Краткое содержание и пересказ рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Здесь даны основные сведения о рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дано краткое описание главных героев и других персонажей, указаны темы и идея этого рассказа.

Описание произведения и книги для читательского дневника

  • Автор: Валентин Григорьевич Распутин.
  • Название произведения: «Уроки французского».
  • Жанр: рассказ.
  • Год написания: 1973.
  • Название книги: «Уроки французского».
  • Место издания: Москва.
  • Издательство: «Махаон».
  • Год издания: 2021.
  • Страниц: 96.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Уроки французского» Валентин Григорьевич Распутин написал в 1973 году. Впервые опубликован он был в том же году. В рассказе описывается самостоятельная жизнь в райцентре одиннадцатилетнего деревенского мальчика, приехавшего туда учиться в 5-м классе.

Главные герои

  • Главный герой11-летний мальчик, ученик 5-го класса, приехавший из деревни учиться в средней школе в районном центре. Он хорошо учится и стойко преодолевает трудности самостоятельной жизни.
  • Лидия Михайловна — классная руководительница класса, в котором учится главный герой. Она преподаёт французский язык, старается помочь главному герою изучать его, хочет подкормить недоедающего мальчика.

Другие персонажи

  • Мать мальчика — женщина, растившая одна троих детей и пославшая старшего сына в райцентр учиться в 5-м классе.
  • Дядя Ваня — шофёр колхозной грузовой машины.
  • Василий Андреевич — директор школы, очень строгий человек.
  • Вадик — главарь мальчишек, игравших в чику на деньги.
  • Птаха — подлый и жестокий подросток.
  • Тишкин — одноклассник главного героя, любивший ябедничать.

Темы

В произведении В. Г. Распутина «Уроки французского» раскрыты темы:

  • взаимоотношения учителя и ученика;
  • трудности послевоенного времени;
  • сила воли, упорство, решительность;
  • нравственный выбор;
  • доброта, неравнодушие, сопереживание, готовность помочь.

Идея

Основная мысль (идея) рассказа «Уроки французского» заключается в том, что настоящий педагог не боится нарушать нормы профессиональной этики, если нужно помочь ученику в очень трудной ситуации. Учительница, героиня рассказа, чтобы спасти ученика от голода, стала играть с ним на деньги, чтобы на выигрыш он покупал себе продукты.

Очень краткое содержание для читательского дневника (6 предложений)

Главный герой рассказа, 11-летний мальчик, переехал из деревни в райцентр, чтобы учиться в 5 классе. Учительница Лидия Михайловна стала с ним дополнительно заниматься французским языком у себя дома и пыталась угостить его, зная, что мальчик голодает и играет на деньги, чтобы купить себе молоко. Мальчик из гордости не принимал приглашение учительницы к столу и вернул ей посылку с макаронами, которую она ему послала якобы от матери.

Не зная, как ещё помочь школьнику, учительница стала играть с ним на деньги в замеряшки и нарочно поддаваться, чтобы выигрыш достался ему на продукты. Директор школы застал Лидию Михайловну за игрой на деньги с учеником, поэтому ей пришлось уволиться из школы.

Вернувшись к себе на родину, на Кубань, Лидия Михайловна послала мальчику посылку с макаронами и яблоками, которые он раньше видел только на картинках.

Краткий пересказ (12 предложений)

Заставило написать Валентина Григорьевича Распутина рассказ «Уроки французского» воспоминание об учительнице, преподавшей ему уроки доброты.

Действие рассказа происходит в трудное, голодное послевоенное время в районном центре, куда переехал 11-летний деревенский мальчик, чтобы учиться в 5-м классе. Живя на квартире маминой знакомой, он постоянно недоедал, так как продукты, которые привозил от его матери шофёр дядя Ваня, быстро заканчивались.

Из-за голода мальчик решился играть на деньги в «чику» с ребятами, каждый день выигрывал рубль и уходил, чтобы купить на него молоко. Вадик, самый старший в их компании, был недоволен, что мальчик быстро выходит из игры, и избил его. Учительница Лидия Михайловна, узнав от Тишкина, одноклассника главного героя, что тот играет на деньги, расспросила главного героя и узнала, что играет он, чтобы были деньги на молоко, и попросила не играть больше.

Некоторое время мальчик не играл, но голод заставил его вернуться к игре. Учительница, увидев, что его снова избили, стала с ним дополнительно заниматься французским языком у себя дома и пыталась его накормить, но он всегда отказывался. Тогда Лидия Михайловна послала ему посылку якобы от матери, но мальчик догадался, что это послала она — ведь в посылке были макароны и гематоген, которых в деревне никогда не бывает, и вернул ей посылку.

Учительница придумала, как помочь ученику, не задевая его гордость: она стала с ним играть на деньги в замеряшки и нарочно проигрывала. За этой игрой и застал их директор школы, и Лидия Михайловна была вынуждена уволиться из школы и уехать на Кубань, откуда была родом.

Зимой пришла мальчику от неё посылка с макаронами и тремя большими красными яблоками, которые он видел до этого только на картинках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.