Здесь даны основные сведения о повести Николая Семёновича Лескова «Левша», представлено её краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ, который можно читать по главам. Также дано краткое описание главного героя и других персонажей, указаны темы и идея этой повести.
Содержание
Описание произведения и книги для читательского дневника
Краткие сведения о произведении
Повесть «Левша» Николай Семёнович Лесков написал в 1881 году. Опубликована она была в том же году. Написана повесть в форме сказа. В её сюжете смешаны реальные и выдуманные события.
Главный герой произведения
Другие персонажи
Темы
В произведении Н. С. Лескова «Левша» раскрыты темы:
Идея
Основная мысль (идея) повести «Левша» состоит в том, что Россия богата творческими людьми, мастерами-умельцами, которые любят свою работу и верны Родине. Но иногда они оказываются незащищёнными от несчастий. Часто их одарённость в мастерстве растрачивается по пустякам и приносит им не благополучие, а несчастья.
Очень краткое содержание для читательского дневника (5 предложений)
У императора Николая Павловича была стальная блоха, умеющая танцевать, которая досталась ему после смерти его брата, Александра Павловича. Узнал император, что сделали её в Англии, и велел тульским оружейникам придумать что-нибудь удивительнее этой блохи. Передал повеление царское тульским мастерам донской казак Платов, и они подковали эту блоху. Государь был очень доволен и послал одного из мастеров, левшу, в Англию для того, чтобы показать подкованную блоху английским мастерам. Англичане предложили левше остаться в их стране, но он отказался, а когда вернулся в Петербург, умер в больнице для простого народа.
Краткое содержание (10 предложений)
Во время пребывания в Англию император Александра Павловича ему показывали диковинки и подарили крошечную стальную блоху, умеющую танцевать. Когда императором стал Николай Павлович, донской казак Платов, сопровождавший Александра Павловича в поездке по Европе, объяснил новому государю, что блоха — изделие английских механиков, и отметил, что русские мастера знают своё дело не хуже.
Император поручил Платову ехать по делу на Дон, посетить заодно заводы Тулы и найти среди тульских умельцев тех, кто мог бы дать достойный ответ английским механикам.
В Туле Платов вызвал оружейников, которые славились мастерством, и попросил их придумать что-нибудь, что могло бы превзойти английскую блоху. На обратном пути он забрал с собой в Петербург одного из мастеровых с неоконченной работой.
В Петербурге рассмотрели работу туляков через микроскоп и увидели, что мастеровые подковали стальную блоху крошечными подковами.
Государь повелел отослать эту блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и послал туда же левшу. Англичане очень оценили работу левши и предложили ему остаться у них, но он отказался.
На обратном пути левша пил с помощником шкипера на спор — кто кого перепьёт. В Петербурге моряка привели в чувство в посольском доме, а левша умер в простонародной больнице.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава первая
Российский император Александр Павлович после венского совета посетил разные государства Европы. Везде ему демонстрировали разные диковинки, которыми он восхищался. Но донской казак Платов, который был с царём в поездке, не разделял его мнения. Платов считал, что в России есть диковины не хуже иностранных.
В конце путешествия император посетил Англию.
Глава вторая
Поехал государь с Платовым в оружейную кунсткамеру, чтобы посмотреть разные технические достижения англичан.
Он был в восторге от достижений иностранной науки, а Платов старался перед ним принизить английских мастеров, уверял, что русские мастера более умелые. Услышав это, англичане показали государю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастерства». Царь огорчился, что русские не могут создать такое оружие. А Платов у пистоли открыл замок и показал русскую надпись о мастере, который сделал это оружие: «Иван Москвин во граде Туле». Это англичан привело в замешательство. Решили они показать государю такое чудо техники, против которого Платов не смог бы возразить.
Глава третья
На другой день государь с Платовым посетил сахарный завод, а потом англичане привели их в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории». Там императору подарили очень маленькую механическую блоху, которую создали английские мастера. Когда её заводили ключиком, она прыгала и танцевала.
Государь так восхитился, что одарил англичан миллионом серебряными пятачками. Уложил Александр Павлович блоху в бриллиантовый футляр, опустил его в свою табакерку и отбыл в Россию.
Глава четвёртая
Когда император умер, блоху в табакерке передали императрице Елизавете Алексеевне, а она отдала её новому государю, Николаю Павловичу. Вскоре царь стал размышлять о том, для чего блоха столько лет хранилась у его брата Александра.
Причину этого узнали только, когда прибыл во дворец старый донской казак Платов. Он показал Николаю через «мелкоскоп», взятый когда-то у англичан, как скачет стальная блоха. Новый царь никогда не преклонялся перед иностранцами. Велел он Платову ехать на Дон, а по дороге заехать к тульским мастерам и передать им, чтобы постарались они сделать что-нибудь более удивительное, чем эта блоха.
Глава пятая
В Туле Платов показал оружейникам стальную блоху и передал им слова государя. Мастера взялись исполнить царское повеление, но Платова попросили оставить им блоху до той поры, пока он с Дона не поедет в Петербург.
