Анализ поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри»


Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» была любимым произведением автора. Он написал её с вдохновением, прекрасно передав стремление главного героя к вольной жизни. Эту поэму поэт с удовольствием читал своим знакомым.

История создания

Однажды, путешествуя по старой Военно-грузинской дороге, Лермонтов познакомился с монахом. Этот старый монастырский сторож был последним из братии монастыря, который был упразднён. Он рассказал поэту о своей судьбе. Бэри (в переводе с грузинского — монах) был родом горец. Ребёнком он был пленён генералом Ермоловым, который повёз его с собой, но вынужден был оставить заболевшего мальчика в монастыре. В дальнейшем выросший горец сделал несколько попыток к бегству на свою Родину. Последний побег закончился серьёзной и долгой болезнью. Выздоровев, он продолжил жить в монастыре и особенно привязался там к одному старому монаху.

История монаха, впечатления от природы Кавказа, знакомство с местными сказаниями и грузинской народной поэзией, влияние романтической литературы — всё это повлияло на то, что у поэта возник замысел создать поэму, тема которой — стремление человека к свободе, воле.

Написав поэму «Мцыри», Лермонтов на рукописи проставил дату её завершения: «1839 года. Августа 5». В черновом варианте у неё название «Бэри», а в окончательном — «Мцыри», что переводится с грузинского как «послушник».

Род, жанр, направление

«Мцыри» имеет черты двух родов литературы, лирики и эпоса, поэтому её относят к лиро-эпосу.

Жанр этого произведения Лермонтова — поэма. «Мцыри» принадлежит к литературному направлению романтизм, так как поэт показал противоречие между идеалом и действительностью, а образ Мцыри, главного героя наделил не только реалистическими, но и романтическими чертами.

Черты романтизма в поэме «Мцыри»:

  • Герой противопоставлен окружающим, он мечтает о свободе, не может обрести счастье в реальной жизни.
  • Мцыри показан как исключительный герой в исключительных обстоятельствах: в монастыре (который воспринимался им как тюрьма, неволя), в горах, в лесной чаще, в степи.
  • Присутствует особое романтическое двоемирие: мир в душе главного героя противопоставлен реальному миру, они находятся в противоречии друг с другом.

Сюжет и композиция

В основе сюжета «Мцыри» находится ситуация, которая характерна для романтических произведений — бегство из неволи. Главный герой, рождённый в горах Кавказа, был в детстве пленён русским генералом. Заболевшего в пути мальчика тот оставил в христианском монастыре. Мальчик вырос в этой монашеской обители, но она представлялась ему тюрьмой, так как он страстно мечтал вернуться на Родину. Однажды он бежал из монастыря. Цель побега Мцыри — возвращение в горы Кавказа, на Родину — не была достигнута из-за того, что герой заблудился в лесной чаще и снова вышел из неё к монастырю. Обессилевшего героя нашли монахи, принесли в монастырь. Перед своей смертью Мцыри произносит страстную исповедь, которую выслушал старый монах, который вылечил его в детстве.

Ключом к содержанию является эпиграф, предшествующий поэме: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Он взят поэтом из Библии, из 1-й Книги Царств. Там эти слова произносит сын царя Саула Ионафан. В легенде говорится о том, что сын нарушил запрет отца не вкушать пищу до вечера, пока царь не победит врага. Ионафан самовольно напал на врага, победил его, а затем, усталый, отведал в лесу мёда диких пчёл. Отец за непослушание хотел казнить сына, но народ вступился за Ионафана, и он избежал казни.

Смысл эпиграфа «Мцыри» заключается в том, что герой поэмы умирает, прожив недолго и не познав все радости жизни. Совершив побег из монастыря, герой жил свободно только 3 дня. Не успев познать многогранность жизни, Мцыри умирает.

Поэма состоит из 26 глав. Большую часть её занимает исповедь Мцыри. Ей предшествует авторское вступление.

Композиция поэмы «Мцыри»:

  • Экспозиция — авторское вступление, в котором говорится о времени, месте и обстоятельствах, предшествовавших началу действия.
  • Завязка — побег Мцыри из монастыря во время грозы.
  • Кульминация — бой с барсом.
  • Развязка — прощание Мцыри со старым монахом.

Композиция имеет замкнутую форму: действие начинается в монастыре, там оно и заканчивается.

Особенностью построения этого произведения является то, что повествование ведётся в основном от лица главного героя.

Романтический конфликт поэмы «Мцыри» — это столкновение мечты главного героя о Родине, о свободе с реальностью монастырской жизни.

Тематика и проблематика

Тема свободы в поэме «Мцыри» является основной. Автор раскрыл также следующие темы:

  • патриотизм;
  • человек и природа, их гармония и противоборство;
  • судьба, рок, обречённость;
  • одиночество.

