Роман «Обломов» является самым известным произведением Ивана Александровича Гончарова. Действие его разворачивается в середине 19 века, когда дворянство перестало быть передовым сословием и почти утратило значимое место в развитии общества.
Содержание
История создания
Первые наброски будущего романа «Обломов» И. А. Гончаров сделал в 1847 году. В 1849 году в журнале «Современник» была опубликована одна из центральных глав романа, названная «Сон Обломова». Гончаров писал роман «Обломов» с перерывом, так как с 1852 по 1854 год был секретарём адмирала Е. В. Путятина во время кругосветного плавания на фрегате «Паллада» и вернулся в Петербург в феврале 1855 года. Роман «Обломов» он закончил писать в 1858 году. Полностью это произведение было опубликовано в 1859 году в «Отечественных записках». Публикация началась в январе и растянулась на четыре месяца.
Направление, род и жанр
«Обломов» относится к жанру социально-философского романа и к одному из трёх основных родов литературы — эпосу. Это произведение И. А. Гончарова относится к литературному направлению реализм, а конкретно, к критическому реализму — это направление было ведущим в русской литературе второй половины 19 века.
Сюжет и композиция
Впервые в русской литературе И. А. Гончаров в своём романе «Обломов» рассказал о жизни человека от раннего детства до смерти. В основе сюжета — биография главного героя романа, Ильи Ильича Обломова. Она раскрывает перед читателями русскую жизнь 19 века и позволяет её исторически осмыслить.
Дворянин Илья Ильич Обломов, ведущий праздную жизнь в Петербурге, не в силах сам следить за своим имением, находящимся в отдалённой губернии. Этот человек ленив, не желает ехать в свою Обломовку, чтобы навести там порядок. Его друг детства Андрей Штольц и молодая девушка Ольга Ильинская старались пробудить в Илье Ильиче потребность в активной жизни. Любовь к Ольге пробудила главного героя от сонного существования, но лишь на время. Ему было не по силам вести деятельную жизнь, и после разрыва с Ольгой он впал в своё обычное состояние апатии. Женившись на простой, доброй и очень хозяйственной Агафье Пшеницыной, герой нашёл своё счастье: безмятежное, бездеятельное существование, которое отличало его родную семью в Обломовке. Такая безмятежная жизнь в браке с Агафьей Матвеевной продлилась 7 лет, затем Обломов умер от третьего апоплексического удара. Таков краткий сюжет романа.
Роман «Обломов» состоит из 4 частей. Композиция этого произведения:
Тематика и проблематика
Ведущей темой романа «Обломов» является «обломовщина», духовное оскудение и бездействие дворян, не нашедших своего места в обществе.
Проблематика романа обширна:
Идея и пафос
Основная мысль романа «Обломов» состоит в том, что социальная среда и неправильное воспитание способны изуродовать личность человека, породив у него лень, безволие. Мечты о лучшей жизни станут действительностью только в том случае, если человек прилагает к этому усилия. Мечты безвольного, бездеятельного человека так и остаются только мечтами.
Авторская позиция в романе неоднозначна. С одной стороны, читатель видит критический пафос этого произведения: писатель обличает бесцельное, праздное существование дворян. С другой стороны, отношение Гончарова к Обломову не столь прямолинейное, он ценит в нём такие нравственные качества как искренность, благородство, честность.
Основные герои
Главный герой романа — Илья Ильич Обломов, помещик, живущий в Петербурге. Он не только не управляет своим имением, но не был в нём уже больше десяти лет. Более всего Илья Ильич любит праздную, спокойную жизни и предаётся мечтам и различным рассуждениям, лёжа целыми днями на диване. Даже любовь к прекрасной девушке Ольге Ильинской смогла пробудить героя к активной жизни только на время. Друг Обломова Андрей Штольц напрасно пытался отучить его от лени, бездеятельности — герой остался верен своей привычке к праздности. Автор, противопоставляя деятельного Штольца Обломову, подчёркивает инертность и апатичность главного героя.
Образная система романа построена таким образом, чтобы через взаимоотношения главного героя с другими персонажами выявить и полнее раскрыть его характер. Для этого важны не только основные герои, но и другие персонажи (Агафья Пшеницына, Захар, Тарантьев и т. д.).
Художественное своеобразие
Особенность авторской речи в романе «Обломов» состоит в том, что её основа — это разговорно-бытовой народный язык. В речи героев встречаются народные слова (например, слово «чай» в значении «вероятно»).
Сравнения в романе часто основаны на материале быта крестьян («не человек, а просто солома», «лежишь, как колода»).
У Гончарова немало сравнений и литературного характера. Например, Штольц попытку разбудить Обломова от сонной жизни знакомством с Ольгой сравнил с внесением лампы в мрачную комнату.
Для лучшего изображения внутреннего облика героев автор использует речевую характеристику. Обломов и Ольга говорят языком интеллигентного слоя дворянства. Однако, в речи Ильи Ильича, выросшего в деревне, часто встречаются и простонародные слова («брякнуть», «трескает», «намедни» и т. п.).
Автор очень выразительно обрисовал портреты героев. В начале романа представлен портрет Обломова, характеризующий его барскую изнеженность (тучность, белые пухлые руки, мягкие плечи). Для создания образа Обломова автор использует интересную художественную деталь: восточный халат из персидской материи — любимый домашний костюм Ильи Ильича, очень удобный, не стеснявший движений. Когда Обломов влюбился в Ольгу и перестал всё время лежать на диване, он забросил и свой некогда любимый халат. А после разрыва с Ольгой он получил обратно свой халат, заботливо вымытый и починенный Агафьей Пшеницыной. Этот момент символичен: герой возвратился к прежней жизни.
Портрет Штольца во всём противоположен портрету главного героя. Его фигура, составленная как будто «из костей, мускулов и нервов», подчёркивает энергичность этого героя.
Говоря об Ольге, автор отмечает, что она не красавица, «но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».
Портрет Агафьи Пшеницыной, в противоположность поэтическому портрету Ольги, является бытовым: автор подчёркивает простодушие глаз героини, бесцветность лица, скромность и простоту во всём её облике.
Пейзаж автор в романе представляет редко, но изображает его очень выразительным языком. Влюблённость Гончаров в красоту русской природы видна в описании Обломовки.
Пейзаж у этого писателя обычно соответствует настроениям героев. Во второй части романа восприятие Ольгой и Обломовым природы отвечают их настроению влюблённости, пейзажи там радостны и светлы. А когда в отношениях этих героев произошёл разрыв, природа как бы показала внутреннее состояние Обломова: «Снег валил хлопьями и густо устилал землю». Счастье Обломова засыпано снегом: «Снег, снег, снег! — твердил он… — Всё засыпал!»
Значение произведения
Роман И. А. Гончарова «Обломов» является ярким примером реалистического направления в русской литературе 19 века. В нём достоверно изображена современная писателю действительность, а созданные Гончаровым образы реалистичны и типичны.
В этом произведении затронуты не только остросоциальные проблемы, но и философские. Роман «Обломов» заставляет задуматься о смысле жизни, поэтому остаётся интересным и для современного читателя.
Чему учит роман «Обломов»
Роман И. А. Гончарова «Обломов» поучителен тем, что, прочтя его, человек понимает, что для изменения своей жизни мало помощи других людей, что необходимо самому принимать решения и осуществлять их в делах, а не только в мечтах.
Однако, изменив свою жизнь, став деятельным, не нужно подавлять в себе склонность к рассуждениям, к мечтательности, ведь только разносторонне развитый человек ценен для общества.