Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», представлено её краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дано краткое описание героев, указаны тема и идея этой сказки.
Содержание
Описание произведения и книги для читательского дневника
Краткие сведения о произведении
В русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» описывается подвиг молодого крестьянина, избавившего народ от опустошительных нападений многоголовых змеев.
Главный герой сказки
Другие персонажи
Тема
В сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» раскрыты тема защиты Родины от врагов.
Идея
Основная мысль (идея) сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» состоит в том, что победить врагов родной земли можно храбростью и смекалкой, но защищать её нужно вместе с другими, так как в одиночку сделать это гораздо труднее.
Очень краткое содержание для читательского дневника (5 предложений)
Три сына крестьянина отправились сражаться с чудом-юдом, которое хотело напасть на их родную землю. У речки Смородины младший брат Иван победил шестиголового и девятиголового змеев, а с двенадцатиголовым змеем помог герою справиться его конь. Иван подслушал, как мать змеев и их жёны собираются погубить его и братьев. Смекалистый герой по дороге домой спас себя и братьев от гибели. Все три крестьянских сына вернулись домой и снова стали работать на поле.
Краткое содержание (10 предложений)
В одной крестьянской семье было 3 сына, младшего из них звали Иванушка. Когда на царство, где жили крестьяне, хотело напасть чудо-юдо, все 3 брата поехали защищать от него родную землю.
Остановились они в пустой избушке у реки Смородины и решили по очереди охранять калинов мост, чтобы чудо-юдо через него не перешло.
В первую ночь в дозор пошёл старший брат, во вторую — средний, а в третью — младший. Старший брат и средний брат в дозоре засыпали. Не знали они, что их младший брат в две ночи одолел двух змеев, шести- и девятиголового. В третью ночь он бился с двенадцатиголовым змеем. Когда Иванушка позвал братьев на помощь, они проснулись, выпустили Иванова коня, и конь помог победить змея.
Благодаря смекалке Ивана он с братьями избежал козней жён и матери побеждённых змеев. Вернулись братья домой, снова стали крестьянствовать, а все люди были рады, что больше на них не нападали чуда-юда.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
«В некотором царстве, в некотором государстве жили были старик и старуха, и было у них три сына». Младшего сына звали Иванушка. Все в этой крестьянской семье трудились, «пашню пахали да хлеб засевали».
Услышали крестьяне, что на царство-государство хочет напасть «чудо-юдо поганое». Старший и средний сыновья старика и старухи собрались идти биться с чудом-юдом. Они хотели, чтобы Иванушка остался дома, так как «он ещё очень молод, чтоб на бой идти». Но он решил тоже биться с чудом-юдом.
Снарядили отец с матерью сыновей в «путь-дорогу», дали «котомки с хлебом-солью». «Взяли братья мечи булатные», «сели на добрых коней и поехали».
Приехали они в сожжённую деревню, где одна избушка осталась. В ней на печи лежала старушка. Поздоровались с ней братья и сказали, что едут «на реку Смородину, на калинов мост», чтобы «с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить».
Старушка сказала, что этот злодей «всех здесь лютой смерти предал», а её оставил. «…Видно, я чуду-юду и на еду не гожусь», — добавила старушка.
Переночевали братья в её избушке, а утром снова в путь-дорогу отправились.
Приехали добры молодцы к реке Смородине, к калинову мосту и увидели на берегу человеческие кости.
Остановились они в пустой избушке. Иван предложил «по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить».
В первую ночь пошёл старший брат на дозор. Всё у реки Смородины было тихо. Лёг он под ракитов куст и заснул.
А Иван не мог заснуть. «Как пошло время за полночь», взял он меч и пошёл к реке. Увидел Иван спящего брата, но будить его не стал. Встал он под калинов мост переезд сторожить.
Вдруг выехало на калинов мост чудо-юдо шестиголовое. Стал Иван с ним биться и все шесть голов срубил, сложил их под калинов мост, туловище бросил в реку Смородину, а сам вернулся в избушку.
Старший брат пришёл утром и сказал, что мимо него и муха не пролетала. Иван ничего ему на это не сказал.
В другую ночь пошёл в дозор средний брат, походил по берегу, а потом уснул в кустах.
Снова Иван отправился за полночь на берег Смородины и спрятался под калинов мост.
Выехало на мост чудо-юдо девятиголовое. Стал биться с ним Иван, снёс шесть голов, а чудо-юдо ударил его и в сыру землю вогнал по колена. Иван бросил горсть земли ему в глаза. Пока чудо-юдо протирал их, Иван срубил ему остальные головы. Сложил он их под калинов мост, а туловище бросил в реку.
Вернулся средний брат утром в избушку и сказал, что ночь прошла спокойно. Привёл тогда Иван братьев под мост. Увидев чудо-юдовы головы, братья застыдились, что спали во время битв Ивана с чудищем.
На третью ночь в дозор пошёл Иван. Предупредил он братьев, чтобы, если услышат его посвист, выпустили его коня и сами поспешили на помощь.
Встал молодец под мост и ждёт. Выехало на мост чудо-юдо двенадцатиголовое. Срубил ему Иван три головы, а змей подхватил свои головы, огненным пальцем по ним черкнул, они и приросли к нему.
Чудо-юдо свистом оглушает молодца, искрами осыпает, в землю вгоняет по колено. Свистнул Иван и бросил в избушку правую рукавицу. Она стёкла выбила, а братья не проснулись.
Иван срубил змею шесть голов, а они тоже с помощью огненного пальца приросли.
Забил чудо-юдо Ивана в землю по пояс. Кинул молодец в избушку левую рукавицу, она пробила крышу, а братья не проснулись.
Иван срубил змею девять голов, а они тоже приросли. Чудо-юдо вогнал молодца по плечи в землю.
Иван бросил свою шапку в избушку. От удара избушка чуть не рухнула. Братья проснулись, выпустили Иванова коня из конюшни и сами побежали на помощь младшему брату.
Иванов конь стал змея бить копытами, а тот стал его искрами осыпать. А Иван из земли вылез и отсёк огненный палец чуду-юду, срубил все головы змеиные, а туловище бросил в реку.
Прибежали братья, привели Ивана к избушке, «умыли, накормили, напоили и спать уложили».
Рано утром подкрался Иван к чудо-юдовым палатам, стоявшим на другом берегу. Узнал он, как три чудо-юдовы жены и старая змеиха-мать замышляют отомстить ему.
Старшая жена сказала, что напустит жары и оборотится колодцем. Начнут братья пить да сразу и лопнут.
Вторая жена придумала обернуться яблоней. Съедят они по яблочку, их сразу и разорвёт на мелкие части.
Третья решила напустить на братьев дрёму, а самой обернуться мягким ковром. Братья захотят на нём полежать — их сразу спалит огнём.
А старая змеиха пообещала сама догнать и проглотить братьев, если её невесткам не удастся их погубить.
Поехали братья домой. Жарко им в пути стало, увидели они колодец. Братья Ивана хотели воды испить, а он стал колодец сечь мечом. Завыл колодец, жара исчезла, и пить расхотелось.
Затем увидели они яблоньку с румяными яблочками. Хотели их братья сорвать, а Иван стал яблоню мечом сечь. Яблоня завыла, закричала.
Едут братья дальше, утомились уже. Увидели они на поле мягкий ковёр с подушками и хотели на нём отдохнуть. Иван бросил свой кушак на ковёр, кушак мгновенно сгорел. «С вами то же было бы», — сказал братьям Иван и изрубил ковёр с подушками. Объяснил он, что колодец, яблоня, ковёр — всё это были чудо-юдовы жёны.
Едут они дальше. Вдруг догоняет их летящая старая змеиха, разинула огромную пасть, чтобы проглотить братьев.
Братья кинули ей в пасть по пуду соли из своих котомок. Подумала змеиха, что в рот ей попали добрые молодцы и стала жевать. А когда поняла, что это соль, пустилась снова в погоню.
Увидели братья кузницу, в которой 12 кузнецов работали. Пустили они крестьянских сыновей в кузницу и на 12 железных дверей да на 12 замков её закрыли.
Змеиха закричала кузнецам, чтобы они отдали ей Ивана и его братьев. Кузнецы пообещали отдать их, если она 12 железных дверей языком пролижет.
11 дверей змеиха пролизала. Перед 12-й присела она отдохнуть. Иван из кузницы выскочил, змеиху поднял и ударил её о землю. Рассыпалась змеиха, и ветер развеял её прах. С той поры в том краю люди стали жить без страха, потому что все змеи да чуда-юда там повывелись.
«А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.
И сейчас живут».