Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Это сатира на светское общество начала 19 века. Произведение Грибоедова показывает назревающий раскол в русском дворянском обществе. В начале нового столетия, после Отечественной войны 1812 года, некоторые дворяне стали понимать, что улучшить положение России можно за счёт повышения гражданского самосознания и ценности личности человека, а не его богатства и высокого положения в обществе.
Представителем таких дворян в комедии «Горе от ума» является Александр Андреевич Чацкий. Он представляет «век нынешний», то есть прогрессивно мыслящих людей, которых пока в дворянском обществе не так много. «Век минувший» в комедии Грибоедова представлен в лице фамусовского общества (так принято называть группу лиц: самого Фамусова, его домашнее окружение и гостей этого барина).
Содержание
Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь
По всем важным вопросам жизни общества у представителей «века минувшего» и «века нынешнего» суждения противоположны.
Отношение к богатству, чинам, службе
В фамусовском обществе во главу угла ставится богатство. Ни в светском обществе, ни в семье личные качества человека не имеют значения. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет Фамусов Софье (действие 1, явление 4). А в разговоре со Скалозубом он замечает: «…у нас уж исстари ведётся, //Что по отцу и сыну честь: //Будь плохонький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених» (действие 2, явление 5).
Чацкий понимает, что, по мнению представителей «века минувшего», женихи для их дочерей должны «с именьем быть и в чине» (действие 1, явление 7). Он в своём монологе «А судьи кто?..» отмечает, что некоторые «отечества отцы» «грабительством богаты» и «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве» (действие 2, явление 5).
Служба для представителей фамусовского общества — это лишь источник благосостояния и почёта. Например, Фамусов со служебными делами разбирается просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4).
Ради получения чинов и повышения по службе многие унижаются перед вышестоящими людьми. Таков был, например, дядя Фамусова Максим Петрович, который, несмотря на свою важность, «сгибался вперегиб», чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам. Этот Максим Петрович добился важного места тем, что насмешил императрицу тем, что оступился и упал, да не один раз, а три раза (последние два — уже нарочно). Этот пример Фамусов привёл после слов Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Фамусов считает, что на службе не нужно быть «гордецом», что перед начальством следует пресмыкаться, чтобы получить выгоду.
Секретарь Фамусова Молчалин тоже считает, что нужно угождать начальнику, и, на всякий случай, угождает даже всем в его окружении, точно следуя завещанию своего отца.
Полковник Скалозуб, которого Фамусов прочит в женихи дочери, богат и добился высокого чина, так как знает, «чтоб чины добыть, есть многие каналы…» (действие 2, явление 5).
Чацкий, в отличие от представителей фамусовского общества, считает, что служить нужно «делу, а не лицам» (действие 2, явление 2), на благо Отечества, а не для накопления богатства любыми путями.
Отношение к кумовству, протекции
В фамусовском обществе «по отцу и сыну честь». Добившийся служебных высот Фамусов пристраивает к себе на службу родственников, не обращая внимания на их деловые качества. Он говорит Скалозубу: «При мне служа́щие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки; //Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой. //Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, //Ну как не порадеть родному человечку!..» (действие 2, явление 5).
Молчалин, который тоже относится к фамусовскому обществу, не надеется на одни свои деловые качества. Чтобы в будущем продвинуться по карьерной лестнице, он заводит знакомства с влиятельными дамами, например, с «известной» Татьяной Юрьевной, имеющей «полезных» родных и друзей. Молчалин говорит Чацкому: «…частенько там // мы покровительство находим, где не метим» (действие 3, явление 3).
Чацкий не одобряет подобный образ действий, но понимает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных».
Отношение к подражанию иностранцам
Гости Фамусова копируют наряды и повадки заезжих иностранцев и французских модисток. Русские господа изъясняются на смеси «французского с нижегородским». На балу в доме Фамусова гости немеют от восторга, слушая «французика из Бордо». Это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему с величайшей страстью разоблачает Чацкий. Он желает, чтобы господь истребил «дух пустого, рабского, слепого подражанья», чтоб русский народ хотя бы по языку господ «не считал за немцев».
Отношение к образованию, просвещению
Мода на всё иностранное в светском обществе дошла до того, что даже воспитание и образование своих детей светские люди доверяли весьма сомнительным педагогам-иностранцам — «числом поболее, ценою подешевле», как насмешливо говорит Чацкий. Это неудивительно, ведь хорошее образование фамусовское общество не интересует, а очень пугает.
«Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Следующая его реплика по этому поводу: «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь».
Чацкий с горечью говорит, что если какой-нибудь молодой человек увлечётся науками или искусством, тотчас в обществе он прослывёт опасным человеком, мечтателем.
