Анализ рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала»

Рассказ «После бала» написал Лев Николаевич Толстой. В нём писатель поднял проблему человека и общества, а также обстоятельств, влияющих на жизнь человека, его решения и поступки. Рассказ направлен против насилия и угнетения людей.

История создания

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году, а впервые опубликован только в 1911 году.

Хотя в этом художественном произведении присутствует и вымысел, но в основе всё же лежит действительное событие. Когда Лев Николаевич был студентом и жил с братьями в Казани, его брат Сергей был влюблён в дочь воинского начальника и собирался жениться на ней. Однако брат писателя отказался от своего намерения после того, как стал свидетелем жестокого наказания солдата и увидел, что экзекуцией руководил отец любимой девушки.

Через много лет эта история была описана Толстым в рассказе, который называется «После бала». Писатель, раздумывая над названием этого произведения, перебрал несколько вариантов: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй» и др. В результате рассказ назван «После бала», так как именно после бала наступило утро, изменившее жизнь героя.

Направление, род, жанр

«После бала» относится к эпосу, являющемуся одним из трёх основных родов литературы.

Жанр произведения — рассказ.

Написано это произведение в соответствии с принципами литературного направления реализм.

Сюжет

Сюжет рассказа «После бала» довольно прост.

Собеседники размышляли о том, способна ли социальная среда повлиять на то, чтобы человек отличал хорошее от дурного. Один из них, Иван Васильевич, сказал, что «всё дело в случае», и привёл пример из своей жизни.

В юности Иван Васильевич был влюблён в Вареньку Б. Тогда герой был беззаботным, весёлым студентом, любил бывать на вечерах и балах. На одном из балов Иван Васильевич танцевал со своей любимой и совсем потерял голову от любви и счастья. На балу присутствовал и отец Вареньки, который был в чине полковника. Иван Васильевич искренне считал, что полковник Пётр Владиславович благородный и любезный человек.

В ту ночь влюблённый юноша не мог уснуть и утром отправился по направлению к дому Вареньки. Там на поле, недалеко от дома возлюбленной Иван Васильевич увидел, как через строй солдат прогоняли дезертира. Солдаты били его палками по спине, а экзекуцией руководил отец Вареньки. Сцена избиения беглеца потрясла рассказчика.

Полковник, заметив, что один из солдат не очень сильно ударил беглеца, стал бить этого солдата по лицу. Увидев Ивана Васильевича, отец Вареньки сделал вид, что они незнакомы. Это перевоплощение доброго и заботливого отца в жестокого мучителя так потрясло молодого человека, что его влюблённость к Вареньке «с этого дня пошла на убыль». Он долго раздумывал над этим случаем и решил, что полковник был так жесток, потому что знал то, что не знал сам юноша. Так и не узнав этого, Иван Васильевич не смог поступить на военную службу и вообще не стал нигде служить.


Композиция

Композиция рассказа «После бала» — «рассказ в рассказе». Тип композиции рассказа — кольцевая. Состоит она из следующих элементов:

  • Экспозиция — диалог, который подводит к описанию основных событий.
  • Завязка — сцена бала.
  • Кульминация — экзекуция дезертира.
  • Развязка — заключительные слова рассказчика о своей судьбе.

Основная особенность композиции — противопоставление двух её основных частей: сцены бала и сцены наказания беглого солдата.

Тематика и проблематика

Основная тема рассказа «После бала» — влияние случая на судьбу человека. Также в произведении раскрыты темы:

  • добро и зло;
  • жестокость военачальников во время правления Николая I;
  • бесправие солдат.

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»:

  • Что формирует личность человека — случай или общественные условия?
  • Ответственность человека за окружающее, за жизнь общества.

Автор в этом произведении поставил гуманистические проблемы:

  • Что такое справедливость?
  • Почему у одних людей жизнь беззаботна, а у других в жизни только нищета и унижение?

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» состоит в том, что не всегда можно понять, каков человек на самом деле. В зависимости от обстоятельств, он может проявлять разные стороны своего характера. В одном случае он может быть ласков и благодушен, в другом — жесток. Рассказ «После бала» направлен против жестокости и против бездушного отношения к людям.

Главные герои рассказа «После бала»

  • Иван Васильевич — немолодой, всеми уважаемый человек, от лица которого ведётся рассказ. Он поведал собеседникам о случае из своей юности, повлиявшем на его судьбу.
  • Варенька Б. — милая девушка, в которую в юности был влюблён Иван Васильевич.
  • Пётр Владиславович Б. — отец Вареньки, полковник. Он ласков со своей дочерью, любезен со знакомыми и жесток по отношению к солдатам.

Художественное своеобразие

Рассказ «После бала» построен на приёме контраста (антитезы).

Контраст в рассказе «После бала» состоит в показе двух абсолютно противоположных сцен и резкой смене переживаний рассказчика. Такая композиция помогает раскрыть идею рассказа, показать подлинную сущность полковника.

При выборе языковых средств автор также использовал контраст. Например, при описании Вареньки преобладают следующие эпитеты: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Белый цвет, а также розовый (розовый пояс Вареньки), — олицетворение света, чистоты, радости. А утром после бала, в поле, где был дом полковника Б., герой увидел «что-то большое, чёрное». Это был строй солдат, через который прогоняли дезертира.

Радостное настроение Ивана Васильевича передаёт и музыкальное сопровождение сцены бала: кадрили, вальсы, польки, мазурка.

Но праздник в душе героя исчез, когда он услышал утром недалеко от дома Вареньки «звуки флейты и барабана», и «это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». Оказалось, что эта музыка сопровождает экзекуцию беглого солдата. И герой видит полковника — уже не благодушного и любезного, а строгого и жестокого.

Таким образом, роль антитезы (противопоставления) в рассказе «После бала» очень значительна, ведь она помогает ярче передать состояние героя и обозначить идею произведения.

Значение произведения

Проблемы, поставленные Толстым в этом произведении, волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Многие из них не устарели до сих пор. Актуален рассказ «После бала» тем, что философские и гуманистические вопросы, которые поставил в нём автор, волнуют и нынешнее поколение.

Чему учит рассказ «После бала»

Рассказ «После бала» заставляет задуматься о том, справедливы ли законы общества, по которым мы живём. Это произведение учит ответственности за свой жизненный выбор: человек должен определить для себя, принимать ли участие в том, что он считает несправедливостью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.