Анализ произведения «Слово о полку Игореве»


В статье использованы цитаты из «Слова о полку Игореве» в переводе Д. С. Лихачёва.

Автор, время создания произведения

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Полное название этого произведения — «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова».

Автор «Слова…» неизвестен, было много попыток определить его имя, но они не увенчались успехом. Версии по поводу авторства выдвигались очень различные. Это произведение мог написать представитель церкви, дружинник, киевский князь Святослав, сподвижник Игоря Пётр Бориславович и даже сам князь Игорь.

Исследователи установили, что время создания «Слова о полку Игореве» — не ранее 1185 года и не позднее начала XIII века, то есть автор был современником князя Игоря.

История открытия и публикации

«Слово о полку Игореве» дошло до нас в составе сборника рукописей XVI века. Сборник принадлежал библиотеке Спаса-Ярославского монастыря и был приобретён графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце 1780-х – начале 1790-х годов.

В 1795–1796 гг. с рукописи «Слова…» была сделана копия для императрицы Екатерины II. В 1800 году рукопись перевели с древнерусского языка и опубликовали.

Во время пожара Москвы 1812 года подлинник «Слова…» сгорел вместе с библиотекой Мусина-Пушкина. Единственными источниками сведений об этом памятнике древнерусской литературы стали царская копия и издание 1800 года.

Следующие переводы «Слова…» постепенно совершенствовали первый, в котором были ошибки из-за трудности понимания древнерусского текста (сборник был написан скорописью, при которой слова и строки не разделялись). В XIX веке «Слово…» перевели А. Н. Майков, В. А. Жуковский, Л. А. Мей, а в XX веке — И. А. Новиков, О. В. Творогов, А. К. Югов и другие исследователи «Слова…». Особое место среди новых переводов этого произведения занимает перевод академика Д. С. Лихачёва.

Темы, идея

Основную тему «Слова о полку Игореве» составляет подлинное историческое событие: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев весной 1185 года. За год до этого объединённым силам под руководством киевского князя Святослава удалось одержать победу над половцами, но тогда князь Игорь не принял участия в этом сражении. После этого Игорь задумал выступить руководителем нового похода. В нём приняли участие только его родственники: брат Всеволод, правивший в Курске и Трубчевске, сын Владимир, правивший в Путивле и племянник Святослав Ольгович, правивший в Рыльске. Поход закончился поражением русских войск, а сам князь Игорь был взят в плен, из которого ему удалось бежать.

Кроме основной темы «Слова…» его автор раскрывает следующие темы: героизм, воинская доблесть и честь, любовь, верность, судьба, княжеские междоусобицы.

Раскрывая темы «Слова о полку Игореве», автор показывает основную проблему современной ему Руси: ослабление страны из-за распрей между русскими князьями.

Основная мысль (идея) «Слова о полку Игореве» — русским князьям необходимо прекратить междоусобные войны, объединиться и совместными силами оборонять Русь от врагов.

Жанр, стиль

«Слово о полку Игореве» отличается жанровым разнообразием. Основной жанр этого произведения — слово (торжественная речь). Но в «Слове…» видны черты и других жанров:

  • славы (прославление князей);
  • плача (оплакивание печальных событий);
  • героической песни;
  • воинской повести;
  • ораторской прозы.

Стиль «Слова о полку Игореве» — это стиль монументального историзма. Автор создал масштабный, объёмный, протяжённый в пространстве и времени образ Русской земли от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря.

Сюжет и композиция


«Слово о полку Игореве» — произведение сложно организованное. В нём автор описание событий чередует со своими размышлениями, с обращением к прошлому.

Композиция «Слова…» отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но цель этого — раскрытие идеи произведения. Повествование часто прерывается авторскими отступлениями, так как автор стремится выразить своё отношение к изображаемым событиям.

«Слово…» состоит из вступления, основной части (в ней 3 раздела) и заключения.

Во вступлении автор определяет свою задачу: он не собирается, как легендарный сказитель Боян, восхвалять подвиги князей, а хочет рассказать о событиях недавнего прошлого, следуя исторической правде.

В первом разделе основной части повествуется о сборах Игоря и его союзников в поход, а также о зловещих предзнаменованиях, которые сопровождали продвижение войска по степи. Далее рассказано о первой успешной битве с половцами и о второй битве, в результате которой русские войска потерпели сокрушительное поражение, а князь Игорь взят в плен.

Во втором разделе центральный эпизод — вещий сон киевского князя Святослава о поражении войска Игоря и «золотое слово» Святослава, содержащее мысли о необходимости объединения русских князей для борьбы с врагами.

В третьем разделе два основных эпизода:

  • плач Ярославны, олицетворяющий плач всей Русской земли о погибших и пленённых своих защитниках;
  • описание побега Игоря из плена.


В заключении описано возвращение Игоря, осознавшего свою вину, и его торжественная встреча в Киеве. Завершается «Слово…» радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и их дружинникам, сражающимся за родную землю.

