Анализ поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»


Поэма «Мёртвые души» — самое значительное произведение Николая Васильевича Гоголя. Написан и опубликован был только 1-й его том, от 2-го тома осталось лишь несколько глав, а 3-й том не был написан. И всё же даже 1-й том свидетельствует об огромном таланте автора, сумевшего показать объёмную картину России первой половины XIX века.

История создания

Поэму «Мёртвые души» написал Николай Васильевич Гоголь. Работал он над ней 17 лет — с 1835 года до своей смерти в 1852 году. Общий замысел «Мёртвых душ» — показать многообразие российской жизни, а также хорошие и плохие стороны характера русских людей. Замысел Гоголя состоял в том, чтобы создать произведение, которое бы состояло из 3 частей. В первом томе главный герой погружается в бездну порока, и характеры персонажей 1-го тома — «один пошлее другого». Второй том, судя, по сохранившимся главам, должен был посвящён осознанию главным героем своих пороков. Автор, возможно, хотел показать возрождение в Чичикове и Плюшкине живой души, гуманизма. А в третьем томе, вероятно, предстали бы одухотворённые герои и идеальное общество.

Гоголь не сумел завершить «Мёртвые души», так как работал над вторым томом с большими перерывами и пережил несколько тяжёлых духовных кризисов.

К работе над 2-м томом Гоголь приступил в 1842 году. Он чувствовал трудность поставленной перед собой задачи, так как видел, что новая Россия, которую он хотел показать во 2-м и 3-м томах совсем не согласуется с реальностью. В 1843 году, во время духовного кризиса, Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», который был уже, вероятно, закончен. Но через некоторое время он вернулся к работе над 2-м томом. Этот том был полностью написан к 1852 году, но писатель стал его править, и беловик превратился в черновик. Силы Гоголя, и физические, и духовные, были на пределе, и он сжёг рукопись «Мёртвых душ». Это случилось в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, а 21 февраля (4 марта по новому стилю) Гоголь умер.

Направление, род и жанр

«Мёртвые души» относят к литературному направлению реализм. Род литературы, к которому относится это произведение — эпос.

Автор сам определил жанр «Мёртвых душ». Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой, потому что это лиро-эпическое произведение, в котором наряду с эпосом присутствуют лирические отступления.

Сюжет и композиция

Сюжетная линия 1-го тома «Мёртвых душ» — это поездки главного героя, Чичикова, к помещикам, живущим в окрестностях губернского города NN. Цель этих поездок — приобретение у помещиков мёртвых душ (то есть крепостных, умерших после переписи и поэтому числящихся живыми). Чичиков хочет заложить их в опекунский совет и получить за это крупную сумму денег.

Сюжетная линия 2-го тома «Мёртвых душ», судя по нескольким оставшимся главам, похожа на сюжет 1-го тома, но в одной из последних глав Чичиков начал задумываться о том, чтобы вести честную жизнь.

В 3-томе автор намеревался показать духовное возрождение людей, живущих в России, и положительное преобразование страны.

Гоголь хотел в своём произведении показать современную ему Россию и её движение к лучшей жизни в будущем.

В соответствии с этим замыслом писателем выстроена общая композиция «Мёртвых душ». Подобно поэме Данте «Божественная комедия», состоящей из 3 частей («Ад», «Чистилище», «Рай»), поэма Гоголя должна была тоже состоять из 3 частей:

  • 1 том — своеобразный «Ад» российской действительности первой половины 19 века.
  • 2 том — он подобен «Чистилищу». В нём должны были быть представлены новые положительные герои. Предполагалось показать на примере Чичикова и Плюшкина очищение и воскрешение души.
  • 3 том — он соответствует «Раю». В нём Гоголь предполагал показать идеальное общество, одухотворённых героев.

1 том «Мёртвых душ» состоит из 11 глав.

Композиция 1-го тома:

  • 1-я глава — общая экспозиция.
  • 2–6-е главы — в них показана помещичья Россия.
  • 7–10 главы — представлен собирательный образ чиновничества.
  • 11-я глава — биография Чичикова.


Особенность композиции состоит в том, что внешнее единство глав создано сюжетом покупки мёртвых душ, а внутреннее единство — лирическими отступлениями, в которых автор размышляет о современной ему России.

Тематика и проблематика

Тематика и проблематика «Мёртвых душ» очень широка. Темы и проблемы гоголевской поэмы:

  • Омертвение души, бездуховная жизнь (1-й том). С этой темой связан смысл названия поэмы, представляющего собой антитезу «мёртвые души» (мёртвое, бездуховное начало противопоставлено живому, одухотворённому).
  • Воскрешение души, путь к её возрождению (эту тему Гоголь предполагал раскрыть во 2-м и 3-м томах).
  • Помещичья Русь.
  • Пороки чиновничества, обличение бюрократизма.
  • Появление нового «героя времени» — «подлеца-приобретателя».
  • Богатырство русского народа (образ народа-богатыря обрисован только в размышлениях Чичикова над списком мёртвых душ, купленных у Собакевича).
  • Тема пути. С этой темой связан образ дороги, который является свидетельством жизни, развития, противостоящим смерти и косности.
  • Тема России. Образ России и образ дороги сливаются в лирическом отступлении, завершающем 1-й том поэмы.

