Краткое содержание и пересказ по частям и главам поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Здесь даны основные сведения о поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», представлено её краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ, который можно читать по частям и главам. Также дано краткое описание главных героев и других персонажей, указаны темы и идея этой поэмы.

Описание произведения и книги для читательского дневника

  • Автор: Николай Алексеевич Некрасов.
  • Название произведения: «Кому на Руси жить хорошо».
  • Жанр: поэма.
  • Годы написания: 1863 – 1877.
  • Название книги: «Стихотворения. — Кому на Руси жить хорошо».
  • Место издания: Москва.
  • Издательство: «Детская литература».
  • Год издания: 1979.
  • Страниц: 287.

Краткие сведения о произведении

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов писал в 1863 – 1877 годах, она осталась незаконченной. В поэме описывается странствие семи мужиков по Руси с целью найти счастливого человека.

Главные герои произведения

  • Роман, Демьян, Лука, братья Губины — Иван и Митродор, Пахом, Пров — семь крестьян, отправившихся на поиски счастливого человека.

Другие персонажи

  • Поп — сельский священник, рассказавший семерым мужикам-странникам об изменениях в своей жизни после крестьянской реформы.
  • Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — помещик, жалеющий об утрате своей власти над крестьянами.
  • Вавила старый крестьянин, на ярмарке пропивший все деньги.
  • Павел Веретенников — собиратель русского фольклора.
  • Ненила Власьевна — старая крестьянка, у которой сына отдал в солдаты бурмистр Ермил Гирин.
  • Князь Утятин — помещик-самодур, которого крестьяне называли последышем, так как он являлся последним крепостником из своего древнего рода.
  • Влас — бывший крепостной князя Утятина, староста, умный пожилой человек.
  • Агап Петров — крестьянин, обозвавший своего бывшего помещика шутом гороховым и последышем.
  • Ермил Гирин — ранее он был бурмистром, сейчас мельник, честный, уважаемый всею округой.
  • Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, которая слывёт в округе «счастливицей».
  • Савелий Корчагин — столетний дед мужа Матрёны Тимофеевны, ранее отбывший каторгу и сейчас живущий в семье сына.
  • Елена Александровна — жена губернатора, помогла Матрёне вернуть её мужа, которого забрали в солдаты.
  • Силантий — староста в селе, в котором живёт Матрёна Корчагина.
  • Трифон — сельский дьячок, живущий очень бедно.
  • Савва — старший сын Трифона, семинарист.
  • Гриша Добросклонов — молодой семинарист, сын дьячка, мечтающий о счастливой жизни народа.


Темы

В произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» раскрыты темы:

  • счастье;
  • жизнь крестьян, помещиков и священнослужителей после отмены крепостного права;
  • привычка к рабству и стремление к свободе;
  • тяжёлая жизнь крестьянок.

Идея

Основная мысль (идея) поэмы «Кому на Руси жить хорошо» состоит в том, что счастливы те люди, которые поставили целью своей жизни помочь народу достичь светлого будущего.

Очень краткое содержание для читательского дневника (5 предложений)

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» рассказывается о странствии семи мужиков, решивших узнать, кому живётся на Руси счастливо.

Расспросив встретившегося попа, они поняли, что его нельзя назвать счастливцем. Помещик Оболт-Оболдуев пожаловался им на ухудшение своей жизни после отмены крепостного права. Крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина, которую люди называют счастливицей, на самом деле пережила много бед и несчастий.

Автор показал, что счастлив семинарист Гриша Добросклонов, который слышит «в груди своей силы необъятные» и хочет помочь народу добиться лучшей жизни.

Краткое содержание (10 предложений)

Семь мужиков решили найти на Руси счастливого человека и отправились в странствие.

Расспросив встретившегося им попа, они поняли, что счастья у него нет.

Расспрашивали они на ярмарке о счастливых людях. Рассказали им о хорошем человеке Ермиле Гирине, но оказалось, что и у него нет счастья — сидит сейчас он в остроге.

Встретившийся мужикам помещик Оболт-Оболдуев поведал им о том, что помещики после отмены крепостного права стали беднее, что крестьяне перестали к ним относиться с почтением.

Узнали странники от людей, что в селе Клин живёт Матрёна Тимофеевна Корчагина, «доброумнее» которой нет крестьянки, и отправились туда, чтобы узнать, счастлива ли она. Матрёна Тимофеевна рассказала им о своей нелёгкой жизни, в которой много труда, заботы, бед и несчастий.

