Анализ рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой»

Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Петрович Астафьев. Это автобиографическое произведение, так как в нём рассказывается об одном эпизоде из детства автора.

История создания

Год написания рассказа «Конь с розовой гривой» — 1963, первая его публикация была в том же году — в газете «Литературная Россия».

В этом произведении писатель вспоминает о том периоде своего детства, когда он после гибели матери жил в деревне у дедушки и бабушки.

Рассказ этот В. П. Астафьев включил в автобиографическую повесть в рассказах «Последний поклон».

Род, жанр, направление

Это произведение относится к роду литературы «эпос». Жанр «Коня с розовой гривой» — рассказ. Литературное направление, к которому он относится, — реализм.

Сюжет

В основе сюжета — эпизод из детства писателя.

Бабушка велела внуку собрать землянику. Пообещала она продать ягоды в городе и купить Вите пряник в виде коня.

Мальчик старательно собирал ягоды в туесок. Другие дети не собирали их, чтобы унести домой, а просто ели. Когда один из них, Санька, стал высмеивать Витю за то, что он боится бабушку и что он жадный, мальчик отдал свои ягоды детям и ещё пообещал украсть у бабушки калач.

Чтобы бабушка не ругала его, он послушался Саньку, который посоветовал набить туесок травой и насыпать сверху ягод. Бабушка не заметила обмана и повезла продавать ягоды прямо в туеске.

Мальчика мучила совесть, и он боялся наказания за обман. Решил Витя больше не слушаться Саньку. Когда бабушка вернулась, она сначала хорошенько отругала внука, а потом всё же подарила ему пряник — дивного белого коня с розовой гривой.

Композиция

Особенность композиции рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что экспозиция и завязка переставлены местами:

  • Завязка — бабушка велит внуку сходить за земляникой, обещает продать ягоды и купить ему пряник.
  • Экспозиция — читатель знакомится с семьёй Вити и с семьёй соседа, дяди Левонтия.
  • Развитие событий — Витя собирает с соседскими детьми землянику.
  • Кульминация — Витя под влиянием Саньки решает обмануть бабушку.
  • Развязка — бабушка, отругав внука, прощает его и дарит пряничного коня.

Тематика и проблематика

В рассказе «Конь с розовой гривой» раскрыты следующие темы:

  • детство автора;
  • формирование характера и мировоззрения ребёнка;
  • жизнь в сибирской деревне в 1930-х годах;
  • воспитание;
  • плохое влияние;
  • совестливость;
  • строгость, не исключающая доброту и умение прощать.

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»;

  • Проблема ответственности за свои поступки.
  • Проблема нравственного выбора.

Идея

Главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой» заключается в нравственном уроке, который дала бабушка внуку: раскаявшихся людей нужно прощать. Когда внук осознал свою вину и пообещал больше не обманывать, бабушка подарила ему пряник, о котором он мечтал, — дивного белого коня с розовой гривой. Этим она преподала мальчику урок доброты.

Главные герои рассказа «Конь с розовой гривой»

Витя, его дедушка и бабушка — главные герои этого произведения.

  • Витя, в отличие от детей Левонтия, воспитан в уважении к труду. Дедушка и бабушка показывают ему пример трудолюбия и ответственности. Но мальчик ещё мал, попадает под влияние хулигана Саньки и обманывает бабушку. Он быстро понял, что поступил нехорошо, но долго не решался попросить прощения.
  • Дедушка Вити любит внука, понимает как ему тяжело и советует попросить прощения у бабушки. В трудный момент внук чувствует его поддержку.
  • Катерина Петровна тоже любит внука, хочет, чтобы он вырос честным, трудолюбивым, ответственным человеком. Она догадывается, что на обман его подбили левонтьевские ребята, давно простила внука, но отругала его, чтобы он осознал тяжесть своего поступка. А затем бабушка подарила ему обещанного пряничного коня, так как она умела не только наказывать, но и прощать.


Художественное своеобразие

Язык в рассказе «Конь с розовой гривой» прост, но выразителен. В произведении использованы диалектные и устаревшие слова. Например, не все сейчас знают, что такое туесок, а это, оказывается, корзина с крышкой, сделанная из бересты.

Другие примеры диалектизмов и устаревших слов:

  • увал — длинный пологий холм;
  • бадога́ — длинные поленья;
  • заполошная — суетливая;
  • шаньга — ватрушка;
  • заимка — земельный участок вдали от села, вспаханный его владельцем;
  • поскотина — пастбище;
  • яр — крутой край оврага.

Примеры использованных автором художественных средств:

  • Эпитеты — народ голосистый, удалой; испуганно-радостный голос; моряцкая, бродяжая кровь.
  • Сравнения — перебирала босыми ногами, ровно горячий конь.
  • Метафоры — закаменелая душа; текла тогда река жизни в этом доме покойным, ровным руслом.
  • Олицетворения — смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами (о доме).

Чему учит рассказ «Конь с розовой гривой»

Рассказ «Конь с розовой гривой» преподаёт нравственные уроки: учит не поддаваться на провокации других людей, думать своей головой, быть честным человеком. Если всё же когда-нибудь невольно совершишь плохой поступок, нужно попросить прощения у того, кто пострадал от него. Рассказ учит и самому прощать других людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.