Герои

К главным героям «Слова о полку Игореве» можно отнести не только князя Игоря, но и всю Русскую землю.

  • Автор рисует образ Русской земли, рассказывает о её великих реках, древних городах, просторах степей. В образе Русской земли объединено прошлое и настоящее её народа, труженика, воина, готового отдать свои силы и даже жизнь для Отечества.
  • Князь Игорь — один из самых ярких образов героев «Слова…». Он неоднозначен и сложен. Автор воспевает мужество Игоря, но осуждает его безрассудство и самолюбие.

К второстепенным героям «Слова о полку Игореве» относятся следующие образы:

  • Князь Всеволод, брат Игоря. Автор называет его Буй Туром, подчёркивая силу и мощь этого героя. В нём воплощён образ идеального воина, не жалеющего себя во имя победы над врагами.
  • Олег Святославич — дед Игоря и Всеволода. О нём вспоминает автор, чтобы напомнить о народном горе, вызванном его усобицами (поэтому автор выразительно называет Олега Гориславичем).
  • Образ дружины князя Игоря и его союзников — это собирательный образ русского воина. Дружинники идут на половцев за Родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Автор называет их храбрыми русичами и со скорбью повествует о том, как они на берегу реки Каялы «полегли за землю Русскую», сражаясь с половцами, постоянно совершавшими набеги на Русь.
  • Ярославна — жена князя Игоря. Её плач символически обобщает всенародное горе о гибели храбрых русичей.
  • Святослав Всеволодович — киевский князь. Его образ воплощает идеал мудрого, сильного главы русских князей. Святослав в своём «золотом слове» призывал князей к объединению усилий в борьбе с врагами Русской земли.
  • Автор — один из основных героев «Слова…». Свою главную идею он обозначил в «золотом слове» Святослава. По его мнению, только единство князей спасёт Русь, и эту точку зрения он выразил в художественно совершенной форме.
  • Боян — это легендарный певец-сказитель. С воспоминания о нём автор начал вступление. Слог песен Бояна был торжественен и высокопарен, что соответствовало жанру хвалебной поэзии.
  • Овлур — это половец, который помог Игорю бежать из плена и добраться до Руси. Этот герой в «Слове…» упоминается без всякой характеристики.

Художественные средства

«Слово о полку Игореве» отличается от других древнерусских литературных памятников богатством и разнообразием языка, высокой лиричностью, творческим переосмыслением народно-эпического искусства слова.

Автор «Слова…» в своём произведении использовал:

  • Военную терминологию (например, «копьё преломить» — одержать победу).
  • Элементы ораторского искусства: обращения (например, «Яр Тур Всеволод!», «О Донец!»); риторические вопросы о восклицания («Не ваши ли воины злачёными шлемами в крови плавали?»); повторы («О Русская земля! Уже ты за холмом!»).
  • Песенную символику (князья — «солнце», Ярославна плачет «кукушкой», Игорь летит «соколом»).
  • Постоянные эпитеты («чистое поле», «борзые кони», «сизый орёл», «чёрный ворон»).
  • Сравнения («скачут, как серые волки», «рассыпались половцы, точно выводок гепардов»).
  • Гиперболы («Русичи широкие поля червлёными щитами перегородили», «Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать»).
  • Метафоры («мечом крамолу ковал», «храбрые сердца из твёрдого булата скованы», «вещие персты на живые струны воскладал»).
  • Олицетворение («никнет трава от жалости», «дерево с тоской к земле приклонилось», «кричат телеги в полуночи»). Особенно широко в «Слове…» использовано олицетворение и одушевление сил природы. Затмение солнца было предзнаменованием неудачи похода Игоря, солнце хотело, чтобы русские воины повернули назад. Ярославна обращается к ветру, Днепру, солнцу как к живым существам, принимающим участие в судьбе её мужа и его дружины.

Значение произведения

После выхода в свет в 1800 году первого издания «Слова о полку Игореве» это произведение стало живой частью русской и мировой культуры. «Слово…» переведено на все славянские языки и многие западноевропейские. Но до сих пор этот памятник переводят поэты, к его образам обращаются писатели, композиторы, художники. Гениальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» находит отклик и в сердцах наших современников.

Чему учит «Слово о полку Игореве»


Это произведение заставляет читателей задуматься над тем, стоила ли слава, которую так желал для себя князь Игорь, жизней его отважных дружинников.

«Слово…» учит преодолевать эгоизм, тщеславие, разобщённость. Если хочешь добиться определённой цели, нужно хорошо обдумать, как её добиться, не совершая ошибок. Выступая против врагов Родины, не следует переоценивать свои силы и желать только личной славы, нужно держаться вместе со своими соотечественниками, так как разобщённость с ними будет только на руку врагам.

«Слово о полку Игореве» учит любить и защищать своё Отечество, недаром образ Русской земли занимает в этом произведении древнерусской литературы основное место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.