Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» — выдающееся произведение советской литературы, написанное в годы Великой Отечественной войны. Она воссоздаёт картину фронтовой действительности, раскрывает чувства и мысли человека на войне.
Содержание
История создания
Образ неунывающего удачливого бойца Василия Тёркина появился раньше, чем была написана поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». Дело в том, что Твардовский с осени 1939 года участвовал в качестве военного корреспондента в финской войне. Тогда в редакции газеты «На страже Родины» было решено создать серию рисунков о подвигах неунывающего солдата-богатыря, которого решили назвать Васей. Твардовскому поручили создать вступление. 5 января 1940 года в газете появилось стихотворение «Вася Тёркин».
В Великую Отечественную войну этот образ стал главным в творчестве Твардовского.
Первая публикация «Василия Тёркина» состоялась 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» — там были напечатаны главы «От автора» и «На перевале». С той поры и до окончания войны главы поэмы публиковались в различных газетах и журналах.
Поэма «Василий Тёркин» была создана в 1941–1945 годах, а в 1946 году вышло 3 полных издания этой поэмы, имеющей подзаголовок «Книга про бойца».
Род, жанр, направление
Произведение «Василий Тёркин» относится к эпосу — одному из трёх основных родов литературы, и к жанру поэмы. Уникальность этой поэтической эпопеи состоит в том, что произведение объективно, но при этом пронизано живым авторским чувством. В нём много лирических отступлений, поэтому это произведение не является сугубо эпическим.
Литературное направление, к которому принадлежит поэма «Василий Тёркин», — реализм, причём в ней развиваются традиции не только реалистической литературы, но и народноэпического творчества.
Сюжет и композиция
А. Т. Твардовский создавал поэму «Василий Тёркин» на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. По этой причине её сюжетно-композиционное построение определилось самой военной действительностью. В произведении отсутствуют завязка, кульминация, развязка. Однако внутри большинства глав с повествовательной основой сюжет есть.
В поэме 30 глав. Они самостоятельны, но всё же связаны между собой. Это произведение построено как цепь эпизодов из военной жизни Тёркина.
Поэма начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Условно это произведение можно разделить на 3 части, которые совпадают с началом, серединой и концом войны.
Тематика
Темы, раскрытые в поэме «Василий Тёркин»:
Это произведение можно назвать энциклопедией фронтовой жизни, так как она описывает жизнь народа на войне. Главный герой поэмы Василий Тёркин фактически олицетворяет весь народ. Автор изобразил войну как суровое и трагическое испытание жизненных сил страны, народа, каждого человека.
Идея, пафос
Основная мысль поэмы «Василий Тёркин» состоит в том, что подвиги солдат — это не только подвиги в бою, но и в каждодневном и тяжком ратном труде. Автор показывает не только сражения, но и переходы на новые позиции, и ночлеги в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти чёрной только собственной спиной…»
Особенностями поэмы Твардовского являются патриотический пафос и установка на всеобщую доступность.
Основные герои
В основе поэмы — образ её главного героя — вчерашнего крестьянского парня, рядового пехотинца Василия Тёркина. Он является собирательным образом, соединившим в себе типичные черты характера и духовного облика советского солдата. Присущие многим людям черты воплотились в этом герое самобытно и ярко. Оптимизм, народная мудрость, самоотверженность, смекалка, склонность к шутке, за которой проступает нечто значимое — все эти черты сплавились в целостный, индивидуальный характер героя. Тёркин прошёл трудный путь по военным дорогам, и к концу войны он уже умудрён житейским и военным опытом, познал истинную цену многого, но не растерял при этом оптимизма.
Важное место в поэме занимает и образ автора-повествователя, а точнее, лирического героя. Он постоянно ведёт с читателем доверительный разговор, стремится донести до него правду о войне и вселить веру в несокрушимость духа русского солдата.
Художественное своеобразие
Основной нравственно-художественный принцип поэмы «Василий Тёркин» — свобода. Она реализована и в построении стиха. В этом произведении есть и четверостишия, и пятистишия и т. д. — до десятистишия — у Твардовского строк столько, сколько ему нужно в этот момент для того, чтобы высказаться сполна.
Основной размер поэмы — четырёхстопный хорей. Таким же размером написан «Конёк-горбунок» Ершова и некоторые сказки Пушкина. Но сходство поэмы Твардовского с этими сказками не только в ритмике, но и в простоте и кристальной чистоте языка.
Язык поэмы «Василий Тёркин» — это по-настоящему народный язык. В произведении используются средства устно-разговорной, народно-эпической и литературной речи. Твардовский пишет просто, но поэтично. Он не только употребляет пословицы и поговорки («делу время — час забаве» и другие), но и сам создаёт речения, которые вошли в жизнь на правах поговорок («у войны короткий путь, у любви — далёкий», «не гляди, что на груди, а гляди, что впереди» и другие).
Значение произведения
Поэма «Василий Тёркин» является центральным произведением в творчестве А. Т. Твардовского и одной из вершин русской эпической поэзии. Многие строки из неё перешли в устную народную речь или стали стихотворными афоризмами: «переправа, переправа, берег левый, берег правый», «смертный бой не ради славы — ради жизни на земле» и многие другие.
И. А. Бунин был восхищён поэмой Твардовского о русском солдате: «…Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный, народный солдатский язык…»
«Книга про бойца» была завершена в 1945 году, но она не стареет, не теряет своей силы и свежести, точно время не властно над ней.
Чему учит поэма «Василий Тёркин»
Поэма «Василий Тёркин» учит тому, чтобы исполнять свой долг перед Родиной. Ещё учит она быть мужественным и отважным, никогда не падать духом, не унывать в трудных ситуациях.