Анализ пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад»

Пьеса «Вишнёвый сад» — это последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершившее его творческий путь, его идейные и художественные искания. В нём писатель выразил своё отношение к прошлому, настоящему и будущему России.

История создания

Замысел пьесы «Вишнёвый сад» появился у Чехова в начале 1901 года, в следующем году писатель сформировал сюжет. Писать пьесу Чехов начал в конце февраля 1903 года. Закончил он её в октябре этого же года и сразу послал в Московский Художественный театр.

Премьера спектакля состоялась 17 января 1904 года и совпала с пребыванием Чехова в Москве и с днём его рождения и именин. Во МХАТе было устроено торжественное чествование драматурга, пьесы которого были любимы и мхатовцами, и зрителями.

Род, жанр, направление

Род литературы, к которому относится «Вишнёвый сад», — драма. Жанр этого произведения — комедия. Жанр определил сам автор. А. П. Чехов назвал пьесу «Вишнёвый сад» комедией. В ней показано несоответствие слов и действий персонажей авторскому идеалу одухотворённой, разумной жизни в формах, заострённых до фарса. В чём заключается жанровое своеобразие «Вишнёвого сада» объяснил Максим Горький: «А. П. Чехов создал — на мой взгляд — совершенно оригинальный тип пьесы — лирическую комедию».

Эта пьеса Чехова написана в соответствии с идейно-художественными принципами литературного направления реализм.

Сюжет и композиция

Время действия пьесы «Вишнёвый сад» — с мая по октябрь, место действия — имение помещицы Раневской. Раневская возвращается из Парижа и узнаёт, что её имение вскоре будет выставлено за долги на торги. Купец Лопахин предлагает Раневской и её брату Гаеву план по спасению имения — сдавать землю в аренду дачникам, предварительно снеся старый дом и вырубив старый вишнёвый сад. Раневская и Гаев категорически против этого. В итоге имение было выставлено на торги, и дом, землю, вишнёвый сад купил Лопахин. Все уезжают из старого дома, забыв там старого больного лакея Фирса. Смысл финала «Вишнёвого сада» — в словах дочери Раневской Ани: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» Молодая девушка прощается с нескладной, неустроенной жизнью и надеется, что новая жизнь будет деятельной и творческой.

Композиция пьесы «Вишнёвый сад»:

  • Экспозиция. Ожидание приезда Раневской из Парижа (действие первое).
  • Завязка. Приезд Раневской. Помещица узнаёт, что имение за долги будет выставлено на торги. Она и её брат Гаев отвергают проект Лопахина по спасению имения (действие первое).
  • Развитие действия. Имение находится под угрозой продажи, но Раневская и Гаев так и не соглашаются сдавать землю в аренду дачникам, чтобы спасти имение (действие второе).
  • Кульминация. В доме Раневской устроили бал в то время, как в городе идут торги. Лопахин на этих торгах купил вишнёвый сад и всё имение Раневской (действие третье).
  • Развязка. Отъезд Раневской в Париж. Все остальные тоже уезжают из имения. В запертом до весны доме остался забытый всеми старый больной лакей Фирс. Слышится звук лопнувшей струны и стук топора по дереву (четвёртое действие).

Композиция пьесы кольцевая, так как в начале и в конце действия присутствует тема Парижа.


Тематика и проблематика

Можно сказать, что главная тема пьесы «Вишнёвый сад» — это тема времени. Она включает в себя темы прошлого, настоящего и будущего.

Автор показал историческую смену социальных сил:

  • Разрушение «дворянских гнёзд», утрата дворянством ведущей роли в обществе.
  • Появление в России буржуазии.
  • Торжество в будущем демократической части общества.

Раскрывая в пьесе тему прошлого, тему исторической судьбы дворянства, Чехов показал праздность и безденежье владельцев дворянских имений, их бессодержательную, скучную, бедную событиями жизнь.

Тема настоящего показана на примере образа купца Лопахина, очень делового, предприимчивого человека, представителя русской буржуазии.

Тема будущего в комедии «Вишнёвый сад» связана с образом студента, разночинца Трофимова и юной дочери Раневской Ани. Трофимов своей критикой праздной жизни пробуждает в Ане стремление к труду, духовной жизни, к тому, чтобы всю Россию сделать цветущим, роскошным садом.

Тема счастья тоже связана с образами Ани и Трофимова. Можно сказать, что из всех героев пьесы только они, уверенные в скором наступлении счастливых перемен в жизни, счастливы уже сейчас. Аня счастлива оттого, что поняла несправедливость старой жизни, старых порядков. Она радостно встречает свою новую жизнь, в которой будет учёба и труд, а не праздность. А Трофимов счастлив оттого, что увлёк Аню к стремлению к новой жизни.

В пьесе «Вишнёвый сад» внутренний конфликт, а не внешний. Герои не конфликтуют друг с другом. Внешний конфликт здесь заменён драматизмом переживаний героев.

Автор пьесы «Вишнёвый сад» обозначил в ней проблемы ненормального уклада жизни в России, неустроенности социальных, нравственных и повседневно-бытовых отношений. Все герои пьесы испытывают давление несуразного уклада жизни. Как бы резюмируя происходящее на сцене, Лопахин говорит: «…жизнь у нас дурацкая». Купив вишнёвый сад и всё имение Раневской, он говорит: «…скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Идея

Основная мысль пьесы «Вишнёвый сад» заключается в том, что жизнь становится особенно нескладной, если люди не понимают своего предназначения и высоких целей человеческого бытия.

Идейно-эмоциональный смысл «Вишнёвого сада» отражён в словах Фирса: «…всё враздробь…» В отрывочных высказываниях и случайных репликах других персонажей тоже чувствуются настроения и переживания, которые вызваны зыбкостью нынешнего уклада жизни.

Особенностью конфликта в пьесе «Вишнёвый сад» является то, что основной конфликт происходит между персонажами и жизнью, которая разбивает их планы, ломает их судьбы.

Основные герои

В пьесе «Вишнёвый сад» всех персонажей можно разделить на три группы: на тех, кто представляет прошлое, настоящее и будущее.

Старшее поколение в пьесе — это Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, дворяне, виновные в гибели вишнёвого сада. У этих героев противоречивые характеры. И брат, и сестра нежно любят вишнёвый сад, но он погибает из-за их праздности, нежелания трудиться, привычки к транжирству.

Настоящее в пьесе «Вишнёвый сад» представляют купец Лопахин и приёмная дочь Раневской Варя. Это среднее поколение героев, энергичное, деловое, но тоже не достигшее настоящего счастья. Лопахин купил вишнёвый сад, который символизирует для него труд его предков — крепостных крестьян. И всё же он не испытывает полного счастья, чувствуя ненормальность, несуразность жизненного уклада.

Молодое поколение в пьесе «Вишнёвый сад» — это студент Пётр Трофимов и дочь Раневской Аня. Трофимов — представитель демократических сил России, противостоящих не только паразитизму помещиков, но и разрушительной деятельности буржуазии. Свою веру в торжество справедливой, трудовой жизни Пётр передал самой юной героине пьесы, Ане Раневской.

Роль второстепенных персонажей в пьесе «Вишнёвый сад» велика: вспомним Фирса, который как бы остался в своём любимом прошлом времени; Шарлотту Ивановну, представительницу среднего поколения, одинокую, никому не нужную; Яшу — молодого лакея, который страшен своей подлостью, бездуховностью, эгоизмом. Именно из-за таких людей, как Яша, будущее в пьесе «Вишнёвый сад» кажется не безусловно счастливым, а каким-то туманным, неопределённым.


Художественное своеобразие

Пьесу «Вишнёвый сад» отличает простота сюжета и отсутствие привычных драматических форм. Всё это у Чехова сочетается со значительностью темы и при этом тонко переводит повествование в лирический план.

Художественную значимость в пьесе имеет подтекст, который передаётся читателям с помощью авторских ремарок. Усиление значения ремарок способствует тому, что в пьесе сближены драматическое и эпическое начала. Например, первая ремарка в действии первом сообщает читателю, что место, где происходит это действие — «Комната, которая до сих пор называется детскою». У читателя сразу возникает ощущение, будто время в доме задержалось в прошлом. Приехавшая Раневская радуется, увидев свою детскую и цветущий вишнёвый сад. Для неё дом и сад — её детство и юность. Но автор показывает невозможность возврата к счастливому прошлому. Последнее действие пьесы происходит в опустевшей детской — в ней нет ни картин, ни занавесей, немногочисленная мебель составлена в угол. Видны чемоданы и дорожные узлы. Вместе с уезжающими героями исчезает образ прошлого, так и не претворившегося для главных героев в настоящее.

Так показано в пьесе «Вишнёвый сад» время — уходящее, ускользающее, оставляющее Раневскую и Гаева за бортом.

Прошлое время, время «дворянских гнёзд» символизирует вишнёвый сад. Символический смысл образа вишнёвого сада состоит в том, что эти прекрасные вишнёвые деревья существуют потому, что их посадили и ухаживали за ними крепостные крестьяне деда и отца Раневской и Гаева. Крепостное право отменили, эпоха помещичьего дворянства уходит, вишнёвый сад обречён — в этом и состоит символика всей пьесы и её названия.

Приближение гибели вишнёвого сада отмечается в дважды повторяющейся ремарке «звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». А ремарка «в саду топором стучат по дереву» означает гибель эпохи «дворянских гнёзд».

Чехов назвал пьесу комедией и постарался придать ей жизнерадостный тон. Для этого уменьшено количество пауз (по сравнению с другими чеховскими пьесами), а в ремарках часто указывается: «весело», «радостно», «все смеются».

Значение произведения

В пьесе «Вишнёвый сад» главное невидимо действующее лицо — это время. Хотя действие пьесы происходит в течение нескольких месяцев, на самом деле автор показывает прошлое, настоящее и будущее России. Социальное значение пьесы состоит в том, что Чехов выразил уверенность, что вскоре Россия превратится в новый цветущий сад.

Чему учит пьеса «Вишнёвый сад»

Пьеса учит тому, что нельзя бездарно растрачивать свою жизнь. Нужно постоянно ставить себе новые цели и двигаться к ним. Но, двигаясь к своим целям, не нужно забывать о нравственности, о других людях. Если каждый будет придерживаться этих правил, тогда и превратится Россия в процветающую страну. Пожалуй, в этом и состоит главная мысль пьесы «Вишнёвый сад».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.