В пьесе «На дне» (1902 г.) Максим Горький показал социальные условия России рубежа 19–20 веков и их отражение в сознании людей, выброшенных на дно жизни. Автора интересует сознание обитателей ночлежки во всей его противоречивости. Появление странника Луки — завязка конфликта, этот человек с его жизненной философией сильно повлиял на сознание ночлежников. Со взглядами Луки на жизнь и людей не все согласны. Особенно острое различие в философском взгляде на человека проявляется в действиях и словах Луки и в рассуждениях Сатина. Сравнительная характеристика Луки и Сатина позволяет выявить философскую проблематику пьесы.
Содержание
Имя, возраст, социальное положение
В ночлежку Костылевых пришёл переночевать странник Лука. Это человек 60 лет, у него все атрибуты странника: за плечами котомка, за поясом чайник и котелок, в руках палка.
Цель его странствия — Украина. Он слышал, что «открыли там новую веру» и хочет узнать, что это за вера.
Константин Сатин — постоялец ночлежки Костылевых, ему лет 40. Это совершенно опустившийся бездомный человек, шулер. Он нигде не работает, деньги добывает, играя в карты; применяет при игре шулерские приёмы.
Речевая характеристика
Речь Луки характеризует его как умного и доброго человека из народа. В речи он использует русские народные пословицы и поговорки («Под лежачий камень вода не течёт» и другие). А его слова «старику — где тепло, там и родина» являются, вероятно, перефразированной поговоркой «где тепло, тут и добро». Разговаривает Лука с людьми спокойно и вежливо.
Речь Сатина грубовата, резка. Он любит произносить различные редкие слова, причём смысл некоторых из них он не понимает. Сатин говорит Бубнову, что все обыкновенные «человеческие слова» он слышал «наверное, тысячу раз» и они ему надоели.
Предыстория героев, как попали «на дно»
В пьесе довольно подробно рассказано о судьбе Сатина, о том, что привело его в ночлежку Костылевых. Исторюя своей жизни он поведал Луке (в 3-м действии).
Сатин раньше служил телеграфистом, был рубахой-парнем, весёлым, общительным, любил танцевать, играть на сцене. Преступление перевернуло всю его жизнь: в запальчивости он убил обидчика своей сестры. В тюрьме он научился шулерству. Выйдя на свободу через 4 года и 7 месяцев, Сатин решил, что «после тюрьмы — нет ходу», не захотел жить честным трудