Анализ поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава»

История создания

Александр Сергеевич Пушкин, увлёкшись исторической тематикой, написал ряд произведений об эпохе Петра I. Среди них выделяется поэма «Полтава», повествующая о победе под Полтавой Петра I над шведским королём Карлом XII (1709 год). «Полтава» была написана в 1828–1829 годах, впервые опубликована в 1829 году.

Род, жанр, направление

«Полтава» относится к роду литературы, который называется лироэпос. Жанр «Полтавы» — поэма, а литературное направление — реализм.

Сюжет и композиция

Основной сюжет «Полтавы» — это история бесславного заговора гетмана Украины Мазепы против царя Петра I. После победы в битве под Полтавой Петра I над Карлом XII Мазепе пришлось бежать от русских вместе со шведским королём. О том, что в центре поэмы события исторические, а не частные, свидетельствует её название, а также эпиграф из поэмы Байрона «Мазепа».

Кроме этой исторической линии сюжета в поэме есть и любовная — история любви Мазепы и Марии, дочери Кочубея, старого товарища гетмана.

В поэме 3 главы:

  • Песнь первая — в её центре — история любви Марии к Мазепе.
  • Песнь вторая — в центре этой главы — казнь Кочубея. В этой главе много монологов и диалогов.
  • Песнь третия — в ней описан разгром русскими войсками шведов под Полтавой. Карл XII и Мазепа бегут от русских.


Тематика и проблематика

Основная тема «Полтавы» — показ личностей Петра I и гетмана Мазепы глазами современников автора.

Кроме того, в поэме раскрыты темы предательства и любви.

Проблематика «Полтавы»:

  • Бог, судьба или человек — кто из них стоит за поражениями и победами?
  • Любовь к Родине, к семье, к мужчине или женщине — что важнее для человека?

Идея

Основная мысль «Полтавы» состоит в том, что предательство, даже обусловленное национальной идеей или любовью, негативно влияет на человека и приводит к личной трагедии. Мазепа, изменивший русскому царю, вынужден был бежать из Украины. Мария, предавшая родную семью, сошла с ума.

Главные герои «Полтавы»

Гетман Мазепа объединяет две сюжетные линии: политическую и любовную. В первой он проявляет себя как изменник и предатель, а во второй как похититель дочери своего товарища Кочубея. Автор подчёркивает эгоизм, коварство и хитрость данного персонажа.

Образы Петра I и Карла XII противопоставлены друг другу. Эти герои поэмы — антиподы. Если Петру свойственна забота о превращении России в великую державу, то король Швеции более озабочен своей воинской славой. В поэме он предстаёт как воинственный авантюрист, растерявшийся перед храбрыми, хорошо обученными Петром русскими войсками.

Образ Кочубея трагичен. Юная дочь Кочубея бежала к его старому товарищу гетману Мазепе, Кочубей в отместку написал донос на него Петру I, обвинив его в госизмене. Но царь не поверил в преступные намерения и дела гетмана. Мазепа настоял на том, чтобы Кочубей и его соратник Искра были казнены.

Образ Марии, дочери Кочубея тоже трагичен. Всей душой она полюбила гетмана, но родители девушки отказали этому жениху, так как его сватовство восприняли как грех, ведь Мазепа был крёстным отцом Марии. Влюблённая красавица убежала из родного дома к гетману. Узнав, что в казни её отца виновен Мазепа, Мария сошла с ума.


Художественное своеобразие

В создании художественных образов поэмы «Полтава» Пушкин использует постоянные эпитеты, через которые выражает своё отношение к героям. Например, в описании Мазепы автор несколько раз называет его «гетманом скрытным», «злым стариком», а Кочубея «несчастным», «безвинным», «старцем непреклонным».

В портрете Марии тоже есть множество эпитетов. Например, «своенравная, гордая», «разумная», «скромная», «пугливая».

В портрете Карла XII, данном Мазепой в разговоре с Орликом, присутствуют эпитеты: «бойкий и отважный», «упрям», «нетерпелив», «легкомыслен», «кичлив».

Выразительные средства, использованные в портрете Петра I:

  • Эпитеты: «могущий (могучий) седок», «самодержавный великан», «звучный глас Петра», «и горд, и ясен, и славы полон взор его».
  • Сравнения: «он весь, как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой».
  • Метафора: «он поле пожирал очами».
  • Оксюморон: «ужасен» — «прекрасен» («Лик его ужасен. // Движенья быстры. Он прекрасен…»).

Стилистическую приподнятость при описании Петра I создают книжная лексика и архаизмы («сии», «лик», «глас», «прах», «жребий», «вдохновенный»).

Поэма написана немного приподнятым стилем, который напоминает порой стиль народных украинских песен, дум, исторических сказаний.

При описании Полтавского боя автор встречает приближение победы ликованием: «Ура! мы ломим: гнутся шведы». Местоимение «мы» включает и автора, и читателя в переживание происходящего.

Чему учит поэма «Полтава»

Это произведение Пушкина учит читателя оставаться всегда верным своему Отечеству и своим родным людям. Также оно учит осмотрительности в отношении к друзьям, которые, возможно, склонны к предательству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.