Анализ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»


Роман «Преступление и наказание» — пожалуй, самое знаменитое произведение Фёдора Михайловича Достоевского. Оно оказало значительное влияние не только на русскую, но и на мировую литературу.

История создания

Фёдор Михайлович Достоевский написал «Преступление и наказание» в 1865–1866 годах. Замысел этого романа возник у писателя во время каторги, к которой он был приговорён за участие в деятельности кружка революционно-настроенной молодёжи.

Когда Достоевский приступил к работе над романом «Преступление и наказание», он объединил черновики незавершённого романа «Пьяненькие» и наброски романа-исповеди. В основе сюжета нового романа — убийство старухи-процентщицы, совершённое студентом Раскольниковым, решившим на деле проверить свою теорию о «необыкновенных» и «обыкновенных» людях.

Создание романа «Преступление и наказание» Достоевский совмещал с написанием романа «Игрок», который он должен был написать, согласно договору с одним из издателей, к 1 ноября 1866 года. Роман «Преступление и наказание» был впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» и вызвал в литературном сообществе России бурную полемику.

Род, жанр, направление

Род литературы, к которому принадлежит «Преступление и наказание» — эпос. Относится это произведение к литературному направлению критический реализм.

Жанровое своеобразие его состоит в том, что он является социально-философским и одновременно социально-психологическим романом.

Сюжет

В романе «Преступление и наказание» рассказывается о Родионе Раскольникове, совершившем убийство для того, чтобы узнать, принадлежит ли он к категории людей, имеющих право преступить закон ради какой-нибудь благой цели. Решив убить ростовщицу, наживавшуюся на бедных людях, Раскольников думал этим избавить мир от зловредного существа. Однако ему пришлось убить и безобидную, добрую сестру ростовщицы, которая не вовремя вернулась домой.

Всё это уместилось в 1-ю часть романа, а в остальных автор описывает мытарства героя, его душевные терзания и сомнения. Разочарование в своей теории деления людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» герой испытывает только в конце романа.


Композиция

Роман «Преступление и наказание» состоит из 6 частей и эпилога. В каждой части 5–8 глав, а эпилог состоит из 2 глав.

В 1-й части автор описывает образ жизни Раскольникова и совершённое им преступление. В остальных частях описывается наказание убийцы, которое началось сразу после совершённого им преступления. Это наказание состояло в том, что он заболевает от потрясения своим преступлением, что его душа не знает покоя. Он разочаровался в себе, считает себя таким же ничтожным, как все окружающие. А ведь он надеялся, что, преступив закон, покажет себя как «необыкновенного» человека.

В эпилоге описана жизнь Раскольникова на каторге в Сибири, а в конце эпилога автор показывает раскаяние героя и его надежду на новую жизнь.

Тематика и проблематика

Тематика романа «Преступление и наказание» обширна. В нём освещаются следующие темы:

  • Вера в Бога, поддерживающая человека в трудных ситуациях.
  • Безверие, которое привело героя романа к преступлению.
  • Смирение, сострадание, самопожертвование.
  • Бунт «гордого человека», своеволие.
  • Эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость.
  • Бедность, бесправие «маленького человека».
  • Нравственное мужество и стойкость.

Достоевский в романе поднимает проблему социальной несправедливости, которая толкает людей на преступления. Писатель показывает, что нищета и неравенство часто становятся причиной бунта личности и появления бесчеловечных теорий.

Идея

Основная мысль романа «Преступление и наказание» заложена в самом названии этого произведения. Состоит она в том, что за преступление, даже если оно совершено вследствие заблуждения личности, преступника ждёт наказание. Причём наказание это состоит не только в уголовной ответственности, но и в нравственных, душевных мучениях преступника.

Основные герои

В романе «Преступление и наказание» Достоевский выстроил образную систему так, что у главного героя Родиона Раскольникова есть и антиподы, и двойники. К антиподам бунтаря Раскольникова можно отнести смиренных героинь: Соню и Лизавету. А его литературными двойниками выступают Лужин и Свидригайлов. В общении с этими господами Раскольников осознал несостоятельность своей теории. Автор дал некоторым персонажам говорящие имена и фамилии. Например, Раскольников — от слова «раскол», которое символизирует раздвоенность души героя, его душевные терзания и внутреннюю борьбу с самим собой.

Художественное своеобразие

В изображении главного героя романа «Преступление и наказание» Достоевский применяет антитезу. Личность Раскольникова противоречива. Этому юноше свойственны и сострадание к людям, и эгоизм.