Отношение к московским нравам и времяпрепровождению
Основные интересы и занятия людей фамусовского общества — это «обеды, ужины и танцы», во время которых они приятно проводят время, подыскивают для дочерей выгодных женихов, протекцию для сыновей, сплетничают.
Жизнь фамусовской Москвы, несмотря на внешнюю суету, очень однообразна. После трёх лет отсутствия Чацкий видит прежнюю московскую затхлую жизнь: «Что нового покажет мне Москва? //Вчера был бал, а завтра будет два».
Фамусов же в восторге от московских нравов: «Решительно скажу: едва //Другая сыщется столица, как Москва» (действие 2, явление 5). Он говорит о хлебосольстве московских жителей, о том, что на них «есть особый отпечаток».
Отношение к крепостному праву
Основу материального благополучия людей фамусовского общества составляет крепостное право. Но это же можно сказать и о дворянине Чацком. Грибоедов не показывает его как человека идеального. Чацкий не служит, путешествует по другим странам, а материально его обеспечивают крепостные крестьяне, которых у него 3 или 4 сотни (насчёт количества крепостных Чацкого у Фамусова и Хлёстовой нет единого мнения).
Но, конечно, Чацкий относится к ним не так, как Хлёстова и другие. Хлёстова относится к крепостной «арапке-девке» (которую купил для неё на ярмарке Загорецкий), как к собачке.
В монологе «А судьи кто?» Чацкий с негодованием говорит о неком знатном человеке, выменявшем своих преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на трёх борзых собак. Он осуждает и другого крепостника, который забрал из семей множество детей для крепостного балета. Красоте этих маленьких артистов дивилась вся Москва, но, в конце концов, они были поодиночке их владельцем распроданы.
Идеалы Чацкого и фамусовского общества
Мораль и идеалы фамусовского общества состоят в умении «подслужиться», чтобы занять высокое положение в обществе и пользоваться всеми подобающими этому положению привилегиями. Главное качество, ценимое в светском обществе: умение достичь богатства, успешно управляя своим именьем, и дойти на службе «до степеней известных», не останавливаясь перед безнравственными поступками.
Идеал Чацкого — свободная жизнь и служба на пользу не себе, а Отечеству. Для этого, по его мнению, в стране нужны преобразования. Люди, подобные Чацкому, стремились к свободе личной и общественной, к идеалам просвещения, образования и подлинной национальной культуры.
Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)
Взгляды на жизнь | Чацкий | Фамусовское общество |
Отношение к богатству, чинам, службе | Служить нужно «делу, а не лицам», на благо Отчизны, а не для обогащения любыми путями. | Богатство — главное в жизни представителей фамусовского общества. Повышение в чинах и продвижение по службе нужны для ещё большего обогащения. |
Отношение к кумовству, протекции | К протекции и кумовству относится отрицательно, но понимает, что благодаря им, в основном, и добиваются высоких чинов. | Пристраивание на службу по родству, а не по деловым качествам. Старание продвинуться по карьерной лестнице путём протекции. |
Отношение к подражанию иностранцам | Противник «рабского, слепого подражанья» иностранцам. Желает, чтобы русский народ «не считал за немцев» своих господ, плохо изъясняющихся на родном языке. | Подобострастное отношение ко всему иностранному, презрение к русской культуре. |
Отношение к образованию, просвещению | Мечтает, чтобы людей просвещали и давали образование хорошие учителя, а не «учителей полки //Числом поболее, ценою подешевле». | Отрицательное отношение к хорошему образованию, наукам. Доверяют воспитание и образование своих детей иностранным проходимцам. |
Отношение к московским нравам и времяпрепровождению | Для Чацкого затхлая московская жизнь с её старыми предрассудками скучна. | Однообразная светская жизнь с её балами, обедами, ужинами очень однообразна, но представителям фамусовского общества она по нраву. Им нравится беззаботное времяпрепровождение. |
Отношение к крепостному праву | С негодованием относится к тем дворянам, которые своих крепостных не считают за людей. | Люди фамусовского общества относятся к крепостным как к низшим существам, не имеющим души. |
Вывод
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» представитель «века нынешнего» Чацкий один противостоит представителям «века минувшего». Но таких людей, как главный герой грибоедовской комедии, в России было уже не мало. Чтобы показать это, автор ввёл в своё произведение таких внесюжетных персонажей как двоюродный брат Скалозуба, не пожелавший продолжать военную карьеру, поселившийся в деревне и начавший читать книги. К таким людям относится и племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, химик и ботаник, не желающий добиваться чинов.
Стремление служить «делу, а не лицам», путешествия, жизнь в деревне, чтение книг — всё это возмущает фамусовское общество. Поэтому Чацкий и его единомышленники для представителей фамусовского общества — «опасные люди», «карбонарии», по словам Фамусова.
Чацкий и подобные ему люди вырвались из паутины предрассудков и обычаев дворянской среды и стремятся приблизить начало преобразований в стране.