Глава шестая
После отъезда Платова три самых искусных оружейника, скрылись из города. Один из них был «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Некоторые люди решили, что мастера не придумали ничего и скрылись, чтобы избежать наказания, унеся с собой царскую табакерку.
Глава седьмая
Оказалось, что оружейники пошли в Орловскую губернию, в город Мценск, чтобы поклониться иконе святого Николая, покровителя военного и торгового дела. Помолились они у иконы, вернулись в Тулу и заперлись в домике левши. Работали там мастера несколько дней, никуда не выходили. Любопытные люди пытались выманить их из домика, но безуспешно.
Глава восьмая
Возвратился с Дона Платов в Тулу. Сам он в коляске остался и послал за мастерами свистового (то есть вестового), а за ним другого. Всё новых свистовых шлёт Платов — чтобы быстрее ему привели оружейников.
Глава девятая
Именно в это время тульские мастера заканчивали свою работу. Свистовых они в дом не пустили. Тогда те сняли крышу с домика. После этого трое оружейников вышли из домика и пошли к Платову.
Глава десятая
Подали мастера Платову стальную блоху в табакерке. Он спросил их, где же их работа, и начал ругать их. Оружейники обиделись и сказали, что государь сможет её увидеть.
Разъярился Платов, бросил левшу в свою коляску и увёз его в Петербург. Приехав туда, он пошёл к государю, а своим казакам велел стеречь мастера у подъезда к дворцу.
Глава одиннадцатая
Платов старался разговорами о казаках отвлечь императора от вопроса о блохе. Однако тот ни о чём не забывал. Платов сказал, что тульские мастера не смогли сделать ничего удивительного, а стальную блоху вернули. Царь не хотел разувериться в своих туляках и велел принести блоху.
Глава двенадцатая
Показали императору блоху, завели ключиком её, и оказалось, что она не может танцевать по-прежнему. Платов разъярился, решил он, что мастера сломали механизм. Выбежал Платов к подъезду, схватил левшу за волосы и стал бить за то, что он с товарищами «редкостную вещь испортили». Левша ответил, что ничего они не испортили, а их работу можно увидеть только в «мелкоскоп».
Глава тринадцатая
Привели к государю левшу. Он сказал, чтобы под «мелкоскоп» подвели только ножки блохи, и увидел царь, что тульские мастера «аглицкую блоху на подковы подковали». Обрадовался царь, что русские мастера английских сумели превзойти.
Глава четырнадцатая
Решил государь отправить левшу в Англию для того, чтобы он английским мастерам показал свою тонкую работу. Одели мастера получше и отправили с особым курьером в Англию.
Глава пятнадцатая
В Англии курьер отдал мастерам блоху, а левшу в гостинице оставил. Английские мастера узнали, что русский мастер сумел подковать блоху и пришли к нему в гостиницу. Три дня они его угощали, а потом стали расспрашивать, где и чему он учился и знает ли арифметику. Мастер ответил, что учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики не знает совсем.
Главы шестнадцатая — семнадцатая
Англичане отправили русского курьера в Россию, а левшу стали по фабрикам и заводам водить, производство показывать. Уговаривали они, чтобы мастер остался у них. Но левша заторопился домой (он тосковал по родному дому, да и военный секрет хотел передать царю). Попросил он, чтобы его отправили в Россию. Посадили англичане оружейника на корабль, который шёл в Россию, дали ему деньги и подарили золотые часы на память.
На корабле полшкипер предложил левше заключить пари, что перепьёт его. От скуки тот согласился. Пили они до конца плавания, от этого оба заболели, а пари никто не выиграл.
Глава восемнадцатая
В Петербурге полшкипера привезли в посольский дом, где за ним стали ухаживать лекарь и аптекарь. А ослабевшего левшу доставили в квартальное отделение полиции. От слабости он не мог даже говорить. Там его обыскали и обобрали, и пристав велел отправить в какую-нибудь больницу на лечение.
У мастера не было с собой ни паспорта, ни другого документа, поэтому его не приняли ни в одной больнице. Утром стало ясно, что левше осталось недолго жить, и его отвезли умирать в больницу для простонародья.
Глава девятнадцатая
Полшкипер отыскал в больнице левшу и добился, чтобы к нему доктора прислали. Но когда приехал доктор Мартын-Сольский, тульский мастер уже умирал. Однако он смог сказать доктору, чтобы тот передал государю, что англичане ружья не чистят кирпичом (именно этот военный секрет привёз левша из Англии и хотел передать царю). И ещё добавил мастер, чтобы и русские не чистили, иначе ружья на войне «стрелять не годятся».
Доктор доложил о словах левши графу Чернышёву (военному министру), но тот его отругал, чтобы не лез в военные дела. Чистили ружья в России кирпичом до начала Крымской войны.
Глава двадцатая
В конце повести автор рассуждает о талантливых мастеровых, подобных левше. В нынешнее время «машины сравняли неравенство талантов и дарований», таких мастеров, как левша, уже нет, но память о таких умельцах живёт в памяти народной.