«История одного города» является оригинальным и совершенным произведением Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Оно признано литературоведами одним из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.
Содержание
История создания
Вымышленный город Глупов впервые появился в сатирических очерках, написанных М. Е. Салтыковым-Щедриным в начале 60-х годов 19 века, и олицетворял он собой консервативные силы, мешавшие движению российского общества вперёд.
В первом номере журнала «Отечественные записки» за 1869 год писатель выступил с первыми главами романа «История одного города». После этого он приостановил работу над этим произведением до конца года, так как начал писать «Сказки для детей изрядного возраста».
Затем Михаил Евграфович вернулся к работе над романом. В № 1–4, 9 «Отечественных записок» за 1870 год было опубликовано его продолжение.
Отдельным изданием книга вышла в 1870 году.
Направление, род, жанр
«История одного города» написана в соответствии с литературным направлением реализм. Книга эта относится к роду литературы, который называется эпос.
Жанровое своеобразие «Истории одного города» состоит в том, что эта книга похожа и на пародию, и на цикл очерков, и на историческую хронику. Большинство литературоведов считает, что это гротесковый сатирический роман-хроника (очерковый роман-обозрение) либо антиутопия.
Сюжет
«История одного города» начинается со слов автора, якобы нашедшего летопись вымышленного города Глупова. Далее представлено небольшое вступление от лица летописца, тоже вымышленного. Затем следует рассказ о происхождении глуповцев. После «Описи градоначальникам» следуют главы о наиболее замечательных градоправителях Глупова и о жизни глуповцев в периоды правления этих начальников.
Первая глава о градоначальниках посвящена Брудастому, а последняя — Угрюм-Бурчееву.
В конце книги представлены «Оправдательные документы» (сочинения градоначальников Бородавкина, Микаладзе и Беневоленского).
Сквозной сюжет в традиционном смысле слова в книге отсутствует: каждая глава имеет завершённую сюжетную линию. Но они связаны между собой тем, что представляют собой историю города Глупова, выступающую в книге как её сюжет.
Композиция
«История одного города» состоит из 15 глав. Композиционно эту книгу можно разделить на 3 части:
Тематика и проблематика
Основная тема романа «История одного города» — обличение несовершенства государственного строя российского государства.
Также автор раскрыл тему угнетения, бесправного положения народа и тему покорности народа.
В романе «История одного города» поставлена проблема отношения народа к самодержавию, показано происхождение самовластия и то, что оно принесло народу.
Идея
Главная мысль «Истории одного города» состоит в том, что корень зла в несовершенстве государственного строя Российской империи — это общественная пассивность, политическая неразвитость народа. Автор подверг сатирическому бичеванию пассивность и долготерпение народных масс.
Основные герои
Прототипы градоначальников в «Истории одного города»:
Однако, несмотря на то что сквозь фигуру какого-либо градоначальника проглядывают черты реальной исторической личности, этот правитель Глупова — образ типический, обобщённый.
Художественное своеобразие
«История одного города» насыщена такими средствами художественной выразительности как ирония, сатирическая гипербола, гротеск. Также автор применял приём сатирической фантастики.
В сатирически заострённом виде Салтыков-Щедрин рисует не только градоначальников, но и начальстволюбие, долготерпение, покорность народа.
Глупов, которым управляли тупые, безмозглые градоначальники, предстаёт в уродливо-комическом виде. В этом городе всё преувеличено, фантастично, всё смешно и одновременно страшно.
Образ Брудастого, градоначальника, в пустой голове которого был только органчик, воспроизводящий 2 фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!», создан с использованием гиперболы (преувеличения) и гротеска. Автор показывает, что править Глуповым способно безмозглое существо, приводящее жителей с помощью угроз к повиновению. Этот гротескный образ является одним из наиболее ярких в романе.
Язык романа своеобразен и сложен по составу: в нём есть и высокий слог старинной речи, и народные пословицы, и канцелярский слог в пародийном освещении, и публицистический стиль журналистики. В произведении есть также анахронизмы (смешение событий и лиц разных эпох).
Значение произведения
В «Истории одного города» гротескны образы градоначальников, а события, происходящие в Глупове, одновременно фантастичны и реальны, то есть тоже гротескны, абсурдны.
Сатирически изобразив историю Глупова, Салтыков-Щедрин воспроизвёл российскую действительность. Он писал о своём произведении: «…я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Салтыков-Щедрин раскрыл обществу глаза на происходящее в современной ему России и хотел этим подвигнуть сограждан к искоренению пороков в обществе и во власти.
Многие признают, что это произведение достойно занять место в ряду с величайшими образцами мировой сатиры.
Чему учит роман-хроника «История одного города»
«История одного города» учит тому, что история действительно повторяется и развивается по спирали. В истории города Глупова таких витков спирали, которые к тому же повторяются, несколько. Автор предупреждает, что неправильное построение общества чревато пагубными последствиями.
Произведение это также учит не допускать к себе и к своему народу плохого отношения со стороны власти. Если власть не подвергать, когда это нужно, критике, она превратится в механизм подавления народа.