Поэма «Мёртвые души» — самое значительное произведение Николая Васильевича Гоголя. Написан и опубликован был только 1-й его том, от 2-го тома осталось лишь несколько глав, а 3-й том не был написан. И всё же даже 1-й том свидетельствует об огромном таланте автора, сумевшего показать объёмную картину России первой половины XIX века.
Содержание
История создания
Поэму «Мёртвые души» написал Николай Васильевич Гоголь. Работал он над ней 17 лет — с 1835 года до своей смерти в 1852 году. Общий замысел «Мёртвых душ» — показать многообразие российской жизни, а также хорошие и плохие стороны характера русских людей. Замысел Гоголя состоял в том, чтобы создать произведение, которое бы состояло из 3 частей. В первом томе главный герой погружается в бездну порока, и характеры персонажей 1-го тома — «один пошлее другого». Второй том, судя, по сохранившимся главам, должен был посвящён осознанию главным героем своих пороков. Автор, возможно, хотел показать возрождение в Чичикове и Плюшкине живой души, гуманизма. А в третьем томе, вероятно, предстали бы одухотворённые герои и идеальное общество.
Гоголь не сумел завершить «Мёртвые души», так как работал над вторым томом с большими перерывами и пережил несколько тяжёлых духовных кризисов.
К работе над 2-м томом Гоголь приступил в 1842 году. Он чувствовал трудность поставленной перед собой задачи, так как видел, что новая Россия, которую он хотел показать во 2-м и 3-м томах совсем не согласуется с реальностью. В 1843 году, во время духовного кризиса, Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», который был уже, вероятно, закончен. Но через некоторое время он вернулся к работе над 2-м томом. Этот том был полностью написан к 1852 году, но писатель стал его править, и беловик превратился в черновик. Силы Гоголя, и физические, и духовные, были на пределе, и он сжёг рукопись «Мёртвых душ». Это случилось в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, а 21 февраля (4 марта по новому стилю) Гоголь умер.
Направление, род и жанр
«Мёртвые души» относят к литературному направлению реализм. Род литературы, к которому относится это произведение — эпос.
Автор сам определил жанр «Мёртвых душ». Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой, потому что это лиро-эпическое произведение, в котором наряду с эпосом присутствуют лирические отступления.
Сюжет и композиция
Сюжетная линия 1-го тома «Мёртвых душ» — это поездки главного героя, Чичикова, к помещикам, живущим в окрестностях губернского города NN. Цель этих поездок — приобретение у помещиков мёртвых душ (то есть крепостных, умерших после переписи и поэтому числящихся живыми). Чичиков хочет заложить их в опекунский совет и получить за это крупную сумму денег.
Сюжетная линия 2-го тома «Мёртвых душ», судя по нескольким оставшимся главам, похожа на сюжет 1-го тома, но в одной из последних глав Чичиков начал задумываться о том, чтобы вести честную жизнь.
В 3-томе автор намеревался показать духовное возрождение людей, живущих в России, и положительное преобразование страны.
Гоголь хотел в своём произведении показать современную ему Россию и её движение к лучшей жизни в будущем.
В соответствии с этим замыслом писателем выстроена общая композиция «Мёртвых душ». Подобно поэме Данте «Божественная комедия», состоящей из 3 частей («Ад», «Чистилище», «Рай»), поэма Гоголя должна была тоже состоять из 3 частей:
1 том «Мёртвых душ» состоит из 11 глав.
Композиция 1-го тома:
Особенность композиции состоит в том, что внешнее единство глав создано сюжетом покупки мёртвых душ, а внутреннее единство — лирическими отступлениями, в которых автор размышляет о современной ему России.
Тематика и проблематика
Тематика и проблематика «Мёртвых душ» очень широка. Темы и проблемы гоголевской поэмы:
Идея и пафос
Общий замысел «Мёртвых душ», всей этой трилогии, — показать истинный русский путь, современную Гоголю Россию и её движение к лучшему будущему.
Главная идея поэмы «Мёртвые души» — показ пути к достижению духовного идеала, к достижению нравственного самосовершенствования общества и каждого человека. Эта основная мысль «Мёртвых душ» должна была присутствовать во 2-м и 3-м томах поэмы. Но поскольку полностью сохранён только 1-й том, то нужно определить идею, заложенную именно в нём. Главная мысль, заложенная в 1-м томе: причина недостатков современного Гоголю русского общества — это оскудение, омертвление душ представителей правящего класса.
Поэтому пафос (идейно-эмоциональный настрой) 1-го тома — это критический пафос. Пафос 2-го и 3-го тома предполагался романтический, так как там должна была присутствовать устремлённость к идеалу.
Основные герои
В поэме «Мёртвые души» Гоголь создал образ автора, являющегося не просто условной фигурой, а целостной личностью, открыто выражающей своё мировоззрение. Автор доносит до читателя свою оценку того, о чём рассказывается в поэме. А всё многообразие личности автора раскрывается в лирических отступлениях.
Система образов 1-го тома «Мёртвых душ» построена так, чтобы показать разные типы помещиков и чиновников современной Гоголю России.
Главным героем «Мёртвых душ» является Чичиков, герой-приобретатель. У него есть связующая функция — он присутствует в первых двух томах, а затем должен был стать персонажем и третьего тома.
Описание героев 1-го тома «Мёртвых душ» дано в сатирическом освещении. Особенно подробно Гоголь охарактеризовал Чичикова, Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина.
Многие персонажи 2-го тома тоже представлены в сатирическом освещении, но в там появились и довольно положительные герои: помещик Костанжогло и откупщик Муразов.
Художественное своеобразие
Главное средство изображения русской жизни в «Мёртвых душах» — художественная деталь. Она является основным средством типизации героев поэмы. В каждом из персонажей автор выделяет основную черту, которая «обыгрывается» с помощью деталей. Такими деталями являются: сахар (Манилов); мешочки (Коробочка); здоровье и животная сила (Ноздрёв); прочные, грубые вещи (Собакевич); прореха, мусор (Плюшкин).
В поэме много предметно-бытовых деталей, отражающих мир вещей. Вещи занимают место «омертвелой души» и олицетворяются: часам у Коробочки «пришла охота бить», а у Собакевича «каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!»
Зоологические мотивы тоже способствуют индивидуализации героев: Манилов — кот, Коробочка — птица, Ноздрёв — собака, Собакевич — медведь, Плюшкин — мышь.
Почти каждому из персонажей сопутствует определённая цветовая гамма: серо-голубые тона присутствуют в описании Манилова, его жены и имения; красно-коричневые цвета преобладают в описании Собакевича; сквозная деталь в описании Чичикова — фрак «брусничного цвета с искрой».
Речевая характеристика героев тоже отличается определёнными деталями. Например, в речи Ноздрёва много жаргонизмов лошадника, картёжника, много бранных слов, а в речи Манилова множество вводных слов и предложений, речь его отличается вычурностью.
Рисуя образы персонажей, автор использует оценочные эпитеты и сравнения: Коробочка — «дубинноголовая», Собакевич — «человек-кулак», Плюшкин — «прореха на человечестве».
Образ России в «Мёртвых душах» неоднозначен, он имеет два лика. Один лик изображён с помощью сатирических средств. Это Россия чиновников, помещиков, мужиков-лентяев и пьяниц. Другой лик — это авторский идеал России, представленный в лирических отступлениях. В лирических отступлениях присутствует высокий стиль (красочные эпитеты, сравнения, метафоры, обращения, восклицания, риторические вопросы).
Пейзаж в поэме, в основном, является средством раскрытия характеров персонажей, но в лирических отступлениях он связан с темой будущего России, с мотивом дороги.
Значение произведения
Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» оказала большое влияние на русскую литературу, общественную и христианско-философскую мысль. Она внесла бесценный вклад в развитие критического реализма, оказала положительное влияние на творчество русских писателей 19 века (И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др.). В 20 веке признанным наследником гоголевских традиций считается М. А. Булгаков.
Чему учит поэма «Мёртвые души»
Поэма Н. В. Гоголя заставляет читателя задуматься о своей душе, подумать о том, не растерялись ли его юношеские чистые чувства и стремления. Произведение учит людей направлять свою энергию на созидательные цели, соблюдая законы для того, чтобы у этих людей не омертвели души, как у героев поэмы.
Гоголевская поэма актуальна и в наше время, так как проблема мошенничества и коррупции существует и сейчас.