Мольер (1622–1673) — величайший писатель, творивший в эпоху классицизма, однако смелее других вышедший за его пределы. Он является создателем французской комедии, одним из основоположников французского национального театра.
В историю мирового театра Мольер вошёл как один из самых выдающихся комедиографов. Революционное значение его драматургии состоит в том, что она произвела переворот в театре. Драматург разбил строгие каноны классицизма, согласно которым в пьесах действовали только благородные по происхождению персонажи, изъяснявшиеся «высоким стилем». Он создал жанр «высокой комедии», которую Александр Сергеевич Пушкин определил так: «…высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров и… нередко близко подходит к трагедии».
Содержание
Происхождение, ранние годы
Настоящее имя драматурга — Жан-Батист Поклен. Родился он 15 января 1622 года в семье королевского обойщика, державшего обойную мастерскую и имевшего звание королевского камердинера. Дело отца был очень выгодное, и он предполагал, что его старший сын Жан-Батист унаследует его.
Однако мальчика не прельщала карьера королевского обойщика, он мечтал стать актёром, хотя в те времена у актёров не было ни богатства, ни достойного положения в обществе. Мало того, они были прокляты церковью, а посещение театра набожные люди считали грехом.
Мальчик иногда ходил в театр с дедушкой со стороны матери, и спектакли приводили его в восторг. Когда Жан-Батисту было 11 лет, умерла его мать. Отец воспользовался своим положением при королевском дворе и устроил сына в привилегированное аристократическое закрытое учебное заведение — Клермонский коллеж — школу иезуитов. Там Жан-Батист провёл 7 лет.
В 19 лет Жан-Батист сдал экзамен на чин адвоката, а в 21 год он отказался стать, как отец, королевским обойщиком и избрал профессию актёра.
Театральная деятельность
Вместе с группой друзей Жан-Батист 1 января 1644 года открыл в Париже «Блистательный театр», где выступал на трагических ролях. Мольер — такой актёрский псевдоним избрал себе Жан-Батист Поклен.
«Блистательный театр» через полтора года был закрыт, так как успеха не имел из-за малооригинального репертуара и неопытности актёров. Мольера, являвшегося официальным главой труппы, кредиторы посадили в долговую тюрьму, откуда его выручил отец. После тюрьмы молодой человек стал разъезжать по Франции в составе труппы комедиантов, и это продолжалось 13 лет (с 1645 по 1658 год).
За это время Мольер испытал все тяготы актёрского житья-бытья, и это сыграло большую роль в формировании его характера и таланта. В провинции он делал первые шаги в области драматургии, его комедийное актёрское дарование росло. От героических ролей актёр перешёл к комическим.
В 1650 году Мольер заменил прежнего руководителя труппы и проблему репертуара решил, начав сам писать пьесы. Премьера его первой комедии «Шалый, или Всё невпопад» состоялась в Лионе. Затем в Безье была представлена его комедия «Любовная досада».
Мольер был блестящим актёром-комиком и до конца жизни играл в своих комедиях главные роли.
24 октября 1658 года труппа Мольера показала при дворе в Лувре спектакль, который королю Людовику XIV понравился, и он решил оставить труппу в Париже, предоставив ей здание театра Малого Бурбонского дворца. До конца жизни Мольер работал в качестве придворного комедиографа, режиссёра и артиста.
Расцвет творчества
Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы и в начале 70-х годов XVII века. В середине 60-х годов драматург создал три величайшие комедии — «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666) и «Тартюф» (1669). В его творчестве начала 1670-х годов можно выделить комедии «Мещанин во дворянстве» (1670) и «Мнимый больной» (1673).
Всего за свою жизнь Мольер создал более 30 пьес, причём писал их очень быстро, так как то нужно было заполнить образовавшуюся в репертуаре брешь, то выполнить заказ короля, то откликнуться на актуальный сюжет.
В своих пьесах драматург провозглашал право каждого человека на счастливую жизнь и боролся со всем, что противоречит естественным проявлениям человеческой натуры. Он считал, что счастливым может быть только «естественный человек». Поскольку общество, в котором жил драматург, было враждебно этому «естественному человеку», пьесы Мольера были всегда оппозиционны по отношению к обществу. Его комедии высмеивают, критикуют, иронизируют, бичуют, издеваются.
Творчество Мольера развивалось в борьбе против реакционеров-аристократов и духовенства, от расправы которого его спасло заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, драматург умер в расцвете творческих сил. Случилось это после окончания четвёртого представления «Мнимый больной» — 17 февраля 1673 года. В пьесе Мольер играл главного героя, во время спектакля у него начались судороги, которые он сумел выдать за игру, поэтому спектакль не был прерван. Через несколько часов после окончания представления великий драматург скончался. Похоронили Мольера на кладбище Св. Жозефа.
Комедии блистательного драматурга ставятся и в наше время, потому что режиссёры всех стран, ставя его пьесы, всегда находят возможность показать то, что волнует их самих и зрителей. А тартюфы, журдены, гарпагоны есть до сих пор, они поменяли только костюмы и должности.