Рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», написанный и опубликованный в начале 1970-х годов, автор включил в 1988 году в сборник «Мой лучший рассказ». Вероятно, он был дорог писателю не только напоминанием о детстве, но и тем, что в нём происходит утверждение добра.
Содержание
История создания рассказа «Уроки французского»
Написал «Уроки французского» Валентин Григорьевич Распутин в 1973 году, в том же году это произведение было опубликовано в иркутской газете «Советская молодёжь», в номере, посвящённом памяти драматурга Александра Валентиновича Вампилова. Распутин посвятил автобиографический рассказ «Уроки французского» матери своего друга Александра Валентиновича Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой, всю жизнь проработавшей в школе.
Главная героиня, учительница Лидия Михайловна, названа своим именем (у Распутина в школе была учительница Лидия Михайловна Молокова). Однако её образ является собирательным.
Род, жанр, направление
Род литературы, к которому относится данное произведение Распутина, — эпос. Жанр «Уроков французского» — рассказ. Литературное направление, к которому он относится, — реализм.
Сюжет
Действие рассказа начинается в 1948 году, когда главный герой, 11-летний мальчик из глухой сибирской деревни, начал вести самостоятельную жизнь в районном центре, поступив там в 5-й класс средней школы. Отражение послевоенного времени в рассказе «Уроки французского» состоит в том, что главный герой, повзрослев, вспоминает, как трудно жилось в деревне его матери, вдове с тремя детьми, как дети недоедали, были постоянно полуголодными.
В деревне была только начальная школа, поэтому после её окончания мальчик продолжил обучение в райцентре, став квартирантом у маминой знакомой.
Мать присылала ему продукты, но они быстро заканчивались. От тоски по дому и от голода мальчик похудел.
Денег у матери не было, но раза два она подкладывала сыну в письмо по пять рублей — на молоко. На третий раз он разменял пятирублёвку на мелочь и стал играть в ребятами в «чику» на деньги.
В школе мальчик учился хорошо, только с французским языком у него не ладилось, поэтому учительница французского языка Лидия Михайловна стала заниматься с ним отдельно. У неё был ещё замысел — подкормить своего ученика, который решился играть на деньги, чтобы на выигрыш покупать молоко. Заниматься они стали у неё дома, и она после занятий приглашала его поужинать, но мальчик всё время отказывался.
Тогда учительница послала ему посылку с макаронами, якобы от матери, но мальчик догадался, что она от учительницы, и вернул ей посылку. Лидия Михайловна стала играть с ним в замеряшки на деньги и нарочно проигрывала, чтобы спасти его от голода.
Однажды их застал за игрой директор школы, и учительнице пришлось уволиться. Она уехала на родину, на Кубань, и оттуда послала мальчику посылку с макаронами и тремя яблоками, которых мальчик никогда ещё не ел.
Композиция
Элементы композиции рассказа «Уроки французского»:
Тематика и проблематика
Основная тема произведения «Уроки французского» — доброта, способность к сопереживанию, отзывчивость. Также в рассказе раскрыты следующие темы:
Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского»:
Идея
Главная мысль рассказа «Уроки французского», его смысл состоит в том, что настоящий учитель — это не только тот, кто хорошо преподаёт предмет, а тот, кто воспитывает учеников добрыми и неравнодушными к другим людям.
Главные герои
Главный герой рассказа «Уроки французского» — 11-летний пятиклассник, целеустремлённый, старающийся учиться, несмотря на трудности своей жизни в райцентре. Его отличают такие качества характера, как ответственность, упорство, гордость, стойкость в жизненных испытаниях.
Его учительница французского языка Лидия Михайловна — талантливый педагог. Ради того, чтобы спасти от голода своего ученика, живущего в городе без семьи, она преступила нормы профессиональной этики, стала играть с ним на деньги и радовалась, когда он выигрывал.
Художественное своеобразие
Повествование в рассказе «Уроки французского» течёт неторопливо, с бытовыми подробностями. Язык произведения простой, но выразительный. Фразеологизмы придают повествованию образность и выразительность. Примеры использованных фразеологизмов:
Автор использовал областные и устаревшие слова, характерные для послевоенного времени, например, такие:
Чему учит рассказ «Уроки французского»
Рассказ «Уроки французского» преподаёт нравственные уроки: учит проявлять в жизненных испытаниях и трудных ситуациях силу воли, решительность, выдержку (как главный герой) и преступать правила и нормы ради спасения человека (как это сделала учительница). Это произведение Валентина Григорьевича Распутина учит неравнодушию и вниманию к окружающим, готовности им помочь, если они оказались в трудной ситуации. Писатель в рассказе «Уроки французского» преподал читателям уроки доброты.