Автор даёт два портрета Раскольникова. В начале романа он отмечает красоту героя, его прекрасные тёмные глаза. Затем читатель видит, что совершённое преступление оставило трагический отпечаток на лице Раскольникова: он был «весь бледный как платок», его чёрные глаза были воспалены.

Фон событий романа автор изображает безрадостным, мрачным. Вместо описания природы — описание распивочных, трактиров, убогих жилищ бедноты. В тесных комнатах многоквартирных домов бедные люди задыхаются от физической и душевной духоты.

Контора квартального надзирателя и жилища героев романа отличаются убогостью и теснотой. Контора состоит из крошечных и низеньких комнат, в которых очень душно.

Комнатку Раскольникова автор называет каморкой и сравнивает со шкафом, с гробом. «Это была крошечная клетушка… до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

О комнате Сони Достоевский пишет, что она «походила как будто на сарай». Была она очень низкая, «имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Жилище Мармеладовых представляет собой проходную комнату в квартире Амалии Липпевехзель. Эта дама сдавала свои комнаты, похожие на клетки, жильцам, которые вели себя шумно и бесцеремонно.

Интерьеры в жилищах героев Достоевский описывает так, что остаётся ощущение убогости, бесприютности.

В романе присутствует символика цвета. Основной цвет в этом произведении — жёлтый. Достоевский решил этот прекрасный солнечный цвет сделать символом мрака безысходности:

  • Он описывает жёлтые обои в комнатах Раскольникова, Сони и старухи-процентщицы, а также в гостинице, где провёл свою последнюю ночь Свидригайлов.
  • Мебель у ростовщицы и у Порфирия Петровича жёлтого цвета.
  • Дома в Петербурге жёлто-серого цвета.
  • Соня живёт по жёлтому билету.
  • Лицо Мармеладова и женщины-самоубийцы жёлтого цвета.
  • У Лужина перстень с жёлтым камнем.


Зелёный цвет в романе — символ страданий. «Большой драдедамовый зелёный платок» Мармеладовых олицетворяет страдания, выпавшие на долю Сони и Катерины Ивановны. Соня накрыла им свою голову и плакала, лёжа на кровати после того, как первый раз принесла Катерине Ивановне свой заработок проститутки. Этот платок был на плечах Катерины Ивановны перед её смертью. Зелёный «фамильный» платок накинула на голову Соня, когда отправилась за Раскольниковым, который пошёл сознаваться в убийстве. Этот зелёный платок — символ её готовности разделить страдания Раскольникова.

В эпилоге, в сцене возрождения Раскольникова к новой жизни, на Соне был всё тот же платок. Здесь его зелёный цвет становится символом не только страданий, но и надежды и побеждает жёлтый цвет «больного» Петербурга и болезненных заблуждений Раскольникова.

Достоевский в своём романе использовал художественный приём сна, который дал возможность проникнуть в подсознание главного героя. Символика снов Раскольникова имеет большое значение для понимания его внутреннего мира.

Первый сон Раскольникова об избиении лошадёнки показывает, что задуманное им убийство противоречит его натуре. (Часть 2, глава V).

Сон-крик, который герой увидел после совершения преступления, Настасья охарактеризовала так: «…это кровь в тебе кричит». Действительно, можно сказать, что в Раскольникове кричала кровь убитых им женщин. (Часть 2, глава II).

Сон, в котором Раскольников бьёт ростовщицу топором по голове, показывает, что ничего не изменилось, что зло не искоренено, что старушонка жива и хохочет над ним. (Часть 3, глава VI)

Сон про оазис в Египте — в нём герою пригрезился идеальный мир, созданный им самим, в этом сне он выступает спасителем человечества. Смысл сна в том, что в нём мечта, во имя которой Раскольников совершил убийство, противопоставлена серой реальности жизни. (Часть 2, глава VI)

Сон на каторге — полная противоположность сну про оазис. Он наполнен страшными картинами гибели людей из-за страшной моровой язвы. После этого сна Раскольников ощутил бесчеловечность своей теории и отказался от неё. (Эпилог, глава II)

Значение произведения

Роман «Преступление и наказание» вошёл в золотой фонд мировой художественной литературы. Он написан в то время, когда Россия вступила в переходную эпоху. В произведении Достоевского поставлен вопрос всей литературы 19 века — вопрос о путях развития личности в новых условиях жизни, а также поставлена проблема насильственного переустройства мира.

Чему учит роман «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» учит читателя выбирать правильные пути в жизни, соблюдать нравственные нормы, не преступать закон. Если человек, измученный чужими страданиями, становится на путь насилия, он приносит зло и себе, и другим людям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.