Здесь даны основные сведения о поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.
Содержание
Краткие сведения о произведении
Романтическая поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году, впервые опубликована она была в 1840 году.
С грузинского языка «мцыри» переводится как «послушник», «неслужащий монах». У этого слова есть и второе значение — «чужеземец».
Главный герой поэмы
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Пленный шестилетний мальчик-горец не вынес тяжёлого пути, и русский генерал оставил умирающего мальчика в монастыре. Там его вылечил монах. Мцыри сначала дичился, но потом стал понимать чужую речь, его окрестил священник. Но однажды юноша убежал из монастыря, так как с детства мечтал увидеть свою Родину. В лесу Мцыри заблудился. Там ему пришлось вступить в бой с барсом. Из этой битвы юноша вышел победителем.
Выйдя из леса, Мцыри понял, что вернулся в те места, где стоял монастырь. До рек Арагвы и Куры было далеко, а беглец очень ослабел, страдая от жажды. Он потерял сознание, скоро его нашли и принесли в монастырь.
Пришедшему к нему монаху умирающий юноша сказал, что печалит его только то, что будет похоронен не на Родине. Он попросил вынести его в сад, откуда был виден Кавказ, чтобы посмотреть хоть издали на родные горы.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
У места, где сливаются реки Арагва и Кура, раньше был монастырь. Сейчас там живёт только старый сторож. На кладбище при монастыре на одной из могильных плит написано о том, какой грузинский царь и когда вручил России свой народ. С тех пор, как Грузия была присоединена к России, русский царь взял её под свою защиту.
Глава 2
Однажды из гор в Тифлис ехал русский генерал и вёз с собой пленного мальчика лет 6-ти. Ребёнок не вынес трудного пути и заболел. Один монах, пожалев умирающего мальчика, оставил его в монастыре и вылечил.
Сначала мальчик дичился, бродил один и, вздыхая, смотрел на восток, где была его Родина, но потом привык к монастырской жизни. Его окрестили, и он уже хотел дать монашеский обет, но однажды осенью пропал. Его нашли в степи без чувств и принесли в обитель. Когда юноша очнулся, то на вопросы отвечать не стал. С каждым днём он всё больше слабел. Когда уже была близка его смерть, в келью пришёл чернец (монах), чтобы убедить больного исповедаться. Юноша выслушал его увещевания и начал рассказывать о своей судьбе.
Глава 3
Мцыри сказал, что исповедоваться в грехах он не будет, так как не делал людям зла. Он признался, что всегда мечтал оставить монастырь и уйти в мир, полный битв и тревог, где живут вольные люди.
Глава 4
Мцыри сожалел, что в детстве его спас от смерти монах, который сейчас слушает его исповедь. Мальчик рос одиноким, без родных и друзей. Он поклялся, что хоть на миг увидит Отчизну и родных, пусть и незнакомых, людей. Он сожалел, что ему не удалось это сделать и что умрёт «рабом и сиротой».
Главы 5–7
Юноше не хотелось умирать, потому что он ещё не жил по-настоящему.
Он рассказал, что убежав из монастыря, увидел поля, лесистые холмы, тёмные скалы, а вдали — Кавказские горы. Глядя на Кавказ, вспомнил он, что когда-то там жил, вспомнил родительский дом, отца, в кольчуге и с оружием, и своих сестёр.
Главы 8–14
Уйдя из обители, Мцыри на воле 3 дня жил полной жизнью. Он убежал ночью, во время грозы, и бежал очень долго. Когда утихла гроза, он прилёг в траву. Утром юноша осмотрелся и увидел, что лежит на краю бездны, а кругом цветёт множество растений.
В полдень Мцыри, ощутив жажду, начал спускаться к потоку, держась за кусты. Только он начал пить, как услышал лёгкий шум шагов и песню, которую пела молодая грузинка. Девушка, держа над головой кувшин, сошла к берегу, набрала в кувшин воды и ушла в одну из саклей, ютившихся у скалы. Юноша ощутил печаль и тоску. Усталый, он уснул в тени и видел во сне молодую грузинку.
Проснулся он ночью и, несмотря на голод, не стал подниматься к саклям, а продолжил путь, стремясь на Родину, но скоро сбился с пути.
Глава 15
Лес становился всё гуще. Мцыри стал залезать на деревья, но видел вокруг только густой лес. Тогда он зарыдал, но не стал кричать и звать людей, так как чувствовал себя для них чужим.
Главы 16–18
Вдруг на поляну, где лежал юноша, выскочил барс. Мцыри схватил сук и стал ждать. Зверь почуял его, завыл и приготовился прыгнуть, но юноша рассёк суком ему лоб. Барс застонал и упал, но вскочив, ринулся Мцыри на грудь. Тот воткнул сук зверю в горло, два раза повернул его, но барс не сдался и продолжал бороться. Наконец, зверь обессилел и погиб.
Глава 19–20
Мцыри, собравшись с силами, вновь побрёл по лесу, а когда вышел из него, увидел вдали аул. Этот край показался ему знакомым. Когда он услышал вдали звон колокола, то понял, что вернулся к монастырю.
Главы 21–23
Юноша в своей исповеди сравнил себя с цветком, который вырос в тени, был пересажен человеком в сад, и его обожгло солнце. Беглеца тоже палил зной, он страдал от жажды, а до рек Арагвы и Куры было далеко. В предсмертном бреду чудилось ему, что он на дне реки, и одна из рыбок уговаривает его уснуть тут навеки.
Главы 24–25
Затем обессиленного беглеца нашли и принесли в монастырь. Его печалило, что похоронен он будет в чужой земле. Мцыри признался монаху, что с юных лет в его груди жил пламень мечты о Родине, и что он бы променял вечность в раю на несколько минут между крутых скал, где он играл в детстве.
Глава 26
Мцыри попросил монаха, чтобы он велел перенести его в сад и положить на траву между двух акаций, откуда виден Кавказ. Юноша надеялся, что с гор прилетит ветерок, принесёт родной звук, и умирающий представит, что это брат или друг поёт ему о милой Родине. Свою исповедь Мцыри закончил словами:
«И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»
Заключение к краткому пересказу
В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) поэмы «Мцыри»: свободолюбивый человек никогда не привыкнет к ограничениям свободы. Жизнь его не радует, если в ней нет вольности, свободы духа, если человек насильно разлучён с Родиной.
Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.