«Моцарт и Сальери» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина


Здесь даны основные сведения о пьесе А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по сценам. Также дана краткая характеристика главных героев. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой пьесы.

Краткие сведения о произведении

Пьесу «Моцарт и Сальери» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1830 году. Первая её публикация была в 1831 году. Это вторая по авторскому счёту «маленькая трагедия». Она основана на одном из слухов, порождённых ранней смертью Вольфганга Амадея Моцарта. Это произведение способствовало тому, что в массовом сознании укоренилось мнение, что его отравил итальянский композитор Антонио Сальери, имя которого стало нарицательным в России.

Главные герои пьесы

  • Моцарт — гениальный композитор, безмятежный человек, не осознающий своего величия.
  • Сальери — композитор, добившийся успеха самоотверженным трудом, отказом от многих радостей жизни.

Другой персонаж

  • Старик — слепой скрипач, играющий в трактире.

Очень краткое содержание для читательского дневника


Композитор Сальери произносит монолог о том, что он изучил музыку как ремесло, «поверил алгеброй гармонию». Но многими своими произведениями он был недоволен и стал завидовать Моцарту, который был гениален от природы, а не вследствие упорного труда.

К Сальери пришёл Моцарт, попросил его высказать мнение о музыке, сочинённой им ночью, и сыграл своё сочинение. Сальери был потрясён божественной красотой этой музыки. Он пригласил приятеля обедать в трактире Золотого Льва и там отравил его, бросив яд в бокал вина. Отравитель был уверен, что сделал благое дело. По его мнению, гений Моцарта погубил бы творчество других композиторов, а наследника своего гениального дара он бы не оставил.

Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)

Сцена 1

Действие происходит в комнате.

Сальери произносит большой монолог. Композитор говорит о том, что с детства любит музыку. «Праздные забавы» и чуждые музыке науки его не прельщают. Он решил изучить музыку, как ремесло, и для этого умертвил звуки, разъял музыку и «поверил алгеброй гармонию».

После этого он стал творить, но часто был недоволен своими произведениями и жёг ноты. Раньше он никому не завидовал, а ныне стал завистником. Сальери досадует, что «бессмертный гений» дан не ему в награду за самоотверженный труд и усердие, а «гуляке праздному» Моцарту.

Входит Моцарт и говорит, что привёл скрипача, который в трактире играл арию из его оперы «Свадьба Фигаро». Композитору показалась эта игра забавной, и он предлагает Сальери её послушать.

Он приглашает войти старого слепого скрипача и просит сыграть что-нибудь из Моцарта. Тот стал играть арию из оперы «Дон-Жуан», и композитор захохотал. Но Сальери не была смешна интерпретация старика, и он прогоняет его. Моцарт даёт скрипачу за игру деньги, и тот уходит.

Моцарт говорит, что придёт к приятелю в другое время, так как тот сейчас не в духе. Сальери интересуется, что он принёс, и Моцарт отвечает, что ночью сочинил музыку и хочет услышать о ней мнение друга. Тот просит его сыграть, и композитор играет на фортепьяно своё сочинение. Потрясённый Сальери говорит: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Тот шутливо говорит, что «божество моё проголодалось». Сальери приглашает его обедать в трактир Золотого Льва. Моцарт соглашается и идёт предупредить жену, что обедать будет не дома.

Сальери убеждает себя, что он избран, чтобы «остановить» Моцарта, иначе творчество других композиторов, и его в том числе, погибнет. По его мнению, чем скорее гениальный композитор оставит этот мир, тем лучше для искусства, так как он не может передать свой дар никому. «Остановить» Моцарта Сальери хочет с помощью яда — последнего дара Изоры, своей возлюбленной, который он носит с собой 18 лет.

Сцена 2

В трактире Золотого Льва друзья обедают в особой комнате. Моцарт признаётся, что его тревожит Реквием, который ему заказал сочинить человек в чёрной одежде. С той поры он не появлялся, но композитору кажется, что он гонится за ним, как тень, и даже теперь сидит с ними за столом.

Сальери пытается развлечь Моцарта и вспоминает своего приятеля Бомарше, но Моцарта тревожит мрачное предчувствие, и он спрашивает о том, правда ли, что Бомарше отравил кого-то. Но тут же говорит:

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство —

Две вещи несовместные. Не правда ль?

В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьёт за их «искренний союз», затем играет свой Реквием. Сальери слушает и плачет.

Моцарт говорит, что нынче он нездоров, и уходит, решив заснуть.

Отравитель, оставшись один, говорит, что Моцарт заснёт надолго. Вспомнив слова о том, что гений и злодейство несовместны, Сальери стал сомневаться в своей гениальности.

Заключение к краткому пересказу

В пьесе А. С Пушкина «Моцарт и Сальери» раскрыты темы:

  • отношение к искусству как к творчеству и как к «ремесленничеству»;
  • зависть, гордыня;
  • злодейство.

Основная мысль (идея) пьесы «Моцарт и Сальери»: «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по сценам — для подготовки к уроку литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *