Здесь даны основные сведения о рассказе А. П. Платонова «Корова», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этого рассказа.
Содержание
Краткие сведения о произведении
Рассказ Андрея Платоновича Платонова «Корова» написан на рубеже 30-х и 40-х годов 20 века (автором он не датирован), а опубликован в 1962 году.
Главный герой рассказа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Сын путевого железнодорожного сторожа четвероклассник Вася Рубцов жил с родителями в доме около линии железной дороги. У них была корова. Мальчик приходил к ней в сарай, гладил её и разговаривал.
Когда отец повёл к ветеринару телёнка, чем-то подавившегося, корова скучала по своему сыну. Вася утешал её, уверял, что телёнок выздоровеет и отец приведёт его назад.
Отец долго не возвращался, поэтому мать сказала мальчику, чтобы он проводил поезд, который должен скоро пройти мимо. Услышав гудок паровоза, Вася поднял над головой фонарь с сигналом свободного прохода.
Поезд проходил около станции очень медленно из-за того, что буксовали колёса. Вася помог вести состав поезда. Он пошёл впереди поезда и стал насыпать на рельсы песок, чтобы паровоз не буксовал. Ещё мальчик сказал машинисту, что сила паровоза пропадает зря, так как пар вырывается сбоку от котла.
Машинист удивился, что мальчик такой умелый и понимает в технике. В благодарность он бросил Васе два яблока. Мальчик углядел ещё, что под паровозом зажат тормоз, и сказал об этом машинисту. Тот привёл работу паровоза в исправность, и поезд поехал дальше.
Вася огорчился, что отец продал телёнка на убой. Отец тоже уже жалел, что продал, ведь он привык к телёнку. Корова горевала по телёнку и ничего не ела. Вася гладил её, но она была равнодушна к ласке.
Корова была кормилица и работница. Она не только давала молоко, но и умела возить плуг и поклажу, как лошадь. Потеряв телёнка, корова стала непонятливой и равнодушной, но покорно работала, когда было нужно пахать землю или привезти муку. Вася жалел её, давал ей корм и питьё, чистил, но корова не замечала заботы и оставалась равнодушной ко всему. Чтобы ей было полегче, её выпускали в поле. Но и на воле он не гуляла, а просто стояла.
Однажды корову сбил паровоз. Машинист минут десять сигналил ей, чтобы она ушла с линии, но корова бежала, не сворачивая. Машинист сделал экстренное торможение, но всё же корова попала под колёса.
Вася очень горевал по корове. Когда в школе ребятам задали писать сочинение из своей жизни, он написал о своей корове, о том, что она всё отдала людям, пахала, возила поклажу. В конце сочинения мальчик написал, что помнит свою корову и не забудет её.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Четвероклассник Вася Рубцов был сыном путевого железнодорожного сторожа. С отцом и матерью он жил в доме недалеко от линии железной дороги. Во дворе стоял сарай, в котором жила серая корова черкасской породы. Вася её любил и днём и вечером приходил её проведать. Он гладил её по шерсти около головы и разговаривал с ней.
Однажды телёнок коровы, бычок, подавился чем-то, и отец Васи повёл его к ветеринару на станцию, которая находилась за семь километров от дома Рубцовых. Мальчик утешал корову, что скоро отец приведёт телёнка, что телёнок выздоровеет.
Отец долго не возвращался, поэтому мать сказала, чтобы Вася проводил товарный поезд, который скоро будет проходить мимо.
Были сумерки, когда вдали загудел паровоз. Мальчик подошёл к линии и поднял над головой фонарь со светлым сигналом свободного прохода.
Паровоз проехал мимо Васи, и он заметил, что пар вырывается наружу через поршневой шток. Мальчик знал, что из-за этого на подъёме паровозу будет трудно вытягивать состав. Он понимал, что на затяжном подъёме паровоз может остановиться и ему трудно будет стронуть вперёд вагоны. Вася знал, что это опасно, так как вагоны на подъёме немного отойдут друг от друга. Если при этом паровоз тихо стронется с места, то он не вытянет поезд, а если сильно — состав может разорваться.
Последние вагоны прошли мимо мальчика очень медленно, и он пошёл к паровозу. Впереди паровоза шёл помощник машиниста и кидал на рельсы песок из балластного слоя (то есть песок, насыпанный на железнодорожный путь). Вася сказал ему, что он будет сыпать песок, а помощник машиниста пусть идёт помогать паровозу, а то он уже начинает останавливаться. Лопата была тяжела для мальчика, и он стал сыпать песок на рельсы руками. Песок помогал паровозу не буксовать, и он медленно ехал вслед за мальчиком. Когда паровоз близко подходил к Васе, машинист давал короткий гудок и кричал: «Эй, оглядывайся! Сыпь погуще, поровней!» Мальчик берёгся паровоза. Потом он рассердился, что машинист на него кричит и приказывает. Вася сбежал с пути и закричал машинисту: «А вы что без песка поехали?» Машинист ответил, что песок у них кончился, так как для него посуда маленькая. Мальчик посоветовал, чтобы поставили добавочную посуду, которую может сделать кровельщик из старого железа.
