Анализ рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», написанный и опубликованный в начале 1970-х годов, автор включил в 1988 году в сборник «Мой лучший рассказ». Вероятно, он был дорог писателю не только напоминанием о детстве, но и тем, что в нём происходит утверждение добра.

История создания рассказа «Уроки французского»

Написал «Уроки французского» Валентин Григорьевич Распутин в 1973 году, в том же году это произведение было опубликовано в иркутской газете «Советская молодёжь», в номере, посвящённом памяти драматурга Александра Валентиновича Вампилова. Распутин посвятил автобиографический рассказ «Уроки французского» матери своего друга Александра Валентиновича Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой, всю жизнь проработавшей в школе.

Главная героиня, учительница Лидия Михайловна, названа своим именем (у Распутина в школе была учительница Лидия Михайловна Молокова). Однако её образ является собирательным.

Род, жанр, направление

Род литературы, к которому относится данное произведение Распутина, — эпос. Жанр «Уроков французского» — рассказ. Литературное направление, к которому он относится, — реализм.

Сюжет

Действие рассказа начинается в 1948 году, когда главный герой, 11-летний мальчик из глухой сибирской деревни, начал вести самостоятельную жизнь в районном центре, поступив там в 5-й класс средней школы. Отражение послевоенного времени в рассказе «Уроки французского» состоит в том, что главный герой, повзрослев, вспоминает, как трудно жилось в деревне его матери, вдове с тремя детьми, как дети недоедали, были постоянно полуголодными.

В деревне была только начальная школа, поэтому после её окончания мальчик продолжил обучение в райцентре, став квартирантом у маминой знакомой.

Мать присылала ему продукты, но они быстро заканчивались. От тоски по дому и от голода мальчик похудел.

Денег у матери не было, но раза два она подкладывала сыну в письмо по пять рублей — на молоко. На третий раз он разменял пятирублёвку на мелочь и стал играть в ребятами в «чику» на деньги.

В школе мальчик учился хорошо, только с французским языком у него не ладилось, поэтому учительница французского языка Лидия Михайловна стала заниматься с ним отдельно. У неё был ещё замысел — подкормить своего ученика, который решился играть на деньги, чтобы на выигрыш покупать молоко. Заниматься они стали у неё дома, и она после занятий приглашала его поужинать, но мальчик всё время отказывался.

Тогда учительница послала ему посылку с макаронами, якобы от матери, но мальчик догадался, что она от учительницы, и вернул ей посылку. Лидия Михайловна стала играть с ним в замеряшки на деньги и нарочно проигрывала, чтобы спасти его от голода.

Однажды их застал за игрой директор школы, и учительнице пришлось уволиться. Она уехала на родину, на Кубань, и оттуда послала мальчику посылку с макаронами и тремя яблоками, которых мальчик никогда ещё не ел.


Композиция

Элементы композиции рассказа «Уроки французского»:

  • Экспозиция — знакомство читателя с главным героем и его жизнью в деревне.
  • Завязка — мальчик стал в райцентре квартировать у маминой знакомой и учиться в 5 классе средней школы.
  • Развитие событий — мальчику не хватало продуктов, которые ему присылала мать, и он голодал. Чтобы покупать себе молоко, он стал играть с ребятами на деньги. Об этом узнала учительница Лидия Михайловна и пыталась подкормить голодного мальчика. Он отказывался.
  • Кульминация — Лидия Михайловна начала играть с мальчиком на деньги в замеряшки, она поддавалась и радовалась, когда он выигрывал. Так учительница спасала мальчика от голода.
  • Развязка — директор застал учительницу и ученика за игрой на деньги, и Лидии Михайловне пришлось уволиться из школы.
  • Финал — мальчик получил от Лидии Михайловны, уехавшей к себе на родину на Кубань, посылку с макаронами и яблоками.

Тематика и проблематика

Основная тема произведения «Уроки французского» — доброта, способность к сопереживанию, отзывчивость. Также в рассказе раскрыты следующие темы:

  • взаимоотношения учителя и ученика;
  • трудности послевоенного времени;
  • сила духа.

Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского»:

  • Каким должен быть нравственный выбор учителя, если нужно спасти ученика: следовать правилам или преступить нормы профессиональной этики ради помощи?
  • Необходимость сохранять человечность и силу духа даже в тяжёлых ситуациях.

Идея

Главная мысль рассказа «Уроки французского», его смысл состоит в том, что настоящий учитель — это не только тот, кто хорошо преподаёт предмет, а тот, кто воспитывает учеников добрыми и неравнодушными к другим людям.

Главные герои

Главный герой рассказа «Уроки французского» — 11-летний пятиклассник, целеустремлённый, старающийся учиться, несмотря на трудности своей жизни в райцентре. Его отличают такие качества характера, как ответственность, упорство, гордость, стойкость в жизненных испытаниях.

Его учительница французского языка Лидия Михайловна — талантливый педагог. Ради того, чтобы спасти от голода своего ученика, живущего в городе без семьи, она преступила нормы профессиональной этики, стала играть с ним на деньги и радовалась, когда он выигрывал.

Художественное своеобразие

Повествование в рассказе «Уроки французского» течёт неторопливо, с бытовыми подробностями. Язык произведения простой, но выразительный. Фразеологизмы придают повествованию образность и выразительность. Примеры использованных фразеологизмов:

  • спустя рукава;
  • как снег на голову;
  • подсаживать зубы на полку (голодать);
  • продать с потрохами (предать).

Автор использовал областные и устаревшие слова, характерные для послевоенного времени, например, такие:

  • квартировать — жить у кого-нибудь на квартире;
  • полуторка — грузовая машина, грузоподъёмность которой 1,5 тонны;
  • чайная — столовая, где продают чай и закуски;
  • пошвыркать — похлебать;
  • гольный кипяточек — чистый, без примесей;
  • вякать — говорить, болтать;
  • тюкать — ударять несильно;
  • хлюзда — обманщик, плут, шулер;
  • притайка — то, что спрятано.

Чему учит рассказ «Уроки французского»

Рассказ «Уроки французского» преподаёт нравственные уроки: учит проявлять в жизненных испытаниях и трудных ситуациях силу воли, решительность, выдержку (как главный герой) и преступать правила и нормы ради спасения человека (как это сделала учительница). Это произведение Валентина Григорьевича Распутина учит неравнодушию и вниманию к окружающим, готовности им помочь, если они оказались в трудной ситуации. Писатель в рассказе «Уроки французского» преподал читателям уроки доброты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.