Анализ произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Роман «Капитанская дочка» является итоговым в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Действие его разворачивается во время Пугачёвского восстания. В центре действия — судьба Петра Гринёва и Маши Мироновой. Роман написан в форме воспоминаний Гринёва.

История создания

В начале 1830-х годов А. С. Пушкин работал над созданием книги «История Пугачёва» и романа «Капитанская дочка». Он работал в архивах, посещал места, связанные с Пугачёвским восстанием. «Капитанскую дочку» Пушкин закончил писать в июле 1836 года, но затем решил переписать книгу, так как был не вполне доволен первоначальной редакцией. 19 октября это произведение было переписано до конца и 24 октября послано цензору. Опубликовано оно было в декабре 1836 года в четвёртом номере журнала «Современник».

Род, жанр, направление

Родом литературы, к которому принадлежит «Капитанская дочка», является эпос. Заглавие произведения Пушкин выбрал, вероятно только перед отправлением рукописи к цензору. До этого в письмах он упоминал это произведение, называя его просто романом, но до сих пор у литературоведов нет единого мнения в определении жанра «Капитанской дочки». Некоторые считают это произведение романом, другие — повестью, а третьи — семейной хроникой.

По форме «Капитанская дочка» — это мемуары Гринёва, в которых семейная хроника переплетена с историческими событиями, поэтому жанр этого произведения можно определить как исторический роман, написанный в мемуарной форме.

«Капитанская дочка» принадлежит к литературному направлению реализм, так как автор объективно изобразил исторические события, связанные с Пугачёвским восстанием, а также жизнь и быт поместных дворян и простых людей. Но в романе присутствуют и некоторые черты романтизма в эпизодах, которые связаны с любовной линией, кроме того, сам сюжет тоже романтичен.

Сюжет и композиция

Основой сюжета «Капитанской дочки» является судьба Петра Гринёва, молодого офицера, сумевшего в тяжёлых исторических обстоятельствах сохранить честь и достоинство, остаться человечным и добрым.

В романе 2 сюжетные линии:

  • События, происходившие во время Пугачёвского восстания в Оренбургской губернии.
  • История любви Гринёва и Маши Мироновой.

Обе сюжетные линии имеют связующее звено, им является образ Пугачёва.

В романе 14 глав, каждая имеет название и эпиграф. Главную нравственную проблему «Капитанской дочки» — проблему чести и достоинства отражает эпиграф ко всему роману: «Береги честь смолоду».

События излагаются в мемуарной форме от лица Гринёва. В конце последней главы рассказ ведётся вымышленным «издателем», этот рассказ и является эпилогом романа.

Экспозицией романа являются первые две главы.

Завязка любовной линии сюжета — знакомство Гринёва с Машей (глава III). Развитие действия этой линии — поединок со Швабриным из-за Маши (глава IV). Кульминация — объяснение в любви между Гринёвым и Машей (глава V).

Любовная линия и исторические события тесно переплетены между собой. Такая сюжетно-композиционная структура романа позволила автору осмыслить Пугачёвское восстание, раскрыть личность его предводителя, а на примере Гринёва и Маши показать нравственные ценности русского национального характера.

Тематика и проблематика

В соответствии с жанром исторического романа тематику «Капитанской дочки» составляют следующие темы:

  • Быт провинциальных дворян-помещиков, воспитание дворянских детей.
  • Военная служба в отдалённой крепости.
  • Пугачёвское восстание, участие в нём народа и борьба правительственных войск с бунтовщиками.


В романе присутствует 2 круга проблем:

  • Социально-исторические (проблема русского национального характера и проблема народа).
  • Нравственные (нравственное воспитание, честь и долг).

На то, что проблема сохранения чести и достоинства, выполнения долга является в романе важнейшей указывает эпиграф к этому произведению: «Береги честь смолоду». Это сокращённый вариант пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Идея

Основная мысль романа «Капитанская дочка» состоит в том, что в любых испытаниях, при любых трудных условиях следует сохранять честь и достоинство, стараться исполнить свой долг и перед близкими людьми, и перед Родиной. Только в этом случае человек достоин уважения.

Основные герои, их место в системе образов

Образная система «Капитанской дочки» построена на наличии или отсутствии нравственного побеждающего начала в персонаже. Принцип противостояния добра и зла отражён в романе в контрастном распределении главных героев. Добро представляют Пётр Гринёв и Маша Миронова, а зло — Пугачёв и Швабрин (причём если Швабрина автор наделил только отрицательными чертами характера, то Пугачёв показан им как человек жестокий, которому не чуждо милосердие).


Художественное своеобразие

До Пушкина русская проза соблюдала принцип сближения с поэзией. Пушкин отказался от этого принципа, его прозе свойственны лаконичность и сюжетно-композиционная чёткость.

Автор «Капитанской дочки» не изобразил в ней романтических героев. Главный герой романа Гринёв — обычный, средний человек, возмужавший при испытаниях, выпавших на его долю.

Пушкин создал новый язык прозаического произведения, и это очень заметно в «Капитанской дочке». Главным для её автора были точность и краткость. Пушкин считал, что блестящие выражения без мыслей совершенно не нужны. Стиль его прозы:

  • Простые двусоставные предложения, например: «Всё было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить».
  • Отсутствие сложных синтаксических образований.
  • Малое количество метафор.
  • Точность эпитетов.

Повествование о народе пронизано особой атмосферой, автор включил в текст романа любимую песню Пугачёва и калмыцкую сказку, с помощью которой Пугачёв объяснил Гринёву свой взгляд на жизнь.

Пушкин включил в роман и русские пословицы. Их произносит не только Пугачёв, но и другие персонажи, например, Савельич говорит Пугачёву: «…конь и о четырёх ногах да спотыкается».

Значение произведения


В романе «Капитанская дочка» Пушкин осветил многие темы и проблемы, волновавшие его на протяжении долгих лет. В этом произведении чётко представлены основные принципы, которых Пушкин придерживался при написании прозы. Хотя современниками проза Пушкина была принята без особого интереса, она в дальнейшем повлияла на творчество Гоголя, Тургенева и других писателей.

В этом историческом романе кроме описания реальных исторических событий поставлены такие проблемы, которые волнуют многих. Особенно актуальной сегодня является нравственная проблема чести и долга. Пушкин в своём произведении поставил вопрос: возможно ли сохранить честь и достоинство в борьбе противоположных общественных сил? Для тех, кто внимательно читал роман, ответ очевиден: возможно!

Чему учит роман «Капитанская дочка»

Это произведение А. С. Пушкина учит жить честно, не изменяя своим принципам в трудных ситуациях, исполнять долг и служебный, и нравственный. Главный герой романа Пётр Гринёв и другие офицеры, верные своему воинскому долгу и не присягнувшие Пугачёву, показывают читателю пример мужества и стойкости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.