Проблемой главного героя является то, что он должен был «изречь монашеский обет» и тем самым отказаться осуществить свою мечту вернуться на Родину. Юноша хотел решить эту проблему, бежав из монастыря. Автор показывает, что трагедия главного героя заключалась в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела, неприспособленного к жизни в природе.

Идея и пафос

Основная мысль поэмы «Мцыри» состоит в том, что жизнь человека, насильно разлучённого с любимой Родиной, трагична, что ограничение свободы угнетает свободолюбивого человека.

Пафос поэмы (то есть её эмоциональный настрой) романтический, бунтарский.

Философский смысл этого произведения: воспитание Мцыри противостоит естественной среде. Герой не может уже вернуться к «естественному» состоянию, он не «природный человек», не может ориентироваться в лесу, страдает среди изобилия природных даров от голода. Герою, выросшему в человеческом обществе, возврат к дикой природе, по мысли автора, был закрыт. Мцыри сравнивает себя с «темничным цветком», выросшим в тюрьме. Юноша не выдержал испытаний, так как природа — не только прекрасный мир, но и грозная сила, которую непросто постигнуть.

Герои поэмы «Мцыри»

В этом произведении один главный герой (юноша по имени Мцыри) и несколько второстепенных: его отец, сёстры, русский генерал, молодая грузинка, старый монах, барс, природа.

Художественное своеобразие

В поэме «Мцыри» нет описания внешности главного героя, но его исповедь рисует яркий образ страстного человека, бунтаря, стремящегося к свободе, к обретению Родины, с которой был разлучён.

Автор поэмы и её герой внутренне близки. В исповеди Мцыри слышен и голос автора. Включён в неё и величественный кавказский пейзаж.

В этой поэме Лермонтов использовал временную антитезу: 3 дня свободы, о которых рассказывается в исповеди героя, противопоставлены всей жизни Мцыри, которую он воспринимает как неволю. Автор усилил временную антитезу образной: Кавказ — свобода, монастырь — тюрьма. Причём он не ставил знака равенства между верой и монастырём. Бегство Мцыри из монастыря — это не безверие, а протест против неволи.

Средства художественной выразительности поэмы «Мцыри»:

  • Сравнение. Их очень много в этом произведении. С их помощью ярче подчёркивается эмоциональность главного героя («…как серна гор, пуглив и дик…»), его мечтательность («Я видел горные хребты, //Причудливые, как мечты…»). Сравнения помогают показать отчуждённость героя от людей («…Я был чужой //Для них навек, как зверь степной…») и его сближение с природой, бой Мцыри с барсом показан как схватка диких природных сил («…сплетясь, как пара змей…»).
  • Метафорические эпитеты. Они передают силу и глубину чувств героя, страстность его натуры (пламенная страсть; пылающая грудь; бурное сердце). Отражают они и поэтическое восприятие мира (сонные цветы; в тени рассыпанный аул; две сакли дружною четой).
  • Метафоры тоже передают силу чувств героя и его эмоциональное восприятие мира («Мир Божий спал //В оцепенении глухом //Отчаянья тяжёлым сном»; «…Бой закипел…»).
  • Развёрнутые олицетворения. С их помощью передаётся полное слияние героя с природой, его понимание природы («…И миллионом чёрных глаз //Смотрела ночи темнота…»).
  • Риторические вопросы, восклицания, обращения — это тоже средства выражения сильных переживаний («…А душу можно ль рассказать?» «О милый мой!»).
  • Анафоры (единоначатия) нагнетают ритм и усиливают впечатление («…И в исступлении рыдал, //И грыз сырую грудь земли, //И слёзы, слёзы потекли…»).

Поэма «Мцыри» написана 4-стопным ямбом, причём этот стихотворный размер в ней с мужскими окончаниями, укрепляющими мужественную тональность поэмы.

Значение произведения

Поэма «Мцыри» показывает поэтический талант М. Ю. Лермонтова и доказывает, что он является крупнейшим представителем русского и мирового романтизма. В этом произведении осуществляется романтический пафос свободы и человеческой активности. Оно является философским, так как заставляет задуматься о смысле бытия и о ценности человеческой жизни.

Чему учит поэма «Мцыри»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» учит читателя ценить свою Родину, стремиться познать мир, природу, ценить истинную свободу духа, быть целеустремлёнными, активными, сохранять своё человеческое достоинство даже в тяжёлых испытаниях.

Учительница Косточка задаёт прочитать:
Образ и характеристика Кирсанова — героя романа Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?»
«Планета людей» — краткое содержание и пересказ по главам романа Антуана де Сент-Экзюпери
Образ и характеристика Хозяйки Медной горы — героини сказов Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка» и «Каменный цве...
«Щелкунчик и Мышиный король» — краткое содержание и пересказ по главам повести-сказки Э. Гофмана
Образ и характеристика Бородавкина — героя романа-хроники Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Образ и характеристика жены Тараса Бульбы — героини повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Образ и характеристика Скалозуба — героя комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Люди на болоте» (белор. «Людзі на балоце») — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа И. П. Мележа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.