На пиру в селе Вахлачина странники увидели семинариста Гришу Добросклонова. Этот юноша милосерден, сострадает народу. Цель его жизни — счастье народное.

Краткий пересказ по частям и главам (более подробный, чем краткое содержание)

Часть первая

Пролог

В Подтянутой губернии, в уезде Терпигореве на столбовой дороге встретились семь мужиков из деревень, которым автор дал «говорящие» названия: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров заспорили: «Кому живется весело, // Вольготно на Руси?»

Роман считает счастливцем помещика, у других крестьян иное мнение, они называют счастливцами чиновника, попа, купца, вельможу — министра государева, царя. Спорящие крестьяне уже забыли, зачем вышли из дому и шли по дороге неизвестно куда. Когда наступила ночь, они присели они около дороги и продолжили спор, а вскоре начали и драться.

Драка переполошила лесных обитателей. У птички пеночки птенчик с испугу выпал из гнёздышка. После драки Пахом поймал птенца и сказал, что, если бы были у мужиков крылья, облетели бы они всю Русь, чтобы узнать, кому живётся счастливо на Руси. «Не надо бы и крылышек», – говорят другие мужики, им бы только хлебушка, водочки, огурчиков, кваску да чайку. Тогда бы они обошли всю «Русь-матушку».

Подлетела к ним пеночка, и попросила отпустить птенчика. За него пообещала она большой выкуп: всё, что пожелали мужики. Крестьяне согласились, и пеночка рассказала им, где найти коробочку, в которой скатерть-самобранка.

Потом она сказала, что одежду и обувь мужиков «чинить, стирать, просушивать» будет самобранная скатерть. Отпустил Пахом птенчика, крестьяне пошли в лес и там нашли скатерть-самобранку. Пошёл тут у них пир горой. Решили мужики домой не возвращаться, пока не узнают, «кому живется счастливо, вольготно на Руси».

Глава 1. Поп

По дороге попадались семерым мужикам-странникам «люди малые» – нищие, мастеровые, крестьяне, мастеровые, солдаты. У них странники ничего не спрашивали: «Какое счастье тут?» Ближе к вечеру повстречали они попа. Мужики низко ему поклонились. Лука поведал попу, что ищут они счастливого человека, и спросил его, счастливо ли он живёт.

Священник считает, что счастье заключается в покое, богатстве и чести. Покоя у него нет: приходится в любое время и в любую погоду ездить к тем, кто зовёт его совершить церковный обряд. Тяжело ему слушать стоны умирающих, плач сирот и вдов.

Почёта у попов нет, народ слагает небылицы не только о них, но и об их жёнах и детях. Богатства тоже нет у сельских священнослужителей, так как помещики, щедро одарявшие их, после отмены крепостного права разъехались из поместий. Приходится попам довольствуется медными пятаками, которые дают крестьяне за совершение обрядов.

Закончил речь священник и поехал дальше.

Глава 2. Сельская ярмонка

Странники продолжили свой путь и заметили, что в деревнях почти нет народа. Наконец они встретили мужика и спросили у него, где весь народ. «Ушли в село Кузьминское, // Сегодня там и ярмонка // И праздник храмовой», — ответил детина. Странники решили пойти на ярмарку – вдруг встретится им там счастливец.

В торговом селе Кузьминском была богатая ярмарка. «Одиннадцать кабатчиков // Для праздника поставили // Палатки на селе», поэтому кругом много пьяных.

В торговой лавке увидели странники старого Вавилу, горюющего, что пропил деньги, не на что купить ботиночки, обещанные внучке. Услышал это собиратель фольклора Павлуша Веретенников и купил Вавиле ботиночки для внучки.

Была на ярмарке и лавка с книгами и картинами, в ней офени (коробейники), запасались товаром, чтобы торговать им по деревням. Спросом у них пользуются низкопробные книги да портреты генералов «потолще, погрознй». Но автор с надеждой ждёт то время, когда мужик не развлекательные книжки, а «Белинского и Гоголя с базара понесёт».

