Роман «Мастер и Маргарита» является вершинным произведением Михаила Афанасьевича Булгакова, над которым он работал более десяти лет.
Содержание
История создания
«Мастера и Маргариту» Булгаков начал писать в 1928 году и работал над ним до 1940 года. Первая версия произведения была уничтожена писателем в 1930 году, а в 1931 году он стал писать его заново. Первоначальное название романа «Мастер и Маргарита» было другое, вернее, их было несколько: «Инженер с копытом», «Копыто инженера», «Чёрный маг» и др. Писатель читал фрагменты этого произведения друзьям, но отлично понимал, что опубликовать его в условиях того времени невозможно.
Первая публикация романа была осуществлена в 1966-1967 годах в журнале «Москва» — вдова писателя убедила редакцию этого журнала напечатать это произведение, но опубликовано оно было не полностью (было сделано 159 изъятий текста). Полный текст романа вышел в 1967 году в Париже, а в СССР — в 1973 году. Автор не успел завершить редактирование этого произведения, сохранилось несколько его вариантов, поэтому до сих пор ведутся споры, какой из этих текстов считать каноническим.
Род, жанр, направление
Данное произведение Булгакова относится к эпосу, одному из основных родов литературы. Жанр Мастера и Маргариты» — роман, а точнее, роман-миф, поскольку и сюжет его мифологический, и основные герои, Иешуа Га-Ноцри и Воланд — мифические персонажи. Однако в произведении есть элементы и других жанров: историко-философского романа, любовно-лирического, сатирического, фантастического бытового.
Литературное направление, к которому относится этот булгаковский роман, — мистический реализм.
Сюжет и композиция
Сюжет романа фантастичен. В советскую Москву явился Воланд (дьявол) со своей свитой и учинил в городе неразбериху и невиданный разгром. Действие романа происходит в 30-х годах XX века. Но в этом произведении есть ещё один роман — роман Мастера о Понтии Пилате, об одном дне этого римского прокуратора. Главы вставного произведения рассредоточены в основном повествовании. История Пилата и Иешуа введена в текст то как рассказ Воланда, то как сон Ивана Бездомного, то как части произведения Мастера.
В произведении 32 главы (у каждой из них своё название) и эпилог. Из них 28 глав и эпилог посвящены описанию посещения Москвы Воландом со своей свитой и результату этого посещения. 4 «библейские» главы (2, 16,25 и 26) — о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Все главы скомпонованы в 2 части: в части первой — главы 1–18, в части второй — главы 19–32.
Особенность композиции романа «Мастер и Маргарита» состоит в сложности его структуры: в этом произведении одновременно существуют 3 плана повествования: московский мир, ершалаимский и потусторонний. Эти миры в романе связаны между собой.
Элементы композиции романа:
Тематика и проблематика
Вечные темы в романе «Мастер и Маргарита»:
Также в произведении раскрыты следующие темы:
В романе поставлены философские и нравственные проблемы:
Идея
Суть произведения «Мастер и Маргарита» состоит в том, что, по мысли автора, добро и зло неотделимы друг от друга. Основная мысль романа заключается в том, что добро и зло не борются, а гармонично взаимодействуют. Главное для человека при этом — выбрать для себя правильный путь в жизни.
Основные герои
Главные герои романа «Мастер и Маргарита» обозначены в его названии:
К основным героям также относятся:
Художественное своеобразие
В романе Булгаков применил множество стилевых приёмов. История любви Мастера и Маргариты описана в романтическом стиле, москвичи описаны в фельетонном, сатирическом стиле.
Четыре «ершалаимские» главы (роман Мастера) лишены эмоциональности и игры воображения, которые присутствуют в других главах. В романе Мастера язык чёткий и сдержанный.
Фантастика в романе «Мастер и Маргарита» — это полёт Маргариты на метле, человек-боров, сцены шабаша, костюм, принимающий резолюции и т. д.
Чему учит роман «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» заставляет читателя задуматься о цели и смысле своей жизни, об ответственности за свои поступки. Роман учит не изменять свои принципам, и идеалам, ценить честных и добрых людей.