Анализ рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»


В рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» повествуется о двух русских офицерах, оказавшихся в плену у кавказских горцев.

История создания

Рассказ «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой написал в 1872 году для «Азбуки», которую он создавал для своих подопечных школьников. Первая публикация рассказа была в том же году, в журнале «Заря».

Считается, что завязка этого произведения основана на событии, которое произошло с Толстым во время его службы в 1850-е годы на Кавказе.

Однажды Толстой и его друг мирный чеченец Садо поменялись лошадьми. Садо пересел на иноходца Толстого, а иноходцы скакать не умеют. Толстого и Садо настигли чеченцы. Толстой мог ускакать на резвой лошади друга, но не бросил его в беде. У Садо ружьё было не заряжено, но он вскинул его и угрожал им преследователям, которые хотели взять их в плен. Часовой в крепости Грозной заметил, поэтому Толстому и его спутнику удалось избежать пленения.

Тему дружбы пленного русского офицера и татарской девочки автор «Кавказского пленника» взял из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау. Эта девочка приносила пленнику еду. Торнау вспоминал, что он в плену рисовал фигуры и резал по дереву, что прикармливал собаку, охранявшую его.

Жанр, литературное направление

Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» относится к жанру рассказа, но некоторые литературоведы считают его повестью. Автор добавил к названию подзаголовок: «Быль». Однако в этом произведении присутствует и авторский вымысел. В рассказе пленников двое, а не один, как в воспоминаниях Торнау, и, кроме того, автор домыслил историю побегов.

Это произведение Толстого относится к литературному направлению реализм, так как все события в нём описаны без их романтизации.

Сюжет и композиция

В «Кавказском пленнике» рассказывается о русском офицере Жилине, служившем на Кавказе и попавшем вместе со своим товарищем офицером Костылиным в плен. Жилин, проявив смелость, смекалку и упорство, сумел бежать из плена и вернуться к своим однополчанам.

Композиция рассказа «Кавказский пленник»:

  • Экспозиция — она уместилась в двух фразах о том, кто такой главный герой рассказа.
  • Завязка — получение героем письма от матери.
  • Развитие действия — герой попадает в плен к горцам вместе с другим офицером; неудача первого побега.
  • Кульминация — второй побег Жилина.
  • Развязка — беглец добрался до своих.
  • Эпилог — очень краткое сообщение о дальнейшей судьбе Жилина и Костылина.


Темы

Главной темой рассказа «Кавказский пленник» является Кавказская война (1817–1864 гг.).

Также автор раскрыл следующие темы:

  • сила духа, смелость, свободолюбие;
  • верность в дружбе;
  • предательство;
  • милосердие, доброта.

Идея

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник» состоит в том, что в трудных ситуациях не надо отчаиваться. Для достижения своей цели нужно проявлять мужество, смекалку. Только бесстрашный, сильный духом человек, который любит жизнь и хорошо относится к людям, достоин того, чтобы добиться осуществления своей мечты. Для главного героя рассказа такой мечтой стало обретение свободы.

Основные герои

Рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники». Этим автор указал на то, что главный герой в этом произведении один — русский офицер Жилин. Именно ему Толстой уделил больше внимания. Писатель описал отношение Жилина к матери, к солдатам, к своему товарищу — офицеру Костылину, к жителям аула. Рассказал автор и о занятиях Жилина в плену и о его дружбе с Диной.

К основным героям рассказа относятся также русский офицер Костылин и девочка Дина. Их роль в этом произведении сводится к тому, чтобы ярче показать положительные черты характера Жилина. Но, конечно, эти герои интересны и сами по себе.

Художественное своеобразие

Рассказ «Кавказский пленник» написан ярко и увлекательно. Язык этого произведения отличается краткостью и выразительностью. Толстой в рассказе использовал немало таких слов и выражений, которые бывают не очень понятны современному читателю. Это объясняется тем, что произведение было написано довольно давно. Примеры редких, малопонятных слов и выражений:

  • Выправил отпуск — оформил отпуск.
  • Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
  • Распояской — без пояса.
  • Рассолодел — стал вялым.
  • Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.

Значение произведения

Рассказ «Кавказский пленник» является одним из наиболее популярных произведений Л. Н, Толстого. Он много раз переиздавался. Автор в нём описал случай, произошедший во время Кавказской войны (1817–1864 гг.). Причём описал достоверно и ярко, потому что сам был участником боевых действий на Кавказе.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» состоит в том, что добрый, мужественный, сильный духом человек может преодолеть тяжёлые испытания на своём жизненном пути.

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»

Рассказ «Кавказский пленник» заставляет задуматься над тем, как важно сохранять в трудных ситуациях веру в себя и надежду на лучшее.

Рассказ «Кавказский пленник» учит:

  • Сочувствию, состраданию к людям, оказавшимся в беде.
  • Не сдаваться в трудных ситуациях, стараться их преодолеть, упорно идти к своей цели.
  • Быть смелым, деятельным, энергичным.
  • Помогать людям, быть верным в дружбе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.