Драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.) объединяет тема несчастной любви. Трагические молодые героини этих пьес, лишённые возможности жить свободно, в согласии со своими чувствами и взглядами на жизнь, отказываются от жизни вообще. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы показывает, что за два десятка лет в России мало изменилось отношение к женщинам. Положение их продолжало оставаться бесправным в обществе, где ни во что не ставились их душевные качества.
Содержание
Значение имён героинь
Главным героиням драмы «Гроза» и драмы «Бесприданница» автор дал значимые имена. Катерина в переводе с греческого означает «чистая», а Лариса имеет два значения: «чайка» (от латинского «ларус») и «приятная, сладкая» (от греческого «ларос»).
Лариса из драмы «Бесприданница» как бы объединяет в себе эти значения своего имени. Богатым людям города Бряхимова, которых её мать, надеясь выгодно отдать дочь замуж, привечает в своём доме, приятно общаться с красивой, умной девушкой. Например, Кнуров говорит Вожеватову: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи» (действие 1, явление 2), а Ларисе делает такой комплимент: «Велико наслаждение видеть вас, а ещё больше наслаждения слушать вас» (действие 3, явление 11).
Чайка — свободная птица, которая парит над морем, то вздымая над ним, то резко падая вниз. Так и душа Ларисы из «Бесприданницы» парит над миром, стремится к любви, но разочарование в жизни и людях бросает её вниз.
Происхождение, воспитание, семейное положение
Катерина Кабанова и Лариса Огудалова молоды, красивы, живут в городах на Волге: Катерина в Калинове, а Лариса в Бряхимове.
Катерина родилась, вероятно, в патриархальной семье. Вспоминая своё детство и юность, она не упоминает отца, братьев и сестёр, так что состав её родной семьи неизвестен. Мать в дочери души не чаяла, работать не принуждала, поэтому Катерина жила привольно, делала, что хотела: выращивала цветы, слушала, как странницы и богомолки, которых привечала мать, рассказывают о своих странствиях по святым местам, о житиях святых. Катерина выросла набожной, очень любила ходить в церковь. О своём образовании она ничего не сообщает, скорее всего, её выучили только читать и писать.
Катерину рано выдали замуж, своего слабохарактерного мужа Тихона, во всём подчинявшегося своей деспотичной матери, Катерина жалела, но не любила.
Лариса Огудалова родилась в небогатой семье, поэтому считается бесприданницей. Живёт она с матерью, так как отец умер, а две старшие сестры замужем. Ларисе дали приличное воспитание и образование, она начитана, умеет вести себя в обществе, хорошо поёт и играет на музыкальных инструментах.
Её мать задалась целью удачно выдать замуж младшую дочь. Для этого она устраивает в своём доме вечера, приглашает на них местных зажиточных холостых мужчин, заставляет Ларису с ними любезничать, улыбаться. Это угнетает искреннюю девушку, вынужденную по приказу матери лицемерить с гостями.
В этом отношении положение Катерины сходно с положением Ларисы. Молодую женщину деспотичная свекровь заставляет вести себя не искренне, а соблюдая устаревшие домостроевские обычаи.
Черты характеров героинь
Характер Катерины во многом схож с характером Ларисы. Они обе свободолюбивы, но терпеливы, стараются подчиняться старшим в семье: Катерина — свекрови, а Лариса — матери.
Эти героини хотят быть честными и искренними в проявлении своих чувств, но деспотичная свекровь Катерины и меркантильная мать Ларисы заставляют их прятать свои чувства.
У обеих девушек чувствительные натуры, они ждут в любви романтических отношений.
Обе героини решительны: Катерина, когда муж уехал, немного посомневавшись, пошла всё же на свидание с Борисом, а Лариса, бросив нелюбимого жениха, уехала с Паратовым на пикник за Волгу. При этом они не думают о том, что принесут горе мужу и жениху. Их эгоизм продиктован страстным желанием романтической любви. Обе героини принимают своих любимых, Бориса и Паратова, за порядочных людей, но на самом деле они такими не являются. Катерина видит слабость характера своего мужа Тихона, Лариса тоже понимает, что её жених Карандышев — ничтожная личность.
Различие в характерах героинь состоит в том, что Катерина скромна и безропотна, а Лариса самолюбива и горда. Катерина не винит Бориса в том, что он воспользовался её страстным и необдуманным порывом и сделал несчастной, не винит, что он не берёт её с собой в Сибирь. Лариса же после поездки за Волгу решительно требует от Паратова ответа на свой вопрос: «Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?» (действие 4, явление 7). Узнав, что он обручён, упрекает его: «Что ж вы молчали? Безбожно, безбожно!» (действие 4, явление 7).
Не желая жить под гнётом свекрови и сносить постоянно её упрёки, Катерина бросается в Волгу. Лариса тоже от безысходности хотела сделать так же, но у неё не хватило на это решимости. После того, как Карандышев выстрелил в неё, она просит его положить пистолет рядом с ней на стол и говорит, умирая: «Это я сама… сама» (действие 4, явление 11).
Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы (таблица)
Параметры сравнения | Катерина | Лариса |
Различие |
||
Время действия драмы | 50-е годы 19 века. | 70-е годы 19 века. |
Место действия драмы | Город Калинов на берегу Волги. | Город Бряхимов на берегу Волги. |
Социальное положение, образование | Жена купца Тихона Кабанова. Необразованна. | Скорее всего, из обедневшей дворянской семьи. «Огудаловы всё-таки фамилия порядочная», — говорит Кнуров (действие 1, явление 2). Образованна, музыкальна, умеет держать себя в обществе. |
Образ жизни | Ведёт замкнутый образ жизни, во всём подчиняется властной свекрови. | Мать держит дом открытым для потенциальных женихов Ларисы, заставляет её любезничать с ними, улыбаться, петь, играть на музыкальных инструментах. |
Различные черты характера | Скромность, безропотность. | Самолюбие, гордость. |
Сходство |
||
Сходные черты характера | Ранимые, мечтательные, чувствительные натуры с честным, доверчивым и горячим сердцем, они терпеливы, но стремятся к свободе. | |
Спутники жизни | Муж Катерины Тихон Кабанов и жених Ларисы Юлий Карандышев — жалкие, ничтожные личности. | |
Несчастная любовь | Катерину выдали замуж рано, мужа она не любит, но жалеет. Со временем она ощутила тягу к любви романтической, полюбила Бориса, такого же бесхарактерного, как её муж.
После своего публичного признания в измене мужу она не вынесла упрёков свекрови и разлуки с любимым и утопилась в Волге. |
Полюбила блестящего барина Паратова, но после двух месяцев их любовных отношений он внезапно уехал. Через год Паратов приехал по делу в Бряхимов, Лариса вновь поверила в его любовь и ради него бросила жениха. Узнав, что Паратов обручён, Лариса решает, что жить ей незачем, хочет броситься в Волгу, но не решается. Когда в неё выстрелил Карандышев, она благодарит его и, умирая, уверяет всех, что это она сама в себя выстрелила. |
Вывод | Трагедия героинь в том, что они полюбили недостойных людей, которые предали этих доверчивых, искренних девушек. В их окружении автор вообще не показал людей, достойных их любви. |
Вывод
В драмах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островский осуждает общество, не способное разглядеть внутренний мир человека. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы показывает, что чувствительные люди не могут ужиться среди грубых, меркантильных, бесчестных людей, что общение с ними ранит их душу и приводит к гибели.