Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» имеет подзаголовок: «Из рассказов о новых людях». Автор показал, что жизнь таких людей гармонична и в личном, и в социальном плане, что отношения их с окружающими лишены негатива: злости, вражды, ненависти. Чернышевский в этом произведении призывает читателей брать пример с его положительных героев.
Содержание
История создания
7 июля 1862 года Николай Гаврилович Чернышевский был арестован по обвинению в связях с Александром Ивановичем Герценом, жившим за границей. Его заключили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
14 декабря 1862 года писатель начал работу над романом «Что делать?» Написан роман был за три с половиной месяца: 4 апреля 1863 года рукопись была закончена. Чернышевский посвятил роман «Что делать?» своей жене Ольге Сократовне.
Писатель так хотел как можно скорее донести это произведение до читателей, что не прекращал работу над ним даже во время девятидневной голодовки, с помощью которой надеялся ускорить рассмотрение своего «Дела» и добиться свидания с родными.
Следственную комиссию цензоров сбил с толку любовно-семейный сюжет романа, и произведение было разрешено к публикации.
Опубликован роман «Что делать?» был в 3,4 и 5 номерах журнала «Современник». Многие читатели приняли роман очень недоброжелательно, но прогрессивно настроенные люди, особенно молодёжь, читали его с восторгом. Правительство приняло решение строжайше запретить номера «Современника», в которых было напечатано это произведение.
Жанр, направление
Жанр произведения «Что делать?» — роман. Жанровое своеобразие этого произведения состоит в соединении жанровых особенностей, присущих разным видам романа: социального, философского, идеологического, интеллектуального.
Черты политического романа проявляются в аллегорической форме — в снах Веры Павловны выражено представление Чернышевского о принципах устройства общества.
«Что делать?» можно назвать и романом-утопией, так как четвёртый сон Веры Павловны — это изображение России будущего, какой её представляют героиня и автор.
Литературное направление книги «Что делать?» — реализм.
Сюжет
Роман «Что делать?» имеет несколько сюжетных линий, в том числе любовную. Вера Павловна, главная героиня романа, узнала о том, что Лопухов, её муж, застрелился. Затем автор рассказывает о том, как тяжело жилось ей в родительском доме до замужества. Чтобы избавиться от притязаний матери, желавшей выдать дочь замуж за богатого подлеца, Вера тайно от неё вышла замуж за студента Лопухова и ушла из дома родителей. Деятельная девушка вскоре организовала швейную мастерскую.
После того, как Лопухов понял, что его друг Кирсанов и Вера любят друг друга, он инсценировал самоубийство и уехал из России.
Вера вышла замуж за Кирсанова и вскоре, увлёкшись медициной, решила учиться на медика. Кирсанов, ставший профессором, вылечил дочь разорившегося миллионера Полозова Катерину. В доме Полозовых стал часто бывать Чарльз Бьюмонт (под таким именем приехал из США Лопухов) и вскоре женился на Катерине. Подружившиеся семьи Бьюмонтов и Кирсановых стали жить по соседству.
Композиция
Роман состоит из трёх частей, первые две маленькие, а третья состоит из предисловия и 6 глав. Сны Веры Павловны являются отдельными вставными главами.
Композиция романа «Что делать?» сложная, автор прячет основную мысль за снами Веры Павловны, которые прерывают сюжетную линию романа, и за любовным треугольником.
Произведение построено так, что в нём жизнь показана в прошлом, настоящем и будущем:
Автор показывает движение от прошлого к настоящему и светлому будущему.
Тематика и проблематика
В романе «Что делать?» раскрыты следующие темы:
Проблемы, затронутые в романе «Что делать?»:
Идея
Основная мысль романа «Что делать?» состоит в необходимости равноправия людей, в уважении личности каждого человека, придерживающегося нравственных принципов.
Основные герои
В романе «Что делать?» широкий круг персонажей. Система образов в романе «Что делать?» построена таким образом, что в ней выделяются старые люди и новые люди. Старые люди — это носители устаревших принципов (например, отец и мать Веры Павловны, Сторешников, Жан Соловцов). А новые люди — это приверженцы равноправия людей, их отличает честность и желание добра людям. Главные герои романа «Что делать?» и являются такими людьми:
Художественное своеобразие
Из-за цензуры Чернышевскому пришлось в романе использовать эзоповую речь, надеясь на читателей, умеющих читать между строк, угадывать недосказанное и способных войти в круг размышлений автора.
Роман «Что делать?» отличается публицистичностью: автор прямо ставит общественно-политические проблемы, выражает свою точку зрения, свои убеждения.
Значение произведения
Роман Чернышевского у многих людей, читавших его, изменил взгляды на жизнь, труд, на роль женщин в обществе, на дружбу и любовь. Настоящей школой нравственности, «учебником жизни» стало это произведение для многих читателей. Автор так объясняет смысл названия романа «Что делать?»: люди должны расти, развиваться как личности и как профессионалы, должны стараться приносить своим трудом пользу не только себе, но и обществу.
Чему учит роман «Что делать?»
Роман «Что делать?» учит любить свою Родину, свой народ, искать своё призвание, учиться, трудиться, развивать науку, выстраивать правильные отношения в семье.