Сравнительная характеристика Дубровского и Верейского — героев романа А. С. Пушкина «Дубровский»


Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» можно отнести к так называемым «разбойничьим» романам. В этих романах обычно главный герой, возмущённый беззаконием (социальным или семейным) бросает обществу вызов и становится разбойником для восстановления справедливости.

Таким героем в романе Пушкина является Владимир Дубровский, влюбившийся в дочь своего врага Машу Троекурову. Виновником их разлуки стал князь Верейский, сосед отца Маши по имению. Сравнительная характеристика Дубровского и Верейского поможет полнее раскрыть характер главного героя романа.

Социальное и материальное положение

Владимир Дубровский — сын обедневшего помещика Андрея Гавриловича Дубровского. Он служил в гвардии корнетом. Узнав о сильной болезни отца, Владимир взял отпуск и приехал к нему. После смерти отца сын поджёг дом в Кистенёвке, чтобы он не достался Троекурову, отнявшему имение у Дубровских, и стал предводителем шайки разбойников.

Верейский был богатым помещиком и носил титул князя. Его поместье Арбатово находилось в 30 верстах от Покровского, поместья старинного русского барина Кирилы Петровича Троекурова.

У Верейского было 3000 душ крепостных, избы крестьян в Арбатове выглядели чистыми и весёлыми, а каменный господский дом был выстроен во вкусе английских замков. Всем имением князя управлял отставной майор, пока тот находился за границей.

Портрет: возраст, внешность

Когда Верейский приехал впервые в Арбатово, которого он до той поры не видел, ему было около 50 лет. Владимир Дубровский был вдвое младше его — ему 23 года. Рост у молодого человека средний, глаза карие, нос прямой, волосы русые.

Верейский выглядел гораздо старее своего возраста, так как его здоровье было подорвано разного рода излишествами. Но всё же его наружность была приятна.

Характер, поведение, поступки

В обращении с людьми Верейский был любезен, особенно с женщинами. Он привык быть в светском обществе и, приехав в Арбатово, скучал, поэтому уже на третий день явился в гости к Троекурову в Покровское.

Верейский был вежлив, но лишён искренности: хвалил старинный сад Троекурова, хотя он ему не нравился, так как не похож был на английские сады, которые любил князь.

Несмотря на то, что Верейский умел быть любезным, разговорчивым, весёлым, особенно с понравившимися ему  женщинами, он был по натуре своей холоден, эгоистичен, расчётлив, действовал только в своих интересах.

В отличие от Верейского Владимир Дубровский был чувствительным человеком с чистой, чуткой поэтической душой. Об этом свидетельствует его волнение при встрече с родными местами, нежность его отношений с отцом, романтическая привязанность к нему. Узнав о болезни отца, Владимир упрекал себя в том, что долго не писал ему, не осведомлялся о его здоровье. Он решил ехать в Кистенёвку, взяв отпуск, а если болезнь отца потребует его присутствия, решил выйти в отставку. Подлинная преданность Владимира отцу видна в том, что при встрече он «с жаром обнял» Андрея Гавриловича.

В своих поступках Дубровский чаще всего руководствуется чувствами, а не трезвым расчётом, в этом видно его отличие от расчётливого Верейского. Владимир тяжело переживал болезнь отца и, поглощённый своими чувствами, бездействовал, не подал во время апелляцию. Поэтому он окончательно потерял права на владение своим имением Кистенёвкой, и оно перешло во владение Троекурова.

Когда Андрей Гаврилович умер, его сын глубоко переживал горе. Во время похорон он опасался, что не сможет сохранить самообладание и обнаружит при всех свои чувства. Поэтому он первый подошёл проститься с телом и «поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистенёвскую рощу». Герой полностью предался своему горю, поэтому не в силах был думать о поисках выхода. Он не проявил способность трезво оценивать обстоятельства, и это привело его к катастрофе: он не смог помочь отцу спасти имение.

Чувство вновь одержало верх и лишило героя безопасности, когда Владимир разоблачил себя перед Спицыным, сказав, что он Дубровский. Молодой человек не смог простить подлость и захотел наказать Спицына за предательство и ложь.

Дубровский — человек гордый, желая самоутвердиться, не быть одним из приспешников Троекурова, он решил стать разбойником. Его внутренний мир был для него более важным, чем законы общества. Владимир руководствовался чаще чувствами, чем соображениями пользы.

Став предводителем разбойников, Дубровский остался верен идее чести, справедливости: «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Черты характера Дубровского остались неизменными: он был благороден, обладал выдержкой.

Рассказ Анны Савишны Глобовой о том, как Дубровский разоблачил её приказчика-мошенника, свидетельствует о благородстве, храбрости, чувстве собственного достоинства, самообладании главного героя романа.

Ещё Владимир обладал отличной способностью к перевоплощению. Судьбою было ему уготовано сыграть несколько ролей: гвардейского офицера, учителя-француза Дефоржа, благородного разбойника, а перед Глобовой он явился в образе генерала. Но в каждой своей роли Дубровский остаётся прежним — сыном бедного, но гордого дворянина (благородный разбойник, гордый учитель-слуга).

Стоит отметить, что и Дубровский, и Верейский — люди смелые. Владимир, представившийся Дефоржем, не растерялся, когда слуги Троекурова втолкнули его в комнату к привязанному голодному медведю и заперли дверь на ключ. Он спокойно ждал нападения, и когда медведь приблизился, убил его из пистолета.

А Верейский, когда вооружённые разбойники остановили карету, в которой он ехал с Машей в Арбатово после венчания, не потерял присутствия духа. Узнав от своей молодой жены, что человек, сказавший ей, что она свободна, Дубровский, Верейский выстрелил в него из пистолета и ранил в плечо. Он хотел выстрелить из другого пистолета, но разбойники вытащили его из кареты и хотели зарезать, но их атаман закричал: «Не трогать его!»

Отношение других людей к Дубровскому

Отец Владимира Андрей Гаврилович очень любил своего единственного сына и, хоть был бедным помещиком, не скупился посылать сыну, служащему в гвардии, столько денег, что тот позволял себе роскошные прихоти и играл в карты.

Троекурову, у которого Дубровский жил под видом учителя-француза его сына Саши, он нравился простым обращением, приятной внешностью и смелым проворством на охоте. Маше, которой он стал давать уроки музыки, молодой учитель нравился за робкую внимательность и неограниченное усердие, а её брату Саше — за то, что был снисходителен к его шалостям и что не строго спрашивал уроки. Дворовые люди Троекурова любили Дефоржа за щедрость и доброту.

Крестьяне Кистенёвки были преданы своим помещикам Дубровским и не хотели быть крепостными Троекурова. Поэтому, когда после смерти Андрея Гавриловича Владимир поджог дом и уехал навсегда из Кистенёвки, некоторые из крестьян стали состоять в шайке разбойников, которую организовал Дубровский.

Маша, узнав, что Дефорж — это Владимир Дубровский, была поражена. В конце романа девушка ещё любит Владимира, но она при венчании с Верейским дала клятву верности и не могла её нарушить.

Отношение других персонажей к Верейскому

Когда Верейский приехал в своё поместье Арбатово, он стал скучать и поэтому отправился к Троекурову, с которым когда-то был знаком. Кирила Петрович был очень доволен его посещением, приняв его за знак уважения от богатого светского человека. Он до некоторой степени считал Верейского равным себе, так как у того был княжеский титул, два ордена и 3000 крепостных душ. Когда князь попросил руки его дочери, Троекуров согласился, хотя тот был почти в три раза старше Маши.

Маша при первой и второй встрече с Верейским, беседуя с ним, не чувствовала замешательства, так как этот светский человек был очень любезен. Она с удовольствием слушала его рассказы о картинах из его галереи, так как он говорил о них «с чувством и воображением».

Но всё же решение отца выдать её замуж за князя, Машу поразило и огорчило — ведь она Верейского не любила. Она написала ему письмо, в котором призналась, «что не имеет к нему ни малейшей привязанности» и умоляла отказаться от её руки, но всё было напрасно. Когда после венчания Дубровский остановил карету с Верейским и Машей и сказал, что девушка свободна, она заявила, что Верейский — её муж, и она должна быть ему верна, так как дала клятву.

Владимир, узнав, что к Маше сватался Верейский и что отец хочет её выдать за него замуж против её воли, сказал девушке, что должен бы ненавидеть князя, но ненависти у него к нему нет. Дубровский благородно отнёсся к князю, ранившему его. Он крикнул разбойникам: «Не трогайте его!» Этим Владимир спас Верейского от расправы, которую хотели над ним учинить разбойники.

Отношение героев к Маше Троекуровой

Владимир Дубровский перед тем, как скрыться из дома Троекурова, где он жил под видом учителя Дефоржа, признался в любви Маше. Он сказал, что хотел поджечь дом Троекурова, выгнавшего его из отеческого дома, но увидев её, понял, что дом, где она живёт, священен, а её отец не подлежит его проклятию. Владимир сказал, что он простил Троекурова и «отказался от мщения, как от безумства». Любовь Дубровского к Маше спасла Троекурова.

Он открылся девушке для того, чтобы она его не проклинала и не презирала его, узнав, что он не Дефорж, а разбойник. Дубровский заставил её пообещать, что она, если её постигнет несчастье и никто не сможет ей помочь, прибегнет к его помощи.

Когда Владимир узнал, что отец хочет отдать Машу насильно замуж за Верейского, то предложил ей избавить её от князя, но она сказала, что не хочет быть причиной смерти князя.

Дубровский не хотел, чтобы Маша только от безвыходности положения вышла замуж за него, разбойника. Поэтому он советует ей постараться обойтись без его помощи, постараться уговорить отца не выдавать её за Верейского. Узнав, что Машу всё же повезли венчаться с князем, Дубровский поспешил к ней на помощь, но опоздал и не смог спасти свою возлюбленную от ненавистного брака.

Верейский, в отличие от Дубровского, ведёт себя с Машей так, как привык вести себя со светскими женщинами: любезно, но не испытывая тёплых чувств. Его решение жениться на молоденькой красавице было похоже на стремление обладать красивой вещью.

Этот любезный человек с аристократическими манерами, умеющий с чувством и вдохновением рассказывать о картинах живописцев, на самом деле холоден, эгоистичен, циничен и жесток. Он не пожалел молоденькую девушку, которая рассчитывала на его великодушие и просила его отказаться от намерения жениться на ней, так как не чувствует к нему ни малейшей привязанности. Но Верейского не волновали чувства девушки, и он показал письмо Троекурову для того, чтобы тот ускорил свадьбу.

Сравнительная характеристика Дубровского и Верейского (таблица)

Параметры сравнения Дубровский Верейский
Социальное и материальное положение Дворянин, сын обедневшего помещика, имевшего 70 душ. У его отца сосед Троекуров отнял имение, Владимир остался, по сути, нищим и стал разбойником. Богатый помещик, в его владении находятся 3000 душ. Носит титул князя.
Портрет (возраст, внешность) 23 года. Молодой человек приятной наружности, среднего роста, русоволосый, кареглазый, с прямым носом. Около 50 лет. Князь казался гораздо старее своих лет. «Наружность его была приятна», несмотря на то, что «излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать».
Черты характера, манера поведения Чувствительность, преданность отцу, гордость, благородство, способность к перевоплощению, храбрость, развито чувство собственного достоинства. В обращении с другими людьми прост. Вежливость, неискренность, холодная расчётливость, эгоизм, самовлюблённость. Обладает аристократическими манерами, умеет вести себя в светском обществе, любезен с дамами. Смело вёл себя при нападении разбойников.
Отношение к Маше Полюбил её, поэтому пощадил Троекурова, не став ему мстить. Он предлагает Маше избавить её от ненавистного жениха, но она не хотела быть причиной смерти человека. Дубровский опоздал, и Машу обвенчали с Верейским. Владимир был в отчаянии, но понял Машу, которая отказалась покинуть Верейского, так как дала ему клятву верности. Ведёт себя с Машей любезно, его поразила её красота, и ему захотелось, чтобы эта девушка досталась ему. Его не волнуют чувства Маши, так как у него под маской любезности скрывается холодный эгоизм.
Вывод Дубровский и Верейский — антагонисты. Ведущая черта морального облика Владимира — чувство собственного достоинства, а князя — эгоистичность.

Вывод


На фоне князя Верейского черты характера главного героя романа А. С. Пушкина «Дубровский» раскрываются полнее. Верейский — типичный самовлюблённый светский человек, привыкший руководствоваться эгоистическими соображениями и расчётливостью. Ведущая черта его морального облика — холодный эгоизм. Дубровский же — человек, лишённый самовлюблённости, руководствующийся чувствами. Ведущая черта его морального облика — чувство собственного достоинства. Сравнительная характеристика Дубровского и Верейского поможет полнее уяснить разницу в мировоззрениях этих героев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *