Анализ романа-хроники Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города»

«История одного города» является оригинальным и совершенным произведением Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Оно признано литературоведами одним из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

История создания

Вымышленный город Глупов впервые появился в сатирических очерках, написанных М. Е. Салтыковым-Щедриным в начале 60-х годов 19 века, и олицетворял он собой консервативные силы, мешавшие движению российского общества вперёд.

В первом номере журнала «Отечественные записки» за 1869 год писатель выступил с первыми главами романа «История одного города». После этого он приостановил работу над этим произведением до конца года, так как начал писать «Сказки для детей изрядного возраста».

Затем Михаил Евграфович вернулся к работе над романом. В № 1–4, 9 «Отечественных записок» за 1870 год было опубликовано его продолжение.

Отдельным изданием книга вышла в 1870 году.

Направление, род, жанр

«История одного города» написана в соответствии с литературным направлением реализм. Книга эта относится к роду литературы, который называется эпос.

Жанровое своеобразие «Истории одного города» состоит в том, что эта книга похожа и на пародию, и на цикл очерков, и на историческую хронику. Большинство литературоведов считает, что это гротесковый сатирический роман-хроника (очерковый роман-обозрение) либо антиутопия.

Сюжет

«История одного города» начинается со слов автора, якобы нашедшего летопись вымышленного города Глупова. Далее представлено небольшое вступление от лица летописца, тоже вымышленного. Затем следует рассказ о происхождении глуповцев. После «Описи градоначальникам» следуют главы о наиболее замечательных градоправителях Глупова и о жизни глуповцев в периоды правления этих начальников.

Первая глава о градоначальниках посвящена Брудастому, а последняя — Угрюм-Бурчееву.

В конце книги представлены «Оправдательные документы» (сочинения градоначальников Бородавкина, Микаладзе и Беневоленского).

Сквозной сюжет в традиционном смысле слова в книге отсутствует: каждая глава имеет завершённую сюжетную линию. Но они связаны между собой тем, что представляют собой историю города Глупова, выступающую в книге как её сюжет.


Композиция

«История одного города» состоит из 15 глав. Композиционно эту книгу можно разделить на 3 части:

  • Вводная часть — главы «От издателя», «Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца», «О корени происхождения глуповцев» и «Опись градоначальникам».
  • Основная часть — главы о самых значительных градоначальниках Глупова.
  • Заключительная часть — сочинения трёх градоначальников.

Тематика и проблематика

Основная тема романа «История одного города» — обличение несовершенства государственного строя российского государства.

Также автор раскрыл тему угнетения, бесправного положения народа и тему покорности народа.

В романе «История одного города» поставлена проблема отношения народа к самодержавию, показано происхождение самовластия и то, что оно принесло народу.

Идея

Главная мысль «Истории одного города» состоит в том, что корень зла в несовершенстве государственного строя Российской империи — это общественная пассивность, политическая неразвитость народа. Автор подверг сатирическому бичеванию пассивность и долготерпение народных масс.

Основные герои

  • Глуповцы — жители вымышленного города Глупова. Автор подчёркивает их неиссякаемое терпение и покорность тем, кто ими правит. Собирательный образ глуповцев воплотил в себе темноту и неразвитость народных масс, покорных безмозглым, тупым правителям. Каждого нового градоначальника обыватели Глупова встречают искренним ликованием, надеясь, что при его правлении их жизнь станет лучше.
  • Наиболее отличившиеся градоначальники, распоряжавшиеся судьбой глуповцев на протяжении целого века:
  • Дементий Варламович Брудастый — правитель с пустой головой, умеющий произносить только две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!»
  • Семён Константинович Двоекуров — главное его достижение состоит в том, что он насильственно ввёл употребление народом горчицы и лаврового листа.
  • Пётр Петрович Фердыщенко6 лет под его началом глуповцы жили хорошо, но «на седьмом году правления Фердыщенку смутил бес». Стал он увлекаться женщинами и брать с лавочников большие поборы. Два раза Фердыщенко призывал команду солдат для усмирения глуповцев. Скончался он от обжорства.
  • Василиск Семёнович Бородавкин — отличился тем, что уничтожил из-за недоимок 33 деревни и разорил несколько частей города. Хотел сжечь весь Глупов, но не успел — скончался.
  • Онуфрий Иванович Негодяев — его главное достижение состоит в том, что он размостил улицы и построил монументы. Глуповцы при его правлении совсем обеднели.
  • Иван Пантелеевич Прыщ — правитель, при котором жители Глупова жили очень хорошо, так как он не вмешивался в их дела. С удивлением они узнали, что голова Прыща фарширована трюфелями.
  • Эраст Андреевич Грустилов — сентиментальный и меланхолический градоначальник, своё правление Глуповым ограничил только повышением своих окладов вдвое.
  • Угрюм-Бурчеев — главная его черта заключалась в непреклонности. В сочетании с узостью кругозора и бесчувственностью это качество правителя принесло обывателям много бедствий. Он разрушил Глупов и построил Непреклонск.

Прототипы градоначальников в «Истории одного города»:

  • Александр I — этого императора напоминают Двоекуров и Грустилов.
  • Пётр I — прототип Бородавкина.
  • А. А. Аракчеев — прототип Угрюм-Бурчеева.
  • Николай I — прототип Перехват-Залихватского.
  • Павел I — прототип Негодяева.
  • Пётр III — прототип Пфейфера.
  • М. М. Сперанский — прототип Беневоленского.

Однако, несмотря на то что сквозь фигуру какого-либо градоначальника проглядывают черты реальной исторической личности, этот правитель Глупова — образ типический, обобщённый.

Художественное своеобразие

«История одного города» насыщена такими средствами художественной выразительности как ирония, сатирическая гипербола, гротеск. Также автор применял приём сатирической фантастики.

В сатирически заострённом виде Салтыков-Щедрин рисует не только градоначальников, но и начальстволюбие, долготерпение, покорность народа.

Глупов, которым управляли тупые, безмозглые градоначальники, предстаёт в уродливо-комическом виде. В этом городе всё преувеличено, фантастично, всё смешно и одновременно страшно.

Образ Брудастого, градоначальника, в пустой голове которого был только органчик, воспроизводящий 2 фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!», создан с использованием гиперболы (преувеличения) и гротеска. Автор показывает, что править Глуповым способно безмозглое существо, приводящее жителей с помощью угроз к повиновению. Этот гротескный образ является одним из наиболее ярких в романе.

Язык романа своеобразен и сложен по составу: в нём есть и высокий слог старинной речи, и народные пословицы, и канцелярский слог в пародийном освещении, и публицистический стиль журналистики. В произведении есть также анахронизмы (смешение событий и лиц разных эпох).

Значение произведения

В «Истории одного города» гротескны образы градоначальников, а события, происходящие в Глупове, одновременно фантастичны и реальны, то есть тоже гротескны, абсурдны.

Сатирически изобразив историю Глупова, Салтыков-Щедрин воспроизвёл российскую действительность. Он писал о своём произведении: «…я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Салтыков-Щедрин раскрыл обществу глаза на происходящее в современной ему России и хотел этим подвигнуть сограждан к искоренению пороков в обществе и во власти.

Многие признают, что это произведение достойно занять место в ряду с величайшими образцами мировой сатиры.

Чему учит роман-хроника «История одного города»

«История одного города» учит тому, что история действительно повторяется и развивается по спирали. В истории города Глупова таких витков спирали, которые к тому же повторяются, несколько. Автор предупреждает, что неправильное построение общества чревато пагубными последствиями.

Произведение это также учит не допускать к себе и к своему народу плохого отношения со стороны власти. Если власть не подвергать, когда это нужно, критике, она превратится в механизм подавления народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.