Роман «Отцы и дети» является одним из центральных произведений Ивана Сергеевича Тургенева. Его действие разворачивается во время кризиса крепостнической системы в России, когда обострились противоречия между либералами и революционерами-демократами.
Содержание
История создания
Иван Сергеевич Тургенев начал работу над романом «Отцы и дети» осенью 1860 года. В июле 1861 года он завершил роман и направил рукопись в журнал «Русский вестник». Редактор этого журнала М. Н. Катков потребовал, чтобы автор романа снизил моральную и идейную оценку образа Базарова. Тургеневу пришлось переделывать роман, и в 1862 году он был опубликован в журнале «Русский вестник».
Среди читателей это произведение вызвало многочисленные споры. Одни увидели в образе главного герое романа Евгении Базарове прославление нигилизма, другие — клевету на передовую молодёжь.
Направление, род, жанр
Роман «Отцы и дети» относится к литературному направлению критический реализм. Тургенев изобразил в этом произведении характер главного героя и его связь с социальными обстоятельствами, а также проанализировал его внутренний мир. Характер нигилиста Евгения Базарова является отражением времени.
Этот роман Тургенева относится к одному из трёх основных родов литературы — к эпосу, отражающему жизнь объективно и подробно, обычно в форме повествования о различных событиях, о судьбе человека.
По жанру «Отцы и дети» — социально-психологический роман.
Сюжет и композиция
Сюжет романа «Отцы и дети» построен на противопоставлении демократа-разночинца Евгения Базарова дворянам-либералам (всей семье Кирсановых, включая Аркадия, одно время попавшего под влияние Базарова). Непрерывная цепь столкновений Базарова с другими персонажами и составляет сюжет романа.
Особенность композиции романа «Отцы и дети» состоит в том, что главный герой дважды посещает одни и те же места:
Произведение это состоит из 28 глав, в 26 из них присутствует главный герой Евгений Базаров.
В главе X развивается одна из важных коллизий романа — «схватка» (диалог) между Базаровым и его главным антагонистом Павлом Петровичем Кирсановым. Кульминация их взаимоотношений происходит в главе XXIV — во время дуэли.
Любовная интрига присутствует в пяти главах. Её кульминация показана в главе XVIII, в которой происходит объяснение Базарова с Одинцовой.
Тематика и проблематика
Главной темой романа «Отцы и дети» является взаимоотношения разных поколений: отживающего поколения либералов и нового поколения демократов.
Эта конкретно-историческая тема выливается в вечную проблему отцов и детей («дети», выбирающие дорогу жизни, считают идеалы «отцов» устаревшими).
Проблематика романа «Отцы и дети» разнообразна:
Идея
Основная мысль романа «Отцы и дети» состоит в том, что люди нового поколения, решившие сломать консервативное устройство жизни, должны понять, что не следует отрицать связь поколений, нельзя отрицать идеалы «отцов», ценивших любовь, красоту природы, искусство.
Характер конфликта
Конфликт в этом произведении двупланов:
Образная система
Система образов романа «Отцы и дети» построена так, что главному герою, разночинцу Базарову, противопоставлены остальные персонажи. Основные черты характера этого героя раскрываются в его столкновениях с другими персонажами.
Главный антагонист Базарова — Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается уже в начале романа.
У младшего брата Павла Петровича Николая Петровича тоже нет ничего общего с главным героем. Взгляды на жизнь дворян-либералов Кирсановых абсолютно враждебны нигилистическим взглядам Базарова. Сын Николая Петровича Аркадий, одно время находившийся под влиянием Базарова, в конце концов, проявляет себя как дворянин-либерал.
Помещица Анна Одинцова, в которую влюбился главный герой, не приемлет страстность его натуры, так как ей дороже всего покой. Сначала ей был интересен этот новый для неё человек, но со временем она поняла, что его взгляды на жизнь чужды ей.
Не только эти основные герои, но и второстепенные персонажи противопоставлены демократу Базарову, который в романе относится к лагерю «детей». Остальные герои, включая совсем молодую Катю Локтеву, относятся к лагерю «отцов». Базаров показан в окружении общества, которое не понимает в полной мере его взгляды на жизнь или отрицает их.
Смерть главного героя в конце романа показывает мнение автора о том, что такие люди преждевременны для России, что для них нет ещё настоящего дела.
Художественное своеобразие
Своё отношение к героям романа «Отцы и дети» Тургенев передаёт через их портреты, которые являются прямыми характеристиками этих персонажей. Например, описывая Павла Петровича Кирсанова во время его прогулки в саду, автор говорит, что тот поднял глаза к небу и отмечает, что «в его прекрасных тёмных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд. Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа».
Портреты в этом романе состоят из художественных деталей. Например, рисуя портрет Павла Петровича, Тургенев отмечает, что у него облик «изящный и породистый», и описывает его «лицо, словно выведенные тонким и лёгким резцом». «Тугие воротнички рубашки», «одинокий крупный опал» на «рукавчике», «ласковые полусапожки» — эти и подобные художественные детали подчёркивают, что этот герой является утончённым дворянином, привыкшим к роскоши.
Описывая портрет Базарова, автор подчёркивает, что это человек, ценящий свободу, даже его длинный балахон с кистями свидетельствует об этом, а свободная манера в общении с людьми обнаруживает в этом герое подлинного демократа.
Для раскрытия образов героев Тургенев использует их диалоги и речевую характеристику. Речь Базарова всегда краткая, но наполненная глубоким смыслом, его реплики свидетельствуют о его остроумии и начитанности.
Речевая характеристика Павла Петровича свидетельствует о том, что это человек «старого времени». Этот герой любит витиеватые обороты речи («чувствительно вам обязан» и т. п.) и употребляет слова, характерные для начала XIX века.
Пейзаж в романе «Отцы и дети» — важное средство отражения авторской позиции. Утверждению Базарова, что природа мастерская, а не храм, автор противопоставляет поэтическую картину летнего вечера.
Рисуя деревенский пейзаж, Тургенев показывает крестьянское разорение. Оно служит доказательством мысли Аркадия необходимости преобразований.
Картина сельского кладбища в главе XXVIII настраивает читателей на философские размышления. Автор пишет, что цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют «о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Таким образом, художественные средства романа «Отцы и дети» подчинены его жанровому своеобразию и направлены на раскрытие его идейного содержания.
Значение произведения
В романе «Отцы и дети» Тургенев показал разницу взглядов старого и молодого поколения на общественно-политическую и культурную жизнь и подчеркнул необходимость признания общечеловеческих ценностей. Это произведение — одно из лучших русских литературных произведений 19 века. Оно интересно идейным содержанием и своим художественным своеобразием.
Чему учит роман «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» учит молодых людей вырабатывать активную жизненную позицию, заниматься самовоспитанием, серьёзно относиться к жизни, не отрицать оголтело все ценности предыдущих поколений, а лучшие из них передавать последующим поколениям.