Идея и пафос


Общий замысел «Мёртвых душ», всей этой трилогии, — показать истинный русский путь, современную Гоголю Россию и её движение к лучшему будущему.

Главная идея поэмы «Мёртвые души» — показ пути к достижению духовного идеала, к достижению нравственного самосовершенствования общества и каждого человека. Эта основная мысль «Мёртвых душ» должна была присутствовать во 2-м и 3-м томах поэмы. Но поскольку полностью сохранён только 1-й том, то нужно определить идею, заложенную именно в нём. Главная мысль, заложенная в 1-м томе: причина недостатков современного Гоголю русского общества — это оскудение, омертвление душ представителей правящего класса.

Поэтому пафос (идейно-эмоциональный настрой) 1-го тома — это критический пафос. Пафос 2-го и 3-го тома предполагался романтический, так как там должна была присутствовать устремлённость к идеалу.

Основные герои

В поэме «Мёртвые души» Гоголь создал образ автора, являющегося не просто условной фигурой, а целостной личностью, открыто выражающей своё мировоззрение. Автор доносит до читателя свою оценку того, о чём рассказывается в поэме. А всё многообразие личности автора раскрывается в лирических отступлениях.

Система образов 1-го тома «Мёртвых душ» построена так, чтобы показать разные типы помещиков и чиновников современной Гоголю России.

Главным героем «Мёртвых душ» является Чичиков, герой-приобретатель. У него есть связующая функция — он присутствует в первых двух томах, а затем должен был стать персонажем и третьего тома.

Описание героев 1-го тома «Мёртвых душ» дано в сатирическом освещении. Особенно подробно Гоголь охарактеризовал Чичикова, Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина.

Многие персонажи 2-го тома тоже представлены в сатирическом освещении, но в там появились и довольно положительные герои: помещик Костанжогло и откупщик Муразов.

Художественное своеобразие

Главное средство изображения русской жизни в «Мёртвых душах» — художественная деталь. Она является основным средством типизации героев поэмы. В каждом из персонажей автор выделяет основную черту, которая «обыгрывается» с помощью деталей. Такими деталями являются: сахар (Манилов); мешочки (Коробочка); здоровье и животная сила (Ноздрёв); прочные, грубые вещи (Собакевич); прореха, мусор (Плюшкин).

В поэме много предметно-бытовых деталей, отражающих мир вещей. Вещи занимают место «омертвелой души» и олицетворяются: часам у Коробочки «пришла охота бить», а у Собакевича «каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!»

Зоологические мотивы тоже способствуют индивидуализации героев: Манилов — кот, Коробочка — птица, Ноздрёв — собака, Собакевич — медведь, Плюшкин — мышь.

Почти каждому из персонажей сопутствует определённая цветовая гамма: серо-голубые тона присутствуют в описании Манилова, его жены и имения; красно-коричневые цвета преобладают в описании Собакевича; сквозная деталь в описании Чичикова — фрак «брусничного цвета с искрой».

Речевая характеристика героев тоже отличается определёнными деталями. Например, в речи Ноздрёва много жаргонизмов лошадника, картёжника, много бранных слов, а в речи Манилова множество вводных слов и предложений, речь его отличается вычурностью.

Рисуя образы персонажей, автор использует оценочные эпитеты и сравнения: Коробочка — «дубинноголовая», Собакевич — «человек-кулак», Плюшкин — «прореха на человечестве».

Образ России в «Мёртвых душах» неоднозначен, он имеет два лика. Один лик изображён с помощью сатирических средств. Это Россия чиновников, помещиков, мужиков-лентяев и пьяниц. Другой лик — это авторский идеал России, представленный в лирических отступлениях. В лирических отступлениях присутствует высокий стиль (красочные эпитеты, сравнения, метафоры, обращения, восклицания, риторические вопросы).

Пейзаж в поэме, в основном, является средством раскрытия характеров персонажей, но в лирических отступлениях он связан с темой будущего России, с мотивом дороги.

Значение произведения

Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» оказала большое влияние на русскую литературу, общественную и христианско-философскую мысль. Она внесла бесценный вклад в развитие критического реализма, оказала положительное влияние на творчество русских писателей 19 века (И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др.). В 20 веке признанным наследником гоголевских традиций считается М. А. Булгаков.

Чему учит поэма «Мёртвые души»

Поэма Н. В. Гоголя заставляет читателя задуматься о своей душе, подумать о том, не растерялись ли его юношеские чистые чувства и стремления. Произведение учит людей направлять свою энергию на созидательные цели, соблюдая законы для того, чтобы у этих людей не омертвели души, как у героев поэмы.

Гоголевская поэма актуальна и в наше время, так как проблема мошенничества и коррупции существует и сейчас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.