И ещё Вася сказал, что пар идёт из цилиндра, из котла сбоку, поэтому сила паровоза зря пропадает. Мальчик снова стал бросать песок на рельсы, а потом сошёл с пути и сказал, что сейчас уже будет не круто, и паровоз пойдёт сам, а потом будет путь под гору.
Машинист бросил Васе два яблока и попросил, когда он пойдёт назад, посмотреть под вагоны и послушать, не зажаты ли где-нибудь тормоза. Ещё машинист попросил мальчика выйти потом на бугорок и сделать ему фонарём сигнал. Машинист спросил, знает ли он, как давать сигналы, и мальчик ответил, что знает все сигналы.
Потом Вася уцепился за трап паровоза, чтобы немного прокатиться, наклонился, посмотрел под паровоз и сказал, что там зажато. Затем он соскочил с трапа и отправился домой. На всякий случай мальчик послушал, не скрежещут ли под вагонами тормозные колодки, но всё было в порядке.
Вася побежал туда, где оставил фонарь, и увидел там отца. Мальчик заменил в фонаре белое стекло на зелёное и несколько раз медленно поднял фонарь над головой — это был сигнал машинисту. Вася узнал, что отец продал телёнка на убой, потому что им бычок не нужен.
Отец сказал, что сейчас обойдёт их участок пути, посмотрит, не вышли ли где-нибудь костыли. Он признался, что у него болит душа по телёнку и добавил: «Знал бы, что жалко его будет, не продал бы…»
Корова услышала, что Вася пришёл во двор и уныло замычала. Мальчик зашёл к ней в сарай. Корова ничего не ела, она горевала по своему телёнку. Вася долго гладил корову, но она оставалась равнодушной к ласке. Ей нужен был только телёнок, который не мог жить без матери, потому что ещё не вырос.
На следующий день после школы Вася увидел, что отец пашет на корове землю в полосе отчуждения, чтобы весной там посеять просо. Вечером отец пустил корову пастись в поле, но она не паслась, а стояла и ждала своего сына.
Вася сделал уроки и понёс корове ломать хлеба, но она не стала есть. Вася обнял корову за шею, чтобы она знала, что он её любит. Но корова, дёрнув шеей, отбросила его от себя, вскрикнула каким-то чужим горловым голосом и убежала в поле.
До полуночи отец, Вася и мать искали корову в окрестных полях, звали её, но она не отзывалась. Утром корова пришла домой. С тех пор молоко у неё пропало, она стала равнодушной, непонятливой, угрюмой. Вася ухаживал за ней: кормил, поил, чистил, но корова не замечала его заботу.
Днём её выпускали в поле, чтобы ей стало лучше на воле, но она там просто стояла, ходила мало. Однажды она пошла по шпалам, отец увидел это и увёл её с линии. Вася стал бояться, что корову может задавить поезд. В школе он всё время думал о ней, а домой из школы бежал бегом.
Однажды, возвращаясь из школы, мальчик увидел, что около их дома стоит товарный поезд. Отец и машинист, которому Вася недавно помогал, а также его помощник и кочегар вытаскивали из-под паровоза убитую корову. Мальчик сел на землю и замер от горя.
Машинист говорил Васиному отцу, что он минут десять корове давал свистки, что поезд пришлось сажать на экстренное торможение, но он всё же наехал на корову.
Отец сказал, что придётся продать мясо, потому что надо собирать деньги на новую корову. Машинист пообещал дать немного денег, когда получит премию. Васин отец сказал, что сам соберёт деньги. Машинист настаивал, что добавит ему денег, а то у него очень тяжело на сердце будет, если он ничем за корову не отплатит.
Отец продал всю тушу коровы в сельский районный кооператив, её повезли на подводе, и отец с Васей поехали на ней. Отцу в районе нужно было получить деньги за мясо, а Вася хотел купить себе книги. Они переночевали в районе, сделали покупки и после обеда пошли домой. Когда стемнело, они дошли до колхоза, где была школа. Вася остался ночевать у школьного сторожа, а отец пошёл домой.
Утром ученикам задали задание написать сочинение из своей жизни. Вася написал сочинение о корове, о том, что она не только молоко давала ему, матери и отцу и своему телёнку, но и возила кладь и пахала. Он написал, что после того, как телёнка продали на мясо, корова стала мучиться. Когда она погибла под поездом, её тоже съели, так как она говядина. Корова была доброй, она отдала людям всё: «молоко, сына, мясо, внутренности и кости». И в конце Вася написал, что корову никогда не забудет.
Когда мальчик пришёл домой, отец только что вернулся с обхода линии. Отец показал матери 100 рублей, которые ему бросил в табачном кисете с паровоза машинист.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе А. П. Платонова «Корова» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) рассказа «Корова»: нужно с детства стараться быть любознательным, трудолюбивым. Нужно любить не только людей, но и животных, помогать им, помнить, что у животных тоже есть чувства.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.