К вечеру почти весь народ на ярмарке напился, а странники покинули село.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночью шли странники по «стоголосой» дороге и слышали народную молву. Говорили люди, возвращавшиеся с ярмарки, о чиновниках, о взятках. Много было пьяных. Странники увидели у дорожного столбика Павла Веретенникова, он беседовал с крестьянами, записывал их пословицы и песни. Веретенников сокрушается, что крестьяне много пьют. Пьяненький мужик Яким Нагой заявил, что пьют крестьяне из-за тяжёлой жизни, и не надо их за это осуждать.

Наслушавшись песен и разных историй, странники сели за скатерть-самобранку, подкрепились, а затем пошли в толпу искать счастливого. Роман остался караулить ведро водки.

Глава 4. Счастливые

Странники ходили в толпе и спрашивали, есть ли здесь счастливый. Говорили они, что, если такой явится к ним и расскажет о своем счастье, то они угостят его водкой.

Первым явился к ним дьячок и сказал, что счастье «в благодушестве» и в «косушечке», которую обещают налить мужики. Дьячка прогнали, но к странникам выстроилась очередь тех, кто хотел объявить себя счастливым, чтобы угоститься водкой. Некоторым из этих «счастливых» странники подносили водку, но потом поняли, что никто из них не является счастливцем.

Подсел к странникам один крестьянин и сказал, что, если Ермил Гирин «счастливцем не объявится», то и искать счастливого нечего. Рассказал этот крестьянин о том, как Гирину удалось выкупить мельницу. Он победил на торгах за неё, но нужно было внести задаток, а денег он с собой не взял. Гирин попросил отсрочку в полчаса, пришёл на торговую площадь и попросил у народа деньги в долг.

«Крестьянство раскошелилось, // Несут Ермилу денежки…» Выкупил Ермила мельницу, а через неделю на площади отдал деньги крестьянам. Странники спросили, каким колдовством этот мужик получил такое доверие людей. Оказалось, что его стали уважать, когда он ещё был юношей и служил в конторе писарем. Помогал он крестьянам советом, наводил для них справки — и всё бесплатно. Когда нужно было выбирать бурмистра, все крестьяне выбрали Гирина.

Семь лет он справедливо руководил крестьянами. Только один раз Гирин совершил неправое дело: отдал в рекруты вместо своего младшего брата Митрия сына Ненилы Власьевны. После этого поступка Гирина так замучила совесть, что он хотел повеситься. Он повинился перед Власьевной. Вскоре ей вернули сына, а Митрия сдали в рекруты. Ермила долго переживал, уволился от должности бурмистра, арендовал мельницу и стал «пуще прежнего всему народу люб», так как «брал за помол по совести».

Но тут в разговор вмешался седоволосый поп и сообщил, что Гирин сидит в остроге. Он сказал, что, когда в деревне Столбняки был бунт, начальство позвало Гирина, надеясь, что народ его послушает. Священник попрощался, пообещав закончить рассказ при следующей встрече.

Глава 5. Помещик

Далее встретили странники помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева, который ехал на тройке. Рассказал он им о своей жизни. Грустит помещик о прежних временах, когда всё вокруг принадлежало ему, а его крепостные были в полном его подчинении: «Закон – мое желание! // Кулак – моя полиция!»

Однако он считает, что крепостные любили его, что он им был как отец родной. Но после отмены крепостного права крестьяне ему уже не кланяются. Сам он не привык трудиться и ничего не понимает в хозяйстве.

Зарыдал помещик, странники тоже чуть не заплакали, подумав: «Порвалась цепь великая, // Порвалась – расскочилася: // Одним концом по барину, // Другим по мужику!..»

Последыш (Из второй части)

На следующий день странники вышли на берег Волги и увидели большой луг. Едва они разговорились с крестьянами, как послышалась музыка. Из причаливших к берегу лодочек вышла прислуга и вся дворянская семья: два усатых барина с женами и детьми и старичок-барин. Старый помещик обошёл всё сенокосное поле, крестьяне ему низко кланялись. Он велел разметать стог, сказав, что сено сыровато, хотя оно было сухое. Крестьяне без возражений выполнили вздорный приказ. Удивились странники: «Что за чудной старик?»

Староста Влас объяснил им, что этот старик – князь Утятин. Когда он узнал об отмене крепостного права, его хватил удар. Сыновьям он объявил, что они трусы, не смогли отстоять помещичьи права. Сыновья испугались, что он лишит их наследства, и уговорили крестьян притвориться, что они по-прежнему крепостные. Пообещали господа, что после смерти отца подарят крестьянам пойменные луга. Князю сообщили, что власти велели вернуть помещикам крепостных. Старик так возликовал, что встал на ноги.

Крестьяне между собой называли князя последышем, так как он был последний крепостник в своём роду. Крестьянин Агап Петров не мог смириться с тем, что и на воле им помыкает помещик. Он высказал барину, что «крестьянских душ владение покончено», обозвал его последышем, и тот «полумёртвый пал». Очнувшись, князь велел высечь Агапа, и его сыновья испугались, что их обман раскроется, уговорили Клима, который изображал из себя бурмистра перед Утятиным, помочь им. Клим напоил Агапа, повёл его на конюшню, где дал ему ещё вина: «Пей, да кричи: помилуйте!» Последыш на крылечке слушал крики Агапа, думая, что он вопит под розгами. В ту же ночь Агап разболелся, а к утру умер: тяжело было ему склониться, да ещё Клим сгубил его вином.

Странники и некоторые крестьяне смотрели, как на природе пировала семья Утятина. Князь разглагольствовал о пользе крепостного права. Затем под песню жены одного из своих сыновей он уснул, его уложили в лодку, а «из лодки вынесли его уж бездыханного». Крестьяне деревни Вахлаки вздохнули с облегчением, однако луга наследники им не отдали, и суд о них длится до сих пор.

Крестьянка (Из третьей части)

Решили странники опрашивать баб, есть ли среди них счастливые. Им сказали, что в селе Клин живёт счастливица Матрена Тимофеевна Корчагина, прозванная губернаторшей. Отправились они туда, и Матрёна Тимофеевна рассказала им о своей судьбе.

Счастлива она была только до замужества. Муж её, Филипп Корчагин, вскоре после свадьбы отправился на заработки, а Матрёна осталась в большой семье свёкра. Стала она работать на свёкра, на строгую свекровь и на золовку.

Во всей семье жалел Матрёну лишь столетний дед Филиппа Савелий. Ранее он отбыл каторгу за убийство немца-управляющего, очень притеснявшего мужиков. Дед рассказывал Матрене о своей жизни, о богатырстве русского народа.

Не было у молодой женщины радости в жизни, пока не родился у неё первенец Дёмушка. Свекровь запретила Матрене брать в поле Дёмушку, говорила, что с ним она мало будет работать. Когда Матрёна убирала в поле урожай ржи, с ребенком оставался дед Савелий. Однажды он заснул, пригревшись на солнышке, и Дёмушку загрызли свиньи.  Ушёл Савелий на покаяние в монастырь. Однажды встретила Матрёна на могиле Дёмушки Савелия, сказала, что простила его, и забрала домой.

Сейчас у Матрены 5 сыновей. Однажды одного из них, восьмилетнего подпаска Федотушку, староста Силантий хотел высечь за унесенную голодной волчицей овцу, но мать приняла на себя это наказание. А когда она была беременна Лиодорушкой, пришлось ей идти в город, просить губернатора вернуть мужа, которого несправедливо забрали в солдаты. На лестнице губернаторского дома Матрена и родила сына. Жена губернатора, Елена Александровна, стала крёстной младенцу и помогла Матрёне вернуть мужа. С той поры эту крестьянку «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Но жизнь её счастливой назвать нельзя, так как пришлось ей перенести много бед и тяжело трудиться.

Пир на весь мир

В селе Вахлачина мужики устроили пир. Присутствуют на нём и семь странников. Поют мужики протяжные, печальные песни, слушают разные истории: «Про холопа примерного – Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех». Все эти истории очень печальные, и крестьяне затянули унылую песню, которая называется «Голодная».

Сын дьякона Трифона семинарист Гриша Добросклонов подбадривает односельчан, напоминая, что сгинула крепостная неволя. Он и его брат Савва уверены, что настанет на Руси время для добрых песен. Гриша уже лет с пятнадцати твердо решил посвятить свою жизнь счастью народа. В финале поэмы ранним утром Григорий ушёл к реке и сложилась у него песня «Русь», которая начинается словами: «Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, //Ты и бессильная, //Матушка Русь!»

Жаль, что песню Гриши не слышали странники и не знали, что творилось в его душе, ведь тогда бы они поняли, что Григорий Добросклонов — счастливый человек, и могли бы вернуться в свои деревни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.