Здесь даны основные сведения о произведении Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ, который можно читать по главам. Также дано краткое описание главных героев и других персонажей, указаны темы и идея этого произведения.
Содержание
Описание произведения и книги для читательского дневника
Краткие сведения о произведении
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» писателя и священника Ермолая-Еразма — выдающийся памятник литературы Древней Руси.
Она написана в середине XVI века, в основу её положены муромские предания о Петре и Февронии, княживших в Муроме. Сюжет этого произведения основан на легенде о мудрой молодой простолюдинке, которая стала княгиней.
В кратком пересказе повести используется перевод древнерусского текста. сделанный Л. А. Дмитриевым.
Главные герои произведения
Другие персонажи
Темы
В произведении Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» раскрыты темы:
Идея
Основная мысль (идея) произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских» состоит в том, что настоящая любовь помогает людям преодолевать жизненные испытания, выпавшие на их долю.
Очень краткое содержание для читательского дневника (5 предложений)
Князь Пётр убил мечом крылатого змея-оборотня и заболел (покрылся язвами от брызг змеиной крови). Его взялась лечить мудрая девушка Феврония, взяв с него обещание, что он на ней женится. Выздоровевший князь не выполнил обещания, так как не захотел жениться на простолюдинке. Вскоре он вновь покрылся язвами, снова приехал к девушке-целительнице, она его вылечила, и князь женился на ней. Княжили Пётр и Феврония в Муроме благочестиво, в конце жизни приняли монашество и умерли в один день.
Краткое содержание (15 предложений)
К жене князя Павла, правившего Муромом, стал прилетать злой змей, чтобы склонить её к супружеской измене. Княгиня рассказала об этом мужу и по его указанию выведала у змея, что смерть змей примет «от Петрова плеча и от Агрикова меча».
Брат Павла Пётр, добыв этот меч, убил змея. Брызги крови убитого змея оставили на теле Петра язвы и струпья. Целители не могли вылечить князя.
Привезли слуги его в Рязанскую землю, где было множество врачей. Там девушка Феврония пообещала вылечить Петра, если он женится на ней. Князь согласился взять её в жёны.
Девушка дала ему хлебную закваску и велела, чтобы он в бане смазал ею язвы и струпья кроме одного струпа. Князь вылечился, однако не женился на Февронии, так как она была простолюдинка.
Вскоре у князя снова появились язвы и струпья на коже, и он, вернувшись к Февронии, твёрдо пообещал жениться на ней, и она вылечила его.
Когда Феврония стала княгиней, бояре потребовали, чтобы она ушла из Мурома, так как не хотели, чтобы ими правила женщина простого происхождения. Феврония и Пётр уплыли из Мурома на судах по Оке.
В Муроме бояре перессорились — каждый хотел стать самодержцем, поэтому позвали они Петра и Февронию обратно. Князь и княгиня правили Муромом справедливо, в конце жизни они приняли монашество и умерли в один день.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава I
В давние времена русским городом Муромом правил князь Павел. Дьявол решил поглумиться над благоверным князем и стал отправлять крылатого змея к жене князя «на блуд». Змей представал перед княгиней «таким, каким был на самом деле» а другим людям казался он князем Павлом. Княгиня рассказала о змее своему мужу.
Павел не знал, как погубить змея, и велел княгине спросить у змея, «от чего ему смерть должна приключиться». Удалось княгине узнать от змея, что ему смерть «суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча».
Был у князя Павла родной брат, звали его Пётр. Узнав от князя, «что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем», он решил убить змея. «Только одно смущало его – не ведал он ничего об Агриковом мече».
Однажды Пётр пришёл помолиться в «церковь Воздвижения честного и животворящего креста». Там он встретил отрока, который предложил ему показать Агриков меч. Пётр увидел между плитами алтарной стены меч и взял его. С той поры стал Пётр искать подходящего случая, чтобы уничтожить змея.
Вскоре Пётр, убедившись, что в покоях княгини сидит змей в облике князя Павла, ударил его Агриковым мечом. Змей обратился в «своё естественное обличье», и умер, обрызгав Петра своей кровью. От змеиной крови на теле Петра появились струпья и язвы, и от этой тяжкой болезни не смог вылечить его ни один врач из его владений.
