тихону и свекрови в измене. Не в силах терпеть постоянные упрёки Кабанихи, Катерина свела счёты с жизнью, бросившись в Волгу.
Действие в драме развивается благодаря двум конфликтам: внешнему и внутреннему. Внешний — это противоречие между властителями и подвластными, а внутренний, психологический конфликт — в душе главной героини.
Пьеса состоит из пяти действий. Композиция её построена на контрасте: жестокие нравы, царящие в городе Калинове, противопоставлены красоте волжского пейзажа, красоте природы. Эта антитеза представлена уже в начале пьесы.
Композиция пьесы «Гроза» состоит из следующих частей:
Тематика и проблематика
Основная тема в пьесе «Гроза» — это изображение быта и нравов русского купечества середины XIX века. Кроме того, автор затронул следующие темы:
Проблемы, обозначенные в пьесе «Гроза»:
Идея и пафос
Главная мысль (идея) пьесы «Гроза» состоит в том, что даже в трагических жизненных обстоятельствах у человека сохраняется стремление к свободе и к счастью. Сильные личности противостоят деспотизму представителей «тёмного царства», а слабые проявляют покорность.
Пафос пьесы «Гроза», её ведущий эмоциональный тон, является трагическим.
Основные герои
У главной героини пьесы «Гроза» Катерины романтическая натура. Этой молодой женщине душно в атмосфере неискренности, которую создала в доме её властолюбивая и деспотичная свекровь. Катерина — свободолюбивая личность со сложным характером. С одной стороны, характер у неё сильный, но у героини проявилась и слабость, когда она, страстно влюбившись в Бориса, поддалась искушению и изменила с ним мужу, в общем-то неплохому человеку, доверявшему ей.
Система образов пьесы выявляет конфликт властных и деспотичных богачей с подвластными им людьми и простыми обывателями города Калинова.
Купчиха Кабаниха представлена в пьесе как ревностная защитница патриархальной старины. Она настолько властная, что взяла на себя мужскую функцию и вместо того, чтобы передать власть и дела своему взрослому сыну Тихону, сама распоряжается и торговыми, и домашними делами. Именно Кабаниха «сокрушила» душу Катерины.
Другой хозяин жизни, богатый купец Дикой, показан в пьесе как самодур, не признающий нравственных правил. Не признаёт Дикой и доводов разума. Механик-самоучка Кулигин не может убедить его в необходимости для города громоотводов, так как Дикой уверен, что гроза даётся Богом в наказание людям. Умный, образованный Кулигин не может противостоять отсталым взглядам на мироустройство, свойственным калиновцам.
Муж Катерины Тихон и её возлюбленный Борис — люди слабовольные, зависимые от старших (Тихон — от Кабанихи, Борис — от Дикого). Их можно отнести к жертвам «тёмного царства».
Дочь Кабанихи Варвара и конторщик Дикого Кудряш представляют в пьесе молодое поколение. Они не желают поддаваться диктату сильных мира сего.
Эпизодические персонажи (Феклуша, Глаша, полусумасшедшая барыня) тоже необходимы в образной системе пьесы, так как каждый из них выполняет свою роль: Феклуша способствует отсталому взгляду калиновцев на мир, Глаша же олицетворяет отсталость своих земляков, а полусумасшедшая старая барыня предрекает страшный финал пьесы.
Художественное своеобразие
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский портреты героев создаёт не только описанием их поступков, но и оценкой, которую дают героям другие персонажи, и первыми репликами, с какими они вступают в действие. Речь героев передаёт черты их характеров (например, речь Кабанихи и Дикого подчёркивает их деспотичность, а речь Катерины — её стремление к воле). Язык большинства персонажей пьесы простой, народный.
В начале пьесы представлен прекрасный волжский пейзаж, которым любуется Кулигин и который уже не восхищает большинство калиновцев, так как они к нему пригляделись.
На фоне чудесного пейзажа отчётливее выступает основная антитеза драмы «Гроза» — вольная, любящая душа Катерины и в противовес ей — деспотизм и самодурство калиновских богачей. В пьесе представлена и такая антитеза — Кулигин и Дикой (образованность Кулигина противопоставлена невежеству Дикого).
В пьесе широко используется символика. Само слово «гроза», вынесенное в заглавие, символично и метафорично. В пьесе образ грозы символизирует и стихийную силу природы, и грозу в душах людей, в состоянии общества.
В мечтах Катерины символический образ воли ассоциируется с Волгой и с полётом. «…Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке…» — говорит она Варваре. А ранее она говорит ей: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь». Образ птицы, воплотивший тоску Катерины по воле, появляется на страницах произведения несколько раз.
Есть в пьесе и другие символы, например, ключ от садовой калитки, который дала Катерине Варвара, является символом греховного искушения. Изображение «геены огненной» на стене старинной постройки, которое увидела Катерина во время грозы, символизирует душевные мучения этой героини.
Сам город Калинов является символом общества, живущего по домостроевским, мещанским законам.
А. Н. Островский использует в пьесе «Гроза» приём «говорящих фамилий», а также особых примет персонажей. Например, характер Дикого вполне соответствует его фамилии, горожане называют его «воином» — это примета данного героя.
Значение произведения
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» интересна не только своим сюжетом и характерами героев, но и тем, что в ней автор развил и обогатил искусство драматургии и приёмы создания характеров персонажей. Это касается, например, развёрнутой экспозиции, характера ремарок и много другого.
Автор вынес в пьесе «Гроза» на всеобщее поругание представителей «тёмного царства», показав, что они калечат души других людей. По утверждению Н. А. Добролюбова, «Гроза» является самым решительным произведением Островского. Трудно не согласиться с этим мнением, ведь автор пьесы прекрасно показал основной порок «тёмного царства» — его антигуманистическую сущность.
Чему учит пьеса «Гроза»
Пьеса заставляет задуматься о том, было ли самоубийство главной героини единственным для неё выходом из создавшегося положения. Также читатель задумывается и о том, что показывает трагический финал пьесы — силу или слабость характера Катерины.
Наверняка, героиня погубила себя в состоянии аффекта, поэтому брать пример с неё не следует. Пьеса «Гроза» учит тому, что в критических ситуациях человеку, для которого чувства имеют большое значение, нужно включать свой разум.
Боясь людского осуждения, тоскуя о Борисе, Катерина совершила непоправимое: утопилась в Волге. И здесь тоже можно задуматься: а была ли у героини истинная вера в Бога? Настоящая веру помогает переносить испытания и пресекать греховные мысли. А вроде бы религиозная, богобоязненная Катерина совершила два греха: прелюбодеяние и самоубийство. И даже если считать её поступки протестом против домостроевских порядков, это не свидетельствует о её истинной вере в Бога.
Сейчас многие считают, что в те дикие времена, когда люди были малообразованны, правила Домостроя были необходимы. Благодаря им семьи были крепче, а жена богатого человека, избавленная даже от домашней работы, но материально зависимая от мужа, уважала его и почитала как главу семьи.
Сейчас считается, что домостроевские порядки и правила неактуальны, так как женщины стали самостоятельными, они получают образование и работают, так как не всегда муж может их материально обеспечить. Но психология людей во многом не изменилась. Пьеса «Гроза» учит современных девушек и юношей с романтической, ранимой душой не слишком поддаваться эмоциям, а стараться побольше рассуждать о жизни и помнить, что все неприятности и даже горе можно преодолеть.