«Чистый понедельник» — краткое содержание и пересказ рассказа И. А. Бунина


Здесь даны основные сведения о рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев, указаны темы и идея этого рассказа.

Описание произведения и книги для читательского дневника

  • Автор: Иван Алексеевич Бунин.
  • Название произведения: «Чистый понедельник».
  • Жанр: рассказ.
  • Год написания: 1944.
  • Название книги: «Избранное».
  • Место издания: Свердловск.
  • Издательство: Средне-Уральское книжное издательство.
  • Год издания: 1986.
  • Страниц: 496 (рассказ «Чистый понедельник» — стр. 474–485).

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Чистый понедельник» написан Иваном Алексеевичем Буниным 12 мая 1944 года. Он входит в цикл рассказов этого автора «Тёмные аллеи». Произведение написано сжато и виртуозно. По свидетельству мемуаристов, писатель считал этот рассказ лучшим из всего написанного им. Сюжет произведения основан на истории любви главного героя, повлиявшей на последующую его жизнь.

Смысл названия рассказа

Чистый понедельник — это первый день Великого поста после масленицы. Именно в этот день героиня приняла очень важное решение — очистить душу от пошлости праздной жизни, оставить мирскую суету и стать монахиней.

Время и место действия рассказа «Чистый понедельник»

Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит в Москве, начинается примерно в 1912 году, а заканчивается в декабре 1914 года.

Главные герои рассказа и их краткая характеристика

  • Герой-рассказчик — рассказ написан от его лица. Герой делится воспоминаниями о своей любви к загадочной, прекрасной девушке. В ту пору этот молодой богатый дворянин был «красив почему-то южной, горячей красотой», хотя родился в Пензенской губернии. Характер у него тоже был «южный, живой, готовый к счастливой улыбке, доброй шутке». Легкомысленный, простодушный юноша «был склонен к болтливости, к простосердечной весёлости», к непоседливости. Он, полюбив девушку, «старался не думать, не додумывать» поступков своей возлюбленной, а просто был «несказанно счастлив каждым часом, проведённым возле неё».
  • Героиня — возлюбленная героя-рассказчика, которому не удалось понять эту молчаливую, загадочную девушку. Её красота «была какая-то индийская, персидская»: смугловатое лицо, чёрные волосы и брови, глаза тоже чёрные, пунцовые губы. Она была купеческого рода, отец её жил в Твери. Чувствовалось в этой девушке какая-то неуспокоенность души. Она «всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала». Герой-рассказчик постоянно улавливает необъяснимость поведения своей избранницы. Она иронизировала над тем, что людям не надоедает каждый день есть, а сама с удовольствием поглощала вкусные яства. Светские развлечения считала она пошлой мишурой, но сама предавалась им. Ещё более странным было её увлечение ресторанами, театральными «капустниками» и в то же время соборами, священными книгами, русскими летописями. Героиня как бы объединяет в своей душе разные «стили» существования и хочет примирить их в гармонии. Её образ символически отображает диссонансы московской жизни того времени. В девушке есть тяга к духовному подвигу, сомнения, тоска по идеалу. Скрывшись от суетной жизни в монастыре, она, вероятно, и там продолжает мучиться недостижимым.

Проблематика произведения: темы, идея, чему учит

Темы

В рассказе И. А.Бунина «Чистый понедельник» раскрыты темы:

  • внутренняя неуспокоенность, духовное «странничество»;
  • выбор жизненного пути;
  • любовь;
  • одиночество.

Идея

Основная мысль (идея) рассказа «Чистый понедельник»: выбрав жизненный путь по душе, человек очищает себя, справляется с соблазнами, сбивающими его с правильного пути. Основная мысль этого рассказа созвучна его названию — это очищение души от пошлости праздной жизни.

Чему учит

Рассказ «Чистый понедельник» учит делать выбор своего жизненного пути в соответствии со своими целями и ценностями. Не нужно обращать внимание на то, что твой выбор покажется другим людям странным, что он может разрушить чьи-то надежды и планы. Чтобы реализовать себя, важно понять, что близко твоей душе, и этому посвятить свою жизнь.

Изобразительно-выразительные средства

  • Эпитеты: южная, горячая красота; смугло-янтарное лицо; бархатисто-пунцовые губы.
  • Сравнения: чёрные, как бархатный уголь, глаза; голая, как чугунный шар, голова.

Словарь незнакомых слов

  • Архалук — короткий кафтан.
  • Возду́х — покров для священных сосудов в христианском храме.
  • Стихиры — песнопения, исполняемые во время церковной службы.

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)


Этот рассказ — история любви героя к загадочной, прекрасной девушке. Зимой каждый вечер он заезжал за ней и вёз обедать в ресторан, затем в театр или на концерт, потом на ужин в загородный ресторан. Молодой человек чувствовал, что этой странной девушке не нужно было развлечений, цветов, книг, которые он ей привозил. Но всё же она прочитывала эти книги, ездила в рестораны, ела там с аппетитом и благодарила поклонника за цветы.

Легкомысленный, добрый, весёлый молодой человек не мог понять эту загадочную для него девушку, он просто был счастлив «каждым часом, проведённым возле неё». Он не понимал, зачем эта богатая девушка училась на курсах.

Героиню интересовала история, но то, что её интересует и религия, молодой человек узнал только тогда, когда она пригласила его в прощёное воскресенье в Новодевичий монастырь. Оказалось, что девушка часто ходит в кремлёвские соборы, в московские монастыри, слушает, как там поют стихиры. Любит она «русское летописное, русские сказания». Молодой человек удивился, как увлечение русской стариной и религиозными заветами соединялось в его любимой с тем, что она бывала в ресторанах, кабаках, театральных «капустниках», где актёры вели себя вольно.

В чистый понедельник, после «капустника» Художественного театра, девушка оставила влюблённого в неё молодого человека у себя на ночь. Утром она сказала, что сегодня уедет к отцу в Тверь и что напишет юноше об их будущем.

Глубоко несчастный рассказчик по дороге домой опустился около церкви на колени, снял шапку, и какая-то несчастнейшая старушка, жалея его, сказала: «…не убивайся так! Грех, грех!»

Через две недели молодой человек получил от своей возлюбленной письмо и узнал, что она собралась стать послушницей в монастыре, а потом, возможно, монахиней. Чтобы напрасно не длить их муку, девушка попросила не отвечать ей и не искать её. Просьбу эту рассказчик исполнил, но стал сильно пить. Понемногу он пришёл в себя, но жизнь была ему не мила.

Через два года после того чистого понедельника герой под Новый год вошёл во двор Марфо-Мариинской обители и увидел среди других инокинь или сестёр свою возлюбленную в белом платке. Она, будто почувствовав его присутствие, стала смотреть в темноту, как раз на него. Рассказчик тихо вышел из ворот обители.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Рассказчик вспоминает, как зимой он каждый вечер ездил к своей любимой девушке, которая снимала квартиру в доме напротив храма Христа Спасителя. Поселилась она там потому, что из окон этой квартиры открывался прекрасный вид на Москву.

Девушка была дочерью богатого просвещённого купца из Твери. Жила она одна, разучивала дома начало «Лунной сонаты», изучала на курсах историю. Красота её была «какая-то индийская, персидская». Красив был в молодости и повествователь «южной, горячей красотой, хотя родом был из Пензенской губернии.

Юноша отличался непоседливым, весёлым нравом, а его любимая девушка обычно была молчалива и задумчива. Для молодого человека она была загадочна и непонятна.

Каждый вечер юноша возил её в рестораны, затем на концерты, в театры, затем снова в загородные рестораны. По субботам по его приказу девушке доставляли свежие цветы. Привозил он ей шоколад, новые книги, но чувствовал, что ничего этого ей было не нужно. Всё же книги она прочитывала, шоколад съедала, ела в ресторанах с аппетитом, хотя иногда говорила, что не понимает, как людям не надоест каждый день обедать и ужинать. Явной её слабостью были только меха, шелка, бархат, красивая одежда.

Когда однажды молодой человек заговорил с ней о браке, она сказала, что в жёны не годится, но он всё же надеялся, что её решение изменится.

В прощёное воскресенье девушка спросила молодого человека, хочет ли он поехать с ней в Новодевичий монастырь. Он удивился, но, конечно, согласился. Оказалось, что девушка любит ходить в кремлёвские соборы и слушать там певчих, а он об этом и не знал.

После посещения монастыря девушка снова стала рассказывать, как чудесно поют в Зачатьевском и Чудовом монастырях. «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» — воскликнула она. Потом она сказала, что так любит русские летописные сказания, что некоторые знает наизусть, и начала рассказывать сказание о князе Павле и его жене.

Когда молодой человек отвёз её домой, она сказала, что завтра хочет поехать на «капустник» Художественного театра. Молодой человек снова удивился: ведь она раньше говорила, что нет ничего пошлее этих «капустников».

На «капустнике» девушка внимательно смотрела на весёлые номера, который представляли актёры, танцевала польку. Когда юноша довёз её до дома, она приказала ему отпустить кучера Фёдора, и он сказал Фёдору, что вернётся пешком.

На рассвете девушка сказала молодому человеку, что вечером уедет в Тверь, что напишет ему о будущем, и попросила его уйти.

Юноша по дороге домой подошёл к церкви, стал на колени и снял шапку. Какая-то старушка жалостно сказала ему, чтобы он так не убивался.

Через две недели его возлюбленная написала ему, что она не вернётся в Москву, пойдёт в монастырь на послушание. Девушка просила не отвечать ей, так как бесполезно длить их муку.

Герой исполнил просьбу любимой, но стал спиваться. Затем понемногу пришёл в себя, но жил безрадостно.

Почти два года прошло с того чистого понедельника. В 1914 году под Новый год герой приехал в Архангельский собор Кремля, постоял там, не молясь. Затем велел извозчику остановиться у ворот Марфо-Мариинской обители.

Когда из церкви во двор стали выносить иконы и хоругви, вслед за теми, кто их нёс, вышла великая княгиня, а за нею шли поющие инокини или сёстры. Герой почему-то внимательно глядел на них. Одна из идущих подняла голову и, загородив свечу рукой, стала смотреть в темноту, как раз на героя, как будто почувствовав, что он здесь. Рассказчик повернулся и медленно вышел из ворот обители.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.