Глава II
Узнал Пётр, что «в Рязанской земле много врачей», и приказал везти его в Рязанскую землю. Там он велел своим приближённым найти врачей. Один из них пришёл в село Ласково и зайдя в один из домов, увидел девушку, ткавшую холст. Это была Феврония, дочь бортника (древолаза, который добывает в лесу мёд диких пчёл).
Слуга рассказал девушке о болезни князя и от чего она приключилась и попросил назвать имя хорошего врача. Феврония предложила привести к ней князя, пообещав, что «если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров».
Пётр намерен был дать девушке «богатую награду», если она вылечит его. Но Феврония отказалась от неё и попросила у князя, чтобы он после выздоровления взял её в жены. «Петр с пренебрежением отнесся к словам её», но пообещал исполнить просьбу девушки. Феврония дала его слугам хлебную закваску и сказала, чтобы князь в бане помазал ею все язвы и струпья, кроме одного струпа.
Пётр захотел проверить, так ли мудра эта девушка, как о ней сказал слуга. Он передал с одним из слуг ей пучок льна и велел сделать из него «сорочку, и одежду, и платок», пока он в бане будет. Тогда сообразительная Феврония передала ему обрубок полена и сказала, чтобы князь смастерил из него ткацкий станок, чтобы она соткала на нём полотно. Пётр заявил, что это сделать невозможно. Тогда девушка ответила, что и она не может сшить одежду для мужчины из пучка льна. Пётр подивился её ответу. Помазал он хлебной закваской своё тело в бане, кроме одного струпа.
Утром князь увидел, что его тело лишилось язв и струпьев, только один струп остался. Однако не выполнил он своего обещания жениться на Февронии из-за её низкого происхождения. Послал князь ей дары, но девушка их не приняла.
Поехал князь в Муром, и его тело снова покрылось язвами и струпьями. Вернулся он к девушке-целительнице, и после того, как она исцелила его, взял её в жёны.
Глава III
Вскоре скончался князь Павел, и Пётр стал в Муроме самодержцем.
По наущению жён невзлюбили бояре Февронию, «потому что стала она княгиней не по происхождению своему». Они наговаривали на неё князю, но он верил в святость жены, заметив, что хлебные крошки в её руке превратились в благоухающий ладан.
Однажды бояре заявили князю, что не желают, чтобы Феврония была княгиней. Они сказали, что, если он хочет оставаться самодержцем, пусть возьмет в жёны ту, которая достойна быть княгиней по происхождению, а Феврония, «взяв богатства, сколько пожелает», пусть уйдёт из Мурома.
Это же бояре сообщили и княгине. Феврония согласилась покинуть город, отказавшись от богатства, но взяв с собой свою единственную ценность — любимого мужа. Пётр, живший по заповедям Божиим, тоже не желал разлучаться с супругой и отрекся от княжества.
Пётр и Феврония уплыли на судах по Оке. На первой стоянке супругов догнали муромские вельможи и стали уговаривать Петра вернуться на княжение в Муром. Оказалось, что в городе множество бояр перебили друг друга, так как каждый из них желал стать самодержцем.
Возвратившись в Муром, Пётр и Феврония снова стали править, «соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно». Они «странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Глава IV
В старости почувствовали князь и княгиня приближение смерти и «умолили они бога, чтобы в одно время умереть им». Завещали они положить после смерти их в одну гробницу в гробах, которые высечены из одного камня и имеют меж собой тонкую перегородку. Приняли супруги «монашество и облачились в иноческие одежды». В иноческом чину Пётр был назван Давидом, а Феврония была названа Ефросинией.
Однажды Феврония делала вышивку «для соборного храма пречистой Богородицы»: лики святых на воздухе (то есть лики святых вышивала золотыми и серебряными нитями на шёлке). В это время Пётр прислал к ней человека с сообщением, что пришло время его кончины. Помолившись, монах и монахиня отдали «святые свои души в руки божии в двадцать пятый день месяца июня».
После их кончины положили в гроб Петра и оставили до утра в городской соборной церкви Богородицы, а гроб с Февронией – в загородной церкви Воздвижения. Утром увидели люди, что тела супругов лежат «в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни».
Люди вновь положили тела святых в отдельные гробы, однако утром святые снова были в общем гробе. После этого тела их не посмели трогать. Погребли святых, как повелели они при жизни, около церкви Рождества святой Богородицы. С той поры верующие люди, припадающие к раке с их мощами, обретают исцеление.