С сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.) начинается отсчёт русской художественной прозы. Впервые русский писатель заговорил о том, что высокие чувства доступны не только дворянам. Гуманистическая идея повести «Бедная Лиза» состоит в том, что «и крестьянки любить умеют», а значит, люди равны перед Богом, что душевные качества личности не зависят от социального положения. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста поможет понять душевный мир главных героев повести Карамзина.
Содержание
Значение имён героев
Имя главной героини повести — Елизавета. С еврейского языка оно переводится как «почитающая Бога», «обет Богу, Божья клятва».
Имя возлюбленного девушки, Эраст, так и переводится с латыни — «возлюбленный, любимый», а с греческого — «прелестный, милый».
Возраст, социальное и материальное положение
Лиза была дочерью довольно зажиточного поселянина, то есть крестьянина. Когда отец умер, девушке было 15 лет. Лиза с матерью обеднели, мать стала слабой и не могла работать. На жизнь зарабатывала Лиза («ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве»).
История любви Лизы и Эраста началась, когда девушке было 17 лет.
Эраст — богатый молодой дворянин. Впоследствии он почти разорился и поправил свои дела, женившись по расчёту.
Внешность, характеристика речи
Лиза была прекрасной девушкой редкой красоты, с голубыми глазами и светлыми волосами. Карамзин так описывает её речь и мысли, что она похожа не на крестьянку, а на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах. Ни читать, ни писать Лиза не умела, а говорила и думала как-то по-книжному, причём не только она, но и её мать. Но дело в том, что эта повесть — по-настоящему сентиментальное произведение, и автор, и его герои изъясняются возвышенным языком.
Эраст — «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида». У него доброе лицо и приятный голос. У него «изрядный разум», читал он романы, идиллии, изъяснялся тоже «красивым» языком и даже думал так же. Например, он думал: «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям».
Характер и поступки
Лиза — девушка трудолюбивая, трудилась она день и ночь, чтобы были деньги на жизнь им с матерью. Эта молодая, «прекрасная душою и телом» крестьянка горячо любила своих родителей. После смерти отца она не может его забыть, но свою печаль и слёзы скрывает, чтобы не тревожить мать, которая заболела от горя. Девушка нежно любит мать, заботится о ней, достаёт ей лекарства.
Когда Эраст уехал на войну, Лиза не могла выдержать разлуки с ним и хотела бежать за ним, но её остановила мысль: «У меня есть мать!» Потеряв любимого, который собрался жениться на другой, Лиза не в силах была жить без него, и мысль о матери уже не смогла удержать её от самоубийства. Даже решив кинуться в пруд, девушка позаботилась о своей матери и передала для неё деньги через подружку Анюту.
Трагедия Лизы произошла из-за того, что она полюбила Эраста всею душою, доверилась ему, но её наивность и безграничная вера в обещания любимого столкнулись с эгоизмом этого молодого дворянина.
Эраста, конечно, нельзя назвать злодеем, но всё же это отрицательный персонаж повести. Хоть он был «добрым от природы, но слабым и ветреным». В этом и была противоречивость его характера. Эраст — «довольно богатый дворянин», офицер. Он наделён «изрядным умом и добрым сердцем», но ведёт рассеянную жизнь, думая лишь о своём удовольствии. Светские забавы ему уже наскучили. Эраст, влюбившись в Лизу, не думал о том, что она девушка не его круга. Он «решился — по крайней мере на время — оставить большой свет».
Эраст не был «коварным соблазнителем», он искренне хотел «жить с Лизою, как брат с сестрой», не употребив во зло её любви. Но ветреный юноша всё же поддался страсти, тем более, что Лиза была прекрасна, наивна и всей душой ему предана. Ветреный молодой человек, вступив со своей любимой в близкие отношения, скоро охладел к ней. Она уже для него не была «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу».
Ветреность Эраста проявляется и в военном походе. Там он не сражался с врагами, а играл в карты. Проиграв почти всё своё состояние, молодой человек решил жениться на пожилой богатой вдове, которая была давно в него влюблена.
Эраст искренне сожалел о том, что разлучился с Лизой, но всё же решительно заявил ей о том, что она должна его забыть. Узнав о Лизиной гибели, Эраст «посчитал себя убийцею», не мог утешиться и до конца своей жизни был несчастлив.
Сравнительная характеристика Лизы и Эраста (таблица)
Параметры сравнения | Лиза | Эраст |
Социальное положение | Крестьянка. | Дворянин, офицер. |
Отношение к богатству | Бедна, зарабатывает на жизнь себе и матери сама. Когда Эраст хотел заплатить ей за цветы рубль вместо пяти копеек, Лиза сказала: «Мне не надобно лишнего». | Довольно богат, деньги проматывает, играя в карты. Чтобы поправить свои денежные дела, решил жениться на богатой вдове. |
Отношение к понятию «любовь» | Способна к глубокому чувству, любовь для неё — это самоотверженность, верность любимому человеку. | Несерьёзно относится к любви и чувствам любимой девушки. Любовь для него была просто развлечением, способом избавиться от скуки. |
Особенность переживаний | Её чувства глубокие, бескорыстные. Она эмоциональна, искренне любит, тяжело переживает и страдает из-за разрыва отношений с Эрастом. | Чтобы сохранить свою репутацию с лёгкостью отдаёт почти всё своё состояние за карточный долг. Решив поправить свои дела, обручился с богатой вдовой, но с сожалением вспоминал о своей любимой Лизе. Тяжело переживал смерть девушки, считал себя виновником её гибели. |
Черты характера | Трудолюбие, заботливость по отношению к матери, доброта, нежность, наивность, самоотверженность, способность к глубокому чувству. Лиза рассудительна, но в то же время с пылким, доверчивым сердцем. | Характер противоречив, натура двойственна. От природы Эраст добр, стремится к возвышенной любви, но слабость характера и ветреность одержали верх, и он предал свою возлюбленную. |
Вывод | Образ Лизы идеализирован, но характер этой героини внутренне цельный. | Образ Эраста не является образом «коварного соблазнителя». Его характер двойственен. Этот молодой дворянин искренен в своих клятвах Лизе, но очень ветрен и непостоянен. |
Вывод
В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» впервые в русской литературе появился тип разочарованного аристократа. Впоследствии таких героев литературоведы стали называть «лишними людьми».
Сравнительная характеристика Лизы и Эраста показывает коренное отличие верной, самоотверженной в любви крестьянской девушки и дворянина, чувствительного, способного сильно влюбиться, но всё же эгоистичного.