Анализ комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»


Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» высмеивает характерные для самодержавно-крепостнического строя общественные пороки: казнокрадство, взяточничество, лихоимство. Автор с большой убедительностью показал, что они были широко распространены среди правительственных чиновников.

История создания

Известно, что Гоголю сюжет «Ревизора» подсказал Пушкин. В октябре 1835 года Гоголь написал ему письмо, в котором попросил подсказать сюжет для комедии. Александр Сергеевич в ответ на просьбу Гоголя рассказал ему случай, когда в одном городе проезжий господин был принят за ревизора и обобрал всех городских жителей. На основе этой истории Гоголь написал за 2 месяца комедию «Ревизор».

В апреле 1836 года была премьера этой комедии в Александровском театре в Петербурге, но её окончательная редакция была сделана автором лишь в 1842 году. В ней усилено обличительно-сатирическое звучание. Именно в окончательной редакции городничий впервые произносит слова, направленные сидящим в зрительном зале: «Чему смеётесь? Над собою смеётесь!..» В редакции 1842 года автором был добавлен к пьесе эпиграф — русская народная пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Род, жанр, направление

Род литературы, к которому относится «Ревизор», — драма. Жанр этого произведения — комедия. Литературное направление, к которому относится пьеса, — критический реализм. Именно это произведение Гоголя оказало сильное влияние на утверждение в русском театральном искусстве традиций критического реализма.

Сюжет и композиция

Действие комедии «Ревизор» происходит в уездном городе. Сюжет состоит в сатирическом показе представителей государственной власти в этом городе. Городские чиновники приняла за ревизора молодого повесу Хлестакова, направлявшегося из Петербурга в деревню отца. Причём он не собирался обманывать чиновников, они сами по недоразумению приняли его за важного правительственного чиновника из Петербурга. Только перед самым отъездом он начал догадываться, что его приняли за какое-то начальственное лицо. Городские чиновники дают ему взятки, но ему не приходит в голову, что это взятки, он считает, что они дают ему деньги взаймы. Но когда к нему пришли купцы с подношениями и с жалобой на городничего, Хлестаков начал понимать, что его приняли за какого-то начальника. В финале пьесы Хлестаков уезжает, пообещав вернуться и жениться на дочери городничего. Почтмейстер сообщает, что Хлестаков — вовсе не ревизор. Узнал он это из вскрытого им письма, написанного Хлестаковым своему приятелю. Известие жандарма о том, что приехал настоящий ревизор, поражают всех присутствующих. Заканчивается комедия «Ревизор» немой сценой — все герои остаются в окаменении.

Пьесе предшествуют «Замечания для господ актёров». Композиционно комедия состоит из пяти действий. Композиция оригинальна тем, что начинается не с экспозиции, в ней сразу представлена завязка, то есть событие, с которого начинается драматический конфликт. Уже первая фраза городничего запускает интригу. Он сообщает чиновникам: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». После этой фразы все чиновники объяты страхом, который всё возрастая, нашёл максимальное выражение в немой сцене, которой заканчивается комедия «Ревизор».

Композиция «Ревизора» своеобразна, её можно представить следующим образом:

  • Завязка — сообщение городничего о предстоящем приезде ревизора.
  • Экспозиция — обсуждение чиновниками этого известия, в ходе которого становится ясно, что они плохо исполняют свои обязанности.
  • Кульминация — почтмейстер приносит городничему распечатанное письмо Хлестакова, и все узнают, что Хлестаков — не ревизор.
  • Развязка — жандарм сообщает о приезде из Петербурга настоящего ревизора. Заканчивается действие немой сценой.

В. Г. Белинский выделил в «Ревизоре» 2 конфликта:

  1. Внешний конфликт (между мнимым ревизором и городскими чиновниками).
  2. Внутренний конфликт (между широкими слоями населения и самодержавно-бюрократическим аппаратом). Подтекстом внутреннего конфликта выступает гоголевский смех сквозь слёзы.

Тематика

Главная тема комедии «Ревизор» — тема пороков и недостатков чиновничества (взяточничества, казнокрадства, невежества, лицемерия и т. п.). Она является и социальной, и нравственной.

Также автор освещает тему жизни уездного города и его жителей.

Идея

В комедии «Ревизор» осмеяна общественная жизнь России первой половины XIX века: порядок, устои, несправедливости, царящие в обществе. Гоголь в комедии «Ревизор» высмеивает пороки чиновничества и указывает на возмездие за них. Смысл немой сцены в финале комедии и состоит в том, чтобы показать, что городских чиновников ожидает возмездие. Основная мысль комедии состоит в том, что за свои действия или бездействия нужно нести ответственность.

Герои

Среди действующих лиц комедии «Ревизор» отсутствует положительный герой, но всё же «честное, благородное лицо» в комедии есть — это смех, который удерживает человека «от того, от чего бы не удержала его никакая сила». Так Гоголь ответил на упрёки некоторых современников в том, что в его пьесе нет ни одного положительного героя.

Основные герои комедии — это городничий и чиновники уездного города. Особое место в системе образов этого произведения занимает Хлестаков. Он является центральным героем пьесы и воплощает целое явление, позже получившее название «хлестаковщина» (оно означает хвастовство, враньё, желание показать себя значительным лицом, каким на самом деле не являешься).

У некоторых из персонажей комедии «говорящие фамилии» (например, Ляпкин-Тяпкин, Хлестаков).


Художественное своеобразие

Комедия «Ревизор» облечена в безукоризненную художественную форму. В. Г. Белинский утверждал, что все сцены в этой пьесе «превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое».

К художественным достоинствам относится и язык персонажей комедии. У каждого из них свой склад речи, своя лексика, что даёт представление об индивидуальности каждого героя. Например, каждая фраза Хлестакова свидетельствует о его «лёгкости мыслей», а каждое слово городничего «значительно». Гоголь в «Замечаниях для господ актёров» и в ремарках объясняет, как говорит каждый персонаж.

Значение произведения

Комедия «Ревизор» оказала большое влияние не только на русскую драматургию, но и на русскую литературу в целом, а также на развитие общественного самосознания. Многие современники восхищались новаторским стилем пьесы, яркостью образов и глубиной обобщения. Городничий и Хлестаков являются воплощением нравственного разложения российского общества первой половины 19 века.

Многие фразы из этой пьесы Гоголя стали крылатыми, а имена персонажей стали нарицательными.

Чему учит комедия «Ревизор»

Замысел комедии «Ревизор» состоял, по словам автора, в том, чтобы собрать всё дурное, которое он знал в современной ему российской действительности, и за один раз над всем посмеяться. Этот смех над отрицательными явлениями жизни заставляет читателей и зрителей задуматься над ними, понять их опасность и постараться избавиться от них. Гоголевская комедия учит быть честным человеком, не брать пример с коррупционеров, сохранять своё человеческое достоинство. В этом и заключается актуальность комедии «Ревизор».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.