«Петербургские повести» — краткое содержание цикла повестей Н. В. Гоголя


Здесь даны основные сведения о цикле повестей Н. В. Гоголя «Петербургские повести», представлено его краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главных героев и указаны темы и идея этого цикла.

Описание произведения и книги для читательского дневника

  • Автор: Николай Васильевич Гоголь.
  • Название произведения: «Петербургские повести».
  • Жанр: повесть (цикл повестей).
  • Год написания: 1832–1834; 1841 («Шинель»).
  • Название книги: «Петербургские повести».
  • Место издания: Москва.
  • Издательство: «Советская Россия».
  • Год издания: 1984.
  • Число страниц: 197.

Краткие сведения о произведении

«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя — общее название нескольких повестей писателя, а также название сборника, который составлен из этих повестей. Место действия в них — Петербург 30–40-х годов 19 века. Все повести объединяет тема унижения «маленького человека». В сборник входят следующие повести:

  • «Невский проспект»;
  • «Нос»;
  • «Портрет»;
  • «Шинель»;
  • «Записки сумасшедшего».

В некоторых из этих повестей описаны поистине фантастические происшествия, случившиеся в Петербурге, где, казалось бы, жизнь течёт по навек установленному порядку.

Главные герои

Повесть «Невский проспект»

  • Пискарёв — молодой художник, романтик с чистой душой, застенчивый, робкий.
  • Пирогов — поручик, который в жизни ценит лишь удовольствия.

Повесть «Нос»

  • Ковалёв Платон Кузьмич — коллежский асессор, стремящийся только к успешной карьере и удовольствиям.

Повесть «Портрет»

  • Чартков — талантливый молодой художник, променявший свой талант на обеспеченную жизнь.
  • Художник, написавший портрет ростовщика — добрый, честный человек.

Повесть «Шинель»

  • Башмачкин Акакий Акакиевич — бедный чиновник, скромный, робкий, очень любящий свою работу по переписыванию бумаг.

Повесть «Записки сумасшедшего»

  • Поприщин Аксентий Иванович — мелкий чиновник. Он очень болезненно ощущает своё незначительное положение на службе и хочет быть поближе к вышестоящим особам.

Темы и идея произведения


Основная тема цикла повестей «Петербургские повести» — нелёгкая судьба «маленького человека» в большом городе. Также раскрыты следующие темы: чинопочитание, одиночество, соблазн деньгами.

Основная мысль (идея) цикла повестей «Петербургские повести»: в обществе, где люди делятся на богатых и бедных, на власть имущих и на беззащитных, трудно оставаться самодостаточной, независимой личностью.

Повесть «Невский проспект». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)

Художник Пискарёв и его приятель поручик Пирогов, прогуливаясь по Невскому проспекту, увидели двух хорошеньких девушек. Художник пошёл за брюнеткой, чтобы узнать, где живёт эта девушка, поразившая его красотой. А поручик стал догонять блондинку.

Прекрасная брюнетка дала знак Пирогову идти за ней и привела его в квартиру, где было несколько женщин. Художник понял, что это гнездо разврата и бросился вон.

Во сне он увидел, что незнакомка блистает в светском обществе. С той поры по-настоящему Пискарёв жил только во сне, где видел, будто эта красавица стала его женой.

Художник решил спасти незнакомку из гнезда разврата. Придя туда, он предложил девушке стать его женой и трудиться, чтобы иметь средства на жизнь. Но красавица презирала труд и не желала заниматься рукоделием и шитьём. Разочаровавшись в любимой, художник пришёл домой и перерезал себе горло.

Далее повествуется о любовном приключении поручика Пирогова. Преследуемая им блондинка была женой жестянщика Шиллера. Узнав от неё, что по воскресеньям её мужа дома не бывает, поручик в воскресный день пришёл к ней и предложил потанцевать. Хотя вернувшийся муж блондинки и двое его приятелей побили Пирогова, он провёл остаток дня очень приятно, посетив светский вечер, где с успехом танцевал мазурку.

Более подробно о повести «Невский проспект» можно прочитать здесь.

Повесть «Нос». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)

Однажды цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в хлебе, испечённом его женой, нос. Он признал в нём нос коллежского асессора Ковалёва, которого обычно брил по средам и воскресеньям. Цирюльник, опасаясь, что полицейские найдут нос Ковалёва у него, бросил эту опасную находку в реку.

Платон Кузьмич Ковалёв, проснувшись, не заметил исчезновение своего носа. Только взглянув в зеркало, он обнаружил на месте носа гладкое место.

Удручённый чиновник направился к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже. По дороге он заметил, что из кареты выскочил и вошёл в один дом господин в мундире и при шпаге. С ужасом Ковалёв узнал в нём собственный нос, который, судя по шляпе, был статским советником. Когда этот господин вышел из дома и уехал в карете, Ковалёв что есть духу помчался за каретой.

В Казанском соборе нос стал молиться. Ковалёв робко стал просить его вернуться на своё место. Нос заявил, что не понимает, что нужно от него, и, когда Ковалёв отвлёкся, господин воспользовался этим и ускользнул.

Не удалось Ковалёву получить помощь ни в редакции газеты (там отказались дать объявление о пропаже носа), ни у частного пристава (тот заявил, что нос не оторвут у честного человека).

Вернул Ковалёву нос полицейский, сообщив, что его поймали с фальшивым паспортом по дороге в Ригу. Ковалёв не смог прилепить нос на его место, у доктора тоже это не получилось, но однажды нос оказался там, где ему следует быть, и его хозяин снова стал доволен собою и зажил, как прежде.

Более подробно о повести «Нос» можно прочитать здесь.

Повесть «Портрет». Краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Бедный молодой художник Чартков в лавочке купил портрет старика. Глаза изображённого старика были словно живые. Художник во сне увидел, что старик вылез из рамы, вынул из мешка свёртки с надписью «100 червонцев», затем снова сложил их в мешок и вернулся на место.

Утром хозяин квартиры привёл к Чарткову квартального надзирателя, так как художник не платил за квартиру. Надзиратель предложил Чарткову дать хозяину вместо денег этот портрет, взял его, нечаянно надавил на раму, и оттуда выпал свёрток с надписью «100 червонцев». Чартков так быстро и ловко поднял его, что полицейский не заметил упавший свёрток.

Художник на эти деньги смог нанять богатую квартиру, скоро стал модным живописцем, но однажды, увидев прекрасную картину своего прежнего приятеля, понял, что свой талант растратил. Он стал рассматривать свои прежние картины, случайно наткнулся на купленный когда-то портрет и испугался страшных глаз старика. С того дня он стал, завидуя талантливым живописцам, покупать их картины и уничтожать эти прекрасные произведения. В конце концов, Чартков сошёл с ума и умер.

Далее повествуется о том, как появился портрет старика.

У одного художника старый ростовщик заказал свой портрет, тот начал его писать, а на следующий день узнал, что заказчик умер.

С той поры в душе художника поселилась тревога и зависть, а в его картине, которую заказала церковь, у всех изображённых людей были страшные глаза ростовщика. Художник решил сжечь портрет старика, но его товарищ попросил отдать портрет ему, и после этого художник стал спокойнее и добрее.

А приятель, ставший обладателем портрета, стал беспокойным, тревожным, но когда он отдал портрет другому человеку, к нему вернулось спокойствие. С той поры стал портрет переходить к    разным людям.

Художник, написавший его, постригся в монахи, стал отшельником и написал прекрасную картину для церкви. Своему сыну он завещал, чтобы хранил свою душу чистой, а если увидит где-нибудь портрет ростовщика, уничтожил его.

Сын увидел этот портрет на аукционе, рассказал историю его создания и заявил, что имеет на него права больше других покупателей. Но, пока все слушали историю о портрете, его кто-то украл.

Более подробно о повести «Портрет» можно прочитать здесь.

Повесть «Шинель». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)


Повествование ведётся от первого лица, в намеренно косноязычной сказовой манере, которая сочетается с патетическими монологами автора. Сюжет повести очень прост — это рассказ о жизни «маленького человека», бедного мелкого чиновника.

Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин служил в департаменте, получал очень маленькое жалование, но работу свою любил. Работа же заключалась в переписывании деловых бумаг.

Шинель чиновника была так стара, что портной не стал её чинить, а посоветовал купить новую. В жизни Башмачкина появляется мечта — новая шинель, и ради её осуществления он начинает экономить деньги. Когда, наконец, шинель была сшита, Акакий Акакиевич был совершенно счастлив.

В этот день сослуживцы пригласили его вместе с ними отпраздновать именины одного из них. Когда вечером Башмачкин возвращался домой, с него грабители сняли шинель.

Несчастный чиновник заявил частному приставу о грабеже, но это оказалось бесполезно. Тогда сослуживцы посоветовали ему обратиться к «значительному лицу», но оно накричало на Акакия Акакиевича так, что он ничего уже не помнил от страха. Был сильный мороз, и Башмачкин, идя от «значительного лица», простудился, ведь старая шинель уже не защищала от холода. Бедный чиновник, удручённый своим горем, выздороветь не смог и умер.

С той поры в Петербурге появились слухи о мертвеце, который по ночам снимает с людей шинели. Эти грабежи прекратились только после того, как мертвец сорвал генеральскую шинель с «одного значительного лица». «Дух» мёртвого Башмачкина успокоился, видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Более подробно о повести «Шинель» можно прочитать здесь.

Повесть «Записки сумасшедшего». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)

42-летний мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин ведёт дневник. Записи начинаются с 3 октября, после 8 декабря даты проставлены очень странные, например, «январь того же года, случившийся после февраля».

Из записей героя читатель узнаёт, чем он занимается на службе: работает с бумагами (пересматривает их и сверяет), а по средам сидит в кабинете директора департамента, чинит ему перья и выполняет различные мелкие директорские поручения.

Придя домой, Аксентий Иванович часто, лёжа на кровати, предаётся мечтам и различным рассуждениям. Иногда он переписывает себе сентиментальные стихи, любит читать в газетах о светских балах и смотреть водевили в театре.

Аксентий Иванович городится своим благородным происхождением, но удручён тем, что беден и что имеет низкий чин титулярного советника. Поприщин презирает лакеев и хочет быть поближе к высокопоставленным особам.

Однажды он решил захватить письма Меджи, собачки директорской дочери, написанные другой собачке, Фидель (об их переписке он узнал из их разговора на прогулке). Из этих писем чиновник хотел узнать о жизни дочки директора, в которую был влюблён.

Проникнув в квартиру, где жила собачка Фидель, он похитил связку маленьких бумаг. В письмах Меджи к Фидель Аксентий Иванович прочёл, что дочка директора Софи любит камер-юнкера Теплова и что ей смешон чиновник, который чинит перья для её отца. Взбешённый Поприщин изорвал в клочки эти письма.

Прочтя в газете, что в Испании упразднили престол, Аксентий Иванович понял, что он — испанский король. Он перестал ходить на службу, ожидал депутатов из Испании, а свои дневниковые записи стал датировать очень странно. Попав в сумасшедший дом, чиновник решил, что это Испания и удивлялся испанским обычаям, по которым короля обрили налысо, били палкой и лили ему на голову воду.

Более подробно о повести «Записки сумасшедшего» можно прочитать здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.