Тем, кто внимательно читал роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», понятно, что это произведение построено на трёх центральных образах: Онегина, Татьяны и самого автора.
Образ автора в романе «Евгений Онегин» проведён через всё это произведение. Он раскрывается через авторские, так называемые «лирические» отступления, в которых Пушкин пишет об очень многом.
В образе Онегина Пушкин показал типичного героя современной ему эпохи, когда состояние общества мало способствовало стремлению к деятельности и появлению интереса к жизни. А в образе автора-повествователя перед читателем предстаёт ещё один жизненный тип: европейски образованный представитель русской интеллигенции, оригинально мыслящий и глубоко чувствующий человек.
Сравнительная характеристика автора и Онегина поможет выявить их сходства и различия.
Содержание
Роль автора в романе «Евгений Онегин»
Интересно, что факты из биографии Пушкина перемежаются в романе с вымышленными фактами. Поэт пишет о своих лицейских годах, о южной ссылке, о жизни в деревне. И в то же время читатель узнаёт, что вымышленный герой романа Онегин приходится автору-рассказчику приятелем («…Онегин, добрый мой приятель, //Родился на брегах Невы…»). Отношение автора к Онегину неоднозначно. В эпиграфе к роману поэт выражает сомнение в справедливости чувства превосходства, с которым главный герой относится к людям, и почти до конца романа пишет об Евгении с большой долей иронии. Например, в главе первой он иронизирует над «учёностью» и глубиной экономических познаний своего героя. Но в этой же главе читатель узнаёт, что автор относится к Онегину с симпатией: «Условий света свергнув бремя, //Как он, отстав от суеты, //С ним подружился я в то время. //Мне нравились его черты, //Мечтам невольная преданность, //Неподражательная странность //И резкий, охлаждённый ум».
В восьмой главе автор привёл отрицательные отзывы о Евгении какого-то светского человека и вступился за своего героя, подчеркнув его пылкую душу и ум. Автор, описав противоречивый характер Онегина, сделал его образ более жизненным и заставил читателя самому оценивать действия героя.
Сравнение Онегина и автора
В конце первой главы Пушкин пишет: «Всегда я рад заметить разность //Между Онегиным и мной…» Поэт не хочет, чтобы читатели думали, что в этом герое он нарисовал свой портрет. И всё же в авторе и Онегине есть не только различия, но и сходства.
Сходства
Сближает автора и Онегина следующее:
Различия
Уже в первой главе видно отличие автора от Онегина. Перед читателем предстают два близких по положению в обществе и по духу человека. Но их взгляды на жизнь и круг интересов различны.
Образ автора вырисовывается в отдельных замечаниях о природе, искусстве, литературе, а также в лирических отступлениях. По словам В. Г. Белинского, «личность поэта… везде является… артистическою». Автор романа ценит прекрасное. В конце шестой главы он обращается к вдохновению, просит почаще прилетать к нему и не дать «остыть душе поэта».
А Евгения интересуют в основном социально-экономические проблемы: «Бранил Гомера, Феокрита; //Зато читал Адама Смита, //И был глубокий эконом…»
Ум главного героя романа холоден и резок, Онегин страдает, «томясь душевной пустотой».
Сравнительная характеристика автора и Онегина (цитатная таблица)
Параметры сравнения | Автор | Евгений Онегин |
Образование | «…в садах Лицея //Я безмятежно расцветал…» | «Мы все учились понемногу //Чему-нибудь и как-нибудь…»
По мнению светских людей, он «Учёный малый, но педант». |
Внешний вид | «Быть можно дельным человеком //И думать о красе ногтей…» | «…В своей одежде был педант //И то, что мы назвали франт». |
Отношение к любви | «Цветы, любовь, деревня, праздность, //Поля! я предан вам душой».
«Любви безумную тревогу //Я безотрадно испытал». |
«…рано чувства в нём остыли //…Красавицы не долго были предмет его привычных дум…»
В конце романа: «Евгений //В Татьяну как дитя влюблён…» |
Отношение к мнению света | «Не мысля гордый свет забавить…» | «…Евгений, //Боясь ревнивых осуждений, //В своей одежде был педант…»
Онегин принял вызов Ленского на дуэль, так как не хотел, чтобы над ним смеялись в обществе. «…Но шёпот, хохотня глупцов…» — думает он. |
Отношение к природе | «…Поля! я предан вам душой».
«Я был рождён для жизни мирной, //Для деревенской тишины…» |
«…На третий роща, холм и поле //Его не занимали боле…» |
Отношение к труду, творчеству, поэзии | «Прошла любовь, явилась Муза, //И прояснился тёмный ум. //Свободен, вновь ищу союза //Волшебных звуков чувств и дум…»
«…И журналистам на съеденье //Плоды трудов моих отдам…» |
«…Хотел писать — но труд упорный //Ему был тошен…»
«…Не мог он ямба от хорея, //Как мы ни бились, отличить». |
Отношение к театру | «Волшебный край!»
«…Там, там под сению кулис //Младые дни мои неслись». |
«…потом на сцену //В большом рассеянье взглянул, //Отворотился — и зевнул…» |
Вывод | «Всегда я рад заметить разность //Между Онегиным и мной, //Чтобы насмешливый читатель //Или какой-нибудь издатель //Замысловатой клеветы, //Сличая здесь мои черты, //Не повторял потом безбожно, //Что намарал я свой портрет…» |
Вывод
В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин включил множество лирических отступлений, которые выявляют мировоззрение автора, его взгляд на отдельные явления жизни и на людей. Сравнение Онегина и автора показывает, что каждый из них представляет определённый человеческий тип, характерный для России 20-х годов 19 века, но в то же время они являются неповторимыми яркими индивидуальностями.