«Петька на даче» — краткое содержание рассказа Л. Н. Андреева

Здесь даны основные сведения о рассказе «Петька на даче», представлено его краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ Леонида Николаевича Андреева написан в 1899 году. В этом произведении показано, как безрадостно жилось детям бедняков. Ведь раньше не запрещался детский наёмный труд, который был однообразным и скучным.

Главный герой рассказа

  • Петька — 10-летний мальчик, отданный матерью на услужение парикмахеру. Неинтересная служба, грубые люди сделали его забитым, равнодушным. Но на даче он преображается — становится подвижным, весёлым, озорным. Для мальчика дача, природа стали символами счастья.

Другие персонажи

  • Надежда — мать Петьки, добрая, любящая сына. Служит кухаркой у господ.
  • Осип Абрамович — хозяин парикмахерской, где работает Петька.
  • Николка — 13-летний мальчик, служащий в парикмахерской. Он должен был скоро стать подмастерьем, поэтому «важничал и держался как большой»: ругался и курил.
  • Митя — гимназист, с которым Петька подружился на даче. Энергичный, неистощимый на выдумки мальчик.

Краткое содержание для читательского дневника

Петька, 10-летний мальчик, уже 3 года жил у парикмахера Осипа Абрамовича и прислуживал в парикмахерской ему и подмастерью. Те на него часто кричали, потому что он был вялый, сонный, нерасторопный, неловкий.

Николке, тоже служащему в парикмахерской, было 13 лет, и он вёл себя как взрослый: курил, ругался скверными словами. К Петьке Николка относился хорошо, объяснял ему, как делать стрижки. Николку хозяин скоро хотел сделать подмастерьем.

Когда не было посетителей, мальчики смотрели в окно. На скамейках бульвара сидели грязно одетые люди, а рядом расхаживал сторож и смотрел, чтобы никто не ложился на скамейку или траву. Завсегдатаи бульвара были грубы, пьяны. Часто какой-нибудь пьяный мужчина был пьяную женщину, а окружающие смеялись. Дни тянулись скучно и однообразно, Петьке очень хотелось куда-нибудь в другое место.

Однажды приехала Петькина мать, кухарка Надежда. Она попросила Осипа Абрамовича отпустить Петьку на время на дачу, где живут её господа. Когда ехали в поезде, Петька всё время смотрел в окно и удивлялся, что в поле видна даль, а небо широкое и ясное. Мальчик был очень оживлён, и глаза его уже были не сонные.

На даче Петька первое время был ошеломлён новыми впечатлениями от леса, пруда, огромного неба. Но через некоторое время он освоился. С ним подружился гимназист Митя. Они купались в пруду, лазили по развалинам дворца.

Мальчик уже совсем забыл о парикмахерской и Осипе Абрамовиче. Но однажды барин привёз из города письмо для Надежды. Осип Абрамович писал, чтобы Петька возвращался, так как один подмастерье заболел.

Когда об этом сказали Петьке, он закричал от горя и стал кататься по земле. Но всё же на следующее утро ему пришлось ехать в Москву. В вагоне поезда мальчик сидел тихо, в окно почти не смотрел, глаза его снова стали сонными.

Когда мать довела сына до парикмахерской, он попросил её, чтобы спрятала удочку, которую сам вырезал из орешника. Надежда обещала это сделать и сказала, что Петька, может быть, ещё приедет на дачу.

И снова с утра до вечера стал мальчик прислуживать в душной и грязной парикмахерской. Снова на него кричали за то, что путает приказания или разливает воду, снова слышались за окном крики пьяных. А по ночам Петька рассказывал о даче Николке, который нигде, кроме города, не бывал.

Заключение к краткому содержанию

В рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче» раскрыты темы:

  • детский труд;
  • жизнь в городе и на загородном приволье;
  • влияние на детей условий, в которых они живут, и окружающих людей.

Основная мысль (идея) рассказа «Петька на даче»: детский наёмный труд — ужасный пережиток прошлого. У каждого человека должно быть нормальное детство без тяжёлых забот, так как подневольный труд лишает ребёнка интереса к жизни.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника и для подготовки к уроку литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *