Здесь даны основные сведения о повести Николая Васильевича Гоголя «Пропавшая грамота. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви», представлено её краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.
Содержание
Краткие сведения о произведении
Повесть «Пропавшая грамота. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви» Николай Васильевич Гоголь написал предположительно в 1829–1831 годах. Она входит в первую часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Главный герой повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дед рассказчика этой истории, дьячка Фомы Григорьевича, поехал по поручению гетмана к царице, чтобы доставить грамоту. Зашил он эту грамоту в шапку, быстро собрался и на утро уже был в Конотопе. Там была ярмарка, и дед решил купить табак и огниво.
Дальше дед ехал уже не один, а с запорожцем, с которым познакомился на ярмарке, и ещё с одним приставшим к ним гулякой. Запорожец, рассказывавший диковинные истории, к ночи оробел, признался, что продал душу дьяволу, и этой ночью тот должен её забрать. Спутники запорожца пообещали не дать его в обиду. Остановились они в шинке и вскоре уснули, не спал только дед, но скоро и его сморил сон.
Проснулся дед поздним утром и не нашёл ни запорожца, ни коней. Беда была в том, что вместе с запорожцем пропала и дедова шапка — вчера они поменялись шапками. Шинкарь указал деду, где он может найти чёрта, чтобы забрать у него грамоту.
Ночью пошёл дед в лес по тропке, указанной шинкарём, и вышел к костру, у которого сидели «страшные рожи». Рассказал им дед о своём деле, дал деньги и очутился в пекле, сидящим за столом с чертями, чудищами и ведьмами. Одна из ведьм предложила сыграть в дурня три раза: если выиграет дед — получит шапку, если проиграет — останется навсегда в пекле. Дед два раза остался дурнем, а в третий раз догадался карты перекрестить — и выиграл. Получив шапку и коня, дед выбрался из пекла. Очнулся он на крыше своей хаты, весь окровавленный. Немедленно отправился дед к царице. Там навидался он разных диковин и на время забыл о чертях, но после его путешествия в пекло каждый год в этот день его жена поневоле пускалась в пляс, а в хате творилась разная чертовщина.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Начинается повесть с сетований рассказчика, Фомы Григорьевича, на слушательниц, которые просят рассказать страшную сказку, а потом всю ночь дрожат от страха. Затем он рассказал о том, что случилось с его дедом.
Дед Фомы Григорьевича был не из простых казаков, знал грамоту. Однажды гетман дал ему грамоту и велел отвезти царице. Тот зашил её в шапку, оседлал коня и на другое утро доехал уже до Конотопа, где была ярмарка. Хотел дед купить там табак и огниво да ехать дальше, но встретил гуляку запорожца и за разговорами забыл, что ему нужно ехать. Началась у них попойка, а после неё решили дед, запорожец и ещё один гуляка держать путь вместе. В дороге запорожец рассказывал разные байки, но к вечеру притих, а затем признался, что душа его продана нечистому, что этой ночью срок и попросил попутчиков не спать, караулить, чтобы нечистый его не утащил. Казаки согласились.
Остановились они ночевать в шинке. Дед долго караулил запорожца, а другой казак и запорожец заснули. Но и дед, в конце концов, заснул, а утром увидел, что запорожец пропал, только свитка его осталась. И кони пропали: деда и запорожца. Хватился дед за шапку — и её нет. Вспомнил он, что вчера поменялись шапками с запорожцем, значит, нечистый её утащил вместе с запорожцем. Как добыть грамоту для царицы, зашитую в шапке, не знает. Спросил совета у людей, остановившихся в шинке. Никто не знал, что делать. Только шинкарь за пять золотых надоумил деда, как добыть грамоту. Рассказал, как дойти в лесу до того места, где найдёт «кого нужно».
Нашёл дед то место, а там у огня расположились люди со страшными рожами и что-то сыпали в огонь. Сидели молча, на приветствие не ответили. Дед рассказал им за чем пришёл. Они протянули руки, кинул дед им деньги. Тут земля задрожала, и попал он «чуть ли не в самое пекло». Кругом черти и ведьмы отплясывают трепака. Посадили его за длиннющий стол, заставленный едой. Дед подцепил кусок и отправил не в свой рот, а в чужой. Во второй и в третий раз — опять в чужой рот. Рассердился дед, стал угрожать расправиться с ведьмами, если они не отдадут его казацкую шапку. Захохотали они, а одна из них провизжала, что отдадут шапку, если три раза сыграет дед с ними в дурня.
Пришлось сесть за карты. Первый раз остался он дурнем. Второй раз тоже проиграл: на руках у него были одни козыри, вдруг превратившиеся в простую масть. В третий раз изловчился он перекрестить карты под столом и выиграл. Загремел гром, и откуда ни возьмись появилась шапка.
Расхрабрился дед и потребовал своего коня, пригрозив перекрестить нечисть святым крестом. Появились перед ним конские кости, заплакал дед, жалея старого друга. Потребовал другого коня, чтобы выбраться из чёртова места. Появился перед ним конь и понёс деда через болото и провалы, не слушаясь ни поводов, ни крика. Под ногами была пропасть, перескочил конь через неё, а дед, не удержавшись, полетел вниз.
Очнулся он на крыше своей хаты. Перекрестившись, увидел, что руки в крови, посмотрел в бочку с водой — и лицо в крови. Обмылся, чтобы детей не испугать, и зашёл в хату. Увидел там испуганных детей и жену, заснувшую с веретеном в руке и подпрыгивающую на лавке. Дед разбудил её, и жена рассказала, что снилось ей, будто печь по хате ездила. Понял дед, что нужно хату освятить, но сейчас ему некогда было, поскакал он на коне с грамотой к царице.
Привели гонца во дворец, дивился он на роскошь высоких палат, видел разряженную царицу. Велела она насыпать деду полную шапку денег.
Об истории с чертями дед не вспоминал, а когда кто-нибудь просил его рассказать об этом, долго не соглашался. И, наверно, в наказание, что сразу не освятил хату, каждый год в этот день ноги жены его затевали танцы.
Заключение к краткому пересказу
В повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» раскрываются две темы:
Основная идея произведения заключается в том, что верный долгу человек способен преодолеть преграды даже в виде нечистой силы своей смелостью и христианской верой.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.