В рассказе «Матрёнин двор» Александр Исаевич Солженицын вслед за Николаем Семёновичем Лесковым продолжил раскрывать тему праведничества.
Содержание
История создания
Рассказ «Матрёнин двор» А. И. Солженицын написал в 1959 году. Год написания иногда путают: рассказ был написан не в 1956, а в 1959 году (в 1956 году происходит действие рассказа).
Впервые опубликовано это произведение в 1963 году в журнале «Новый мир, №1.
Первоначальное название рассказа «Матрёнин двор» — «Не стоит село без праведника». Солженицын поменял название рассказа из-за того, что главный редактор «Нового мира» Александр Трифонович Твардовский предложил изменить название, чтобы произведение было допущено цензурой к печати.
В примечании к рассказу автор сообщает о прототипе главной героини Матрёны Васильевны Григорьевой. Её прототип — Матрёна Васильевна Захарова из деревни Мильцево Курловского района Владимирской области, у которой писатель жил в 1956 году, когда работал в сельской школе учителем математики и электротехники.
Род, жанр, направление
Произведение «Матрёнин двор» относится к эпосу, одному из основных родов литературы.
Жанр — рассказ, литературное направление — реализм.
Сюжет и композиция
Действие рассказа «Матрёнин двор» происходит в 1956 году во Владимирской области, в деревне Тальново. Повествование ведётся от лица героя-рассказчика, бывшего заключённого, а ныне школьного учителя математики. Освободившись из заключения, рассказчик хотел жить в каком-нибудь тихом, глухом уголке России и нашёл приют в доме Матрёны Васильевны Григорьевой, пожилой одинокой крестьянки. Об этом рассказывается в 1-й главе произведения.
Во 2-й главе представлена история жизни Матрёны. Героиня рассказала постояльцу о своей судьбе. Во время Первой мировой войны пропал без вести её жених Фаддей. Через 3 года Матрёна вышла замуж за его младшего брата, а вскоре вернулся Фаддей из венгерского плена.
У Матрёны было 6 детей, но все они умирали во младенчестве. Её муж Ефим пропал без вести в Великую Отечественную войну. У Фаддея и его жены было тоже 6 детей. Попросила одинокая Матрёна у них младшую дочку Киру, и прожили они вместе 10 лет. Когда Кира вышла замуж, Матрёна завещала ей часть избы. Фаддей настоял на том, чтобы эту часть (горницу) перевезти уже сейчас в Черусти, где жили молодые. Матрёна всю жизнь трудилась, и даже смерть её застала в трудовых заботах — героиня погибла, помогая перетаскивать через железнодорожный переезд на санях брёвна горницы.
В 3-й главе описываются похороны Матрёны и поминки, показавшие истинное отношение к ней её близких, которые сейчас озабочены только разделом небогатого Матрёниного имущества.
Тематика и проблематика
Основная тема рассказа «Матрёнин двор» — жизнь, обычаи и нравы русской деревни 50-х годов XX века. Также важной является тема праведничества, раскрытая в образе главной героини. Последние фразы рассказа расширяют границы Матрёниного двора до масштабов человечества: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Доброта и жестокость — эти темы Солженицын раскрывает, противопоставляя главную героиню эгоистичному Фаддею и некоторым из её родственников.
В рассказе «Матрёнин двор» поднята нравственная проблема отношения к труду. Для главной героини работа является смыслом жизни, она не одобряет тех, кто недобросовестно относится к делу.
Также автор в своём небольшом рассказе обозначил проблему взаимоотношения власти и человека-труженика, подчёркивая, что государству нужны лишь рабочие руки, а о самом человеке оно заботится мало.
Идея
Основная мысль рассказа «Матрёнин двор» состоит в том, что жизненные страдания и потери только ярче проявляют меру человеческого в людях. Автор раскрывает красоту души главной героини, которую она не растеряла на своём трудном жизненном пути. Смерть Матрёны означает гибель не только самой героини, но и утерю из жизни чего-то очень важного и ценного, не поддающегося примитивной житейской оценке.
Основные герои
Главная героиня рассказа — Матрёна, одинокая крестьянка лет 60, больная, одинокая, но не растерявшая бескорыстия и щедрости души. Она умеет сопереживать с окружающими их горе и радости, никогда никому не завидует, ценит и любит труд.
Образ Фаддея, эгоистичного и жадного человека, противопоставлен образу главной героини. Это бывший жених Матрёны, когда-то любивший её, но даже не пришедший на её поминки.
Образ рассказчика тоже немаловажен, ведь это он поведал о Матрёне, о великой труженице и праведнице, скромной крестьянской женщине. Рассказчик, вернувшись из заключения и нашедший приют в Матрёниной избе, стал преподавать математику в местной школе. Этот умный, скромный, деликатный человек хорошо относился к Матрёне Васильевне, но признался, что понял то, что она была настоящей праведницей, только после её смерти.
Художественное своеобразие
История жизни Матрёны в первой главе рассказа освещается через восприятие рассказчика. Во второй главе героиня о своей судьбе рассказывает сама. Автор воссоздаёт многослойную картину жизни сочетанием лирики и эпоса, сочетая эпизоды по принципу эмоционального контраста.
Солженицын не дал подробного описания портрета Матрёны, но одну портретную деталь подчёркивал постоянно — «добрую», «лучезарную», «извиняющуюся» улыбку героини. Однако к концу рассказа читатель представляет внешность Матрёны, так как в тональности описания жизни героини чувствуется доброе отношение к ней автора. И ещё помогает в этом прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
Речь Матрёны помогает понять, что в этой героине рассказа воплощён народный характер. Особенность её речи состоит в обилии просторечной, диалектной лексики («летось», «к ужотному», «приспею», «молонья»).
Пейзаж в рассказ включён минимально, автор больше описывает интерьер, который выступает как способ создания характера Матрёны. Каждая деталь интерьера характеризует скромный крестьянский быт Матрёны: лучшая приоконная часть её избы отдана фикусам, которые «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Тусклое зеркало, «в которое совсем нельзя было смотреться», два ярких дешёвых плаката об урожае и о книжной торговле, повешенные на стене «для красоты», маленькая кухонька за перегородкой, «хилые оконца» — всё говорило о скромности хозяйки, её непритязательности в быту.
Значение произведения
Литературные критики называли рассказ «Матрёнин двор» «блистательным», «подлинно народным произведением». В нём видна строгая художественность, цельность поэтического воплощения, выдержанность художественного вкуса.
Этот рассказ, написанный в середине 20 века, актуален и в наше время, так как в современном обществе остро стоят вопросы нравственных ценностей.
Чему учит рассказ «Матрёнин двор»
Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» учит читателя внимательно относится к людям, оценивать их не по тому, насколько они богаты, а по их нравственным качествам. Рассказ «Матрёнин двор» заставляет задуматься о жизненных приоритетах, о том, что доброта, трудолюбие, бескорыстие — это непреходящие человеческие ценности.