Анализ поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»

История создания

Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Медный всадник» в октябре 1833 года в Болдине. Николай I не разрешил пропустить её в печать без переделки некоторых мест. Пушкин решил не коверкать текст и отказался от публикации. Опубликовано это произведение было уже после смерти поэта.

Историческая основа данного произведения — петербургское наводнение 7 ноября 1824 года. Пушкин назвал поэму «Медный всадник» для того, чтобы подчеркнуть жестокость самодержавной силы по отношению к простым людям. Вероятно, главный герой поэмы Евгений, как многие петербуржцы, верил, что пока стоит медный памятник Петру I их городу ничто не угрожает. Однако наводнение уносит жизни многих жителей Петербурга, в том числе невесты главного героя, и в этом Евгений винит Медного всадника.

Род, направление, жанр

Род данного произведения Пушкина — лироэпос, жанр — поэма, литературное направление — реализм. Однако есть и черты романтизма в «Медном всаднике», такие, например, как историзм (обращение к прошлому), герой-творец (Пётр I, сотворивший Петербург, поднявший Россию «на дыбы»).

Основные события поэмы «Медный всадник» происходят в 1824 году.

Сюжет

В ноябре того года произошло в Петербурге наводнение, многие улицы были затоплены невской водой. Молодой чиновник Евгений, переправившись на лодке к домику, в котором жила Параша, его любимая девушка, увидел, что разбушевавшаяся река унесла домик. Горе молодого человека было так велико, что он потерял разум. Евгений не вернулся домой, стал нищим.

Однажды он, проходя ночью мимо памятника Петру I, пригрозил ему, так как считал основателя Петербурга виновным в бедствии. После этого Евгению показалось, что Медный всадник погнался за ним.

Смерть настигла героя на пороге домика Параши, который был снесён на островок.


Композиция

Композиция поэмы линейная. Она состоит из вступления и двух частей.

Роль вступления в поэме «Медный всадник» состоит в том, чтобы показать величие Петра I, создавшего Петербург и этим прорубившего окно в Европу. Две последующие части — это повествование о мелком чиновнике, потерявшем при наводнении любимую девушку.

Основной конфликт в поэме «Медный всадник» — это конфликт личности и государства. Столкновение «маленького человека» с неограниченной властью самодержавного государства заканчивается поражением бедного чиновника. Пушкин показал, что бунт одиночки против самодержца безнадёжен.

Тематика и проблематика поэмы «Медный всадник»

Основная тема поэмы «Медный всадник» — это государство и личность. Конфликт власти и человека в поэме неразрешим, и в этом главная проблема. Поэтому автор оставляет вопрос о будущем России открытым: «Куда ты скачешь, гордый конь…»

Также в произведении раскрыта тема «маленького человека» и тема роли Петра I в судьбе Российского государства.

Идея

Главная мысль поэмы «Медный всадник», смысл этого произведения состоят в том, что интересы личности и государства, особенно самодержавного, не всегда совпадают. Автор показал, что деяния Петра Первого, направленные на преобразование России, были зачастую губительны для обычных людей. В этом и состоит пафос трагизма пушкинской поэмы.

Основные герои

Пётр I представлен в поэме в двух обликах: как великий преобразователь России, основатель Петербурга и как Медный всадник — памятник, олицетворяющий жестокую и сильную самодержавную власть.

Евгений — бедный молодой чиновник, мечтающий о личном счастье с любимой девушкой. Когда наводнение отняло у него любимую, он сошёл с ума. В смерти невесты Евгений винит Петра I, основавшего город, жители которого подвергались опасности наводнений.

Художественное своеобразие

Стихотворный размер поэмы «Медный всадник» — четырёхстопный ямб, рифмовка смешанная.

Язык в описании Петра I и Петербурга величавый, пафосный, а в описании Евгения — прозаический.

В поэме Пушкин использовал множество средств выразительности, из которых можно выделить следующие:

  • Эпитеты — державное теченье, неведомые воды, прозрачный сумрак, синий лёд и др.
  • Олицетворение — одна заря сменить другую спешит; спящие громады; чуя вешни дни, ликует (о Неве).
  • Сравнения — стой неколебимо, как Россия; Нева дышала, как с битвы прибежавший конь.
  • Метафоры — волны хищные толпились, бунтуя злобно вокруг него; насмешка неба над землёй; по сердцу пламень пробежал, вскипела кровь.

Чему учит поэма «Медный всадник»

«Медный всадник», являющийся одним из самых совершенных произведений Александра Сергеевича Пушкина, учит читателей быть эмоционально сдержанными людьми, не отчаиваться и не поддаваться панике при бедствиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.