Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Петрович Астафьев. Это автобиографическое произведение, так как в нём рассказывается об одном эпизоде из детства автора.
Содержание
История создания
Год написания рассказа «Конь с розовой гривой» — 1963, первая его публикация была в том же году — в газете «Литературная Россия».
В этом произведении писатель вспоминает о том периоде своего детства, когда он после гибели матери жил в деревне у дедушки и бабушки.
Рассказ этот В. П. Астафьев включил в автобиографическую повесть в рассказах «Последний поклон».
Род, жанр, направление
Это произведение относится к роду литературы «эпос». Жанр «Коня с розовой гривой» — рассказ. Литературное направление, к которому он относится, — реализм.
Сюжет
В основе сюжета — эпизод из детства писателя.
Бабушка велела внуку собрать землянику. Пообещала она продать ягоды в городе и купить Вите пряник в виде коня.
Мальчик старательно собирал ягоды в туесок. Другие дети не собирали их, чтобы унести домой, а просто ели. Когда один из них, Санька, стал высмеивать Витю за то, что он боится бабушку и что он жадный, мальчик отдал свои ягоды детям и ещё пообещал украсть у бабушки калач.
Чтобы бабушка не ругала его, он послушался Саньку, который посоветовал набить туесок травой и насыпать сверху ягод. Бабушка не заметила обмана и повезла продавать ягоды прямо в туеске.
Мальчика мучила совесть, и он боялся наказания за обман. Решил Витя больше не слушаться Саньку. Когда бабушка вернулась, она сначала хорошенько отругала внука, а потом всё же подарила ему пряник — дивного белого коня с розовой гривой.
Композиция
Особенность композиции рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что экспозиция и завязка переставлены местами:
Тематика и проблематика
В рассказе «Конь с розовой гривой» раскрыты следующие темы:
Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»;
Идея
Главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой» заключается в нравственном уроке, который дала бабушка внуку: раскаявшихся людей нужно прощать. Когда внук осознал свою вину и пообещал больше не обманывать, бабушка подарила ему пряник, о котором он мечтал, — дивного белого коня с розовой гривой. Этим она преподала мальчику урок доброты.
Главные герои рассказа «Конь с розовой гривой»
Витя, его дедушка и бабушка — главные герои этого произведения.
Художественное своеобразие
Язык в рассказе «Конь с розовой гривой» прост, но выразителен. В произведении использованы диалектные и устаревшие слова. Например, не все сейчас знают, что такое туесок, а это, оказывается, корзина с крышкой, сделанная из бересты.
Другие примеры диалектизмов и устаревших слов:
Примеры использованных автором художественных средств:
Чему учит рассказ «Конь с розовой гривой»
Рассказ «Конь с розовой гривой» преподаёт нравственные уроки: учит не поддаваться на провокации других людей, думать своей головой, быть честным человеком. Если всё же когда-нибудь невольно совершишь плохой поступок, нужно попросить прощения у того, кто пострадал от него. Рассказ учит и самому прощать других людей.