Анализ романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» является вершинным произведением Михаила Афанасьевича Булгакова, над которым он работал более десяти лет.

История создания

«Мастера и Маргариту» Булгаков начал писать в 1928 году и работал над ним до 1940 года. Первая версия произведения была уничтожена писателем в 1930 году, а в 1931 году он стал писать его заново. Первоначальное название романа «Мастер и Маргарита» было другое, вернее, их было несколько: «Инженер с копытом», «Копыто инженера», «Чёрный маг» и др. Писатель читал фрагменты этого произведения друзьям, но отлично понимал, что опубликовать его в условиях того времени невозможно.

Первая публикация романа была осуществлена в 1966-1967 годах в журнале «Москва» — вдова писателя убедила редакцию этого журнала напечатать это произведение, но опубликовано оно было не полностью (было сделано 159 изъятий текста). Полный текст романа вышел в 1967 году в Париже, а в СССР — в 1973 году. Автор не успел завершить редактирование этого произведения, сохранилось несколько его вариантов, поэтому до сих пор ведутся споры, какой из этих текстов считать каноническим.

Род, жанр, направление

Данное произведение Булгакова относится к эпосу, одному из основных родов литературы. Жанр Мастера и Маргариты» — роман, а точнее, роман-миф, поскольку и сюжет его мифологический, и основные герои, Иешуа Га-Ноцри и Воланд — мифические персонажи. Однако в произведении есть элементы и других жанров: историко-философского романа, любовно-лирического, сатирического, фантастического бытового.

Литературное направление, к которому относится этот булгаковский роман, — мистический реализм.

Сюжет и композиция

Сюжет романа фантастичен. В советскую Москву явился Воланд (дьявол) со своей свитой и учинил в городе неразбериху и невиданный разгром. Действие романа происходит в 30-х годах XX века. Но в этом произведении есть ещё один роман — роман Мастера о Понтии Пилате, об одном дне этого римского прокуратора. Главы вставного произведения рассредоточены в основном повествовании. История Пилата и Иешуа введена в текст то как рассказ Воланда, то как сон Ивана Бездомного, то как части произведения Мастера.

В произведении 32 главы (у каждой из них своё название) и эпилог. Из них 28 глав и эпилог посвящены описанию посещения Москвы Воландом со своей свитой и результату этого посещения. 4 «библейские» главы (2, 16,25 и 26) — о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Все главы скомпонованы в 2 части: в части первой — главы 1–18, в части второй — главы 19–32.

Особенность композиции романа «Мастер и Маргарита» состоит в сложности его структуры: в этом произведении одновременно существуют 3 плана повествования: московский мир, ершалаимский и потусторонний. Эти миры в романе связаны между собой.

Элементы композиции романа:

  • Завязка — Берлиоз и Бездомный встречают Воланда. Рассказ Воланда о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри — это завязка романа Мастера.
  • Развитие событий — проделки свиты Воланда в Москве.
  • Кульминация — бал Воланда (апофеоз могущества Воланда и перелом в судьбе Мастера и Маргариты). Казнь Иешуа — это кульминация романа Мастера.
  • Развязка — общая для обоих романов. Мастера и Маргариту Воланд и его свита сопровождают в иной мир к вечному их дому. Они видят Понтия Пилата, уже почти две тысячи лет мучающегося тем, что утвердил смертный приговор Иешуа. Мастер освобождает его от мучений совести, заканчивая свой роман словами: «Свободен! Он ждёт тебя!»
  • Эпилог — рассказ о том, как сложилась через несколько лет после посещения Воландом Москвы судьба персонажей «московского мира».


Тематика и проблематика

Вечные темы в романе «Мастер и Маргарита»:

  • Добро и зло.
  • Борьба света и тьмы.
  • Преступление и возмездие.
  • Милосердие и бесчеловечность.
  • Любовь и равнодушие.
  • Бессмертие и забвение.

Также в произведении раскрыты следующие темы:

  • Трусость.
  • Нравственный выбор.
  • Справедливость.
  • Творчество.
  • Одиночество.
  • Совесть.
  • Предательство.
  • Власть.
  • Человеческие пороки.

В романе поставлены философские и нравственные проблемы:

  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема отношения между властью и художником.
  • Истинные и мнимые ценности.

Идея

Суть произведения «Мастер и Маргарита» состоит в том, что, по мысли автора, добро и зло неотделимы друг от друга. Основная мысль романа заключается в том, что добро и зло не борются, а гармонично взаимодействуют. Главное для человека при этом — выбрать для себя правильный путь в жизни.

Основные герои

Главные герои романа «Мастер и Маргарита» обозначены в его названии:

  • Мастер — писатель, автор романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Это человек с чистой душой и разумом, не зависимым от догм, с интеллектуальной и духовной свободой.
  • Маргарита — любимая главного героя, понимающая его чувствительную душу и по достоинству оценившая его творение. За его талант она назвала этого писателя Мастером. Ценой самопожертвования женщина вернула своего любимого себе, спасла его душу от угасания в психиатрической лечебнице.

К основным героям также относятся:

  • Воланд«дух зла и повелитель теней», загадочный и неоднозначный персонаж романа. Он не творит зло, а следит за поведением людей и наказывает их за преступления и неблаговидные поступки.
  • Иешуа Га-Ноцри — персонаж романа Мастера, молодой бродячий философ, наделённый духовной независимостью и добротой. Его отличает честность, бескомпромиссность и всепрощение.
  • Понтий Пилат — персонаж романа Мастера, прокуратор Иудеи. Этот опытный и хитрый политик, понимавший, что бродячий философ Иешуа не является преступником, не решился спасти его от казни, боясь за свою карьеру.


Художественное своеобразие

В романе Булгаков применил множество стилевых приёмов. История любви Мастера и Маргариты описана в романтическом стиле, москвичи описаны в фельетонном, сатирическом стиле.

Четыре «ершалаимские» главы (роман Мастера) лишены эмоциональности и игры воображения, которые присутствуют в других главах. В романе Мастера язык чёткий и сдержанный.

Фантастика в романе «Мастер и Маргарита» — это полёт Маргариты на метле, человек-боров, сцены шабаша, костюм, принимающий резолюции и т. д.

Чему учит роман «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» заставляет читателя задуматься о цели и смысле своей жизни, об ответственности за свои поступки. Роман учит не изменять свои принципам, и идеалам, ценить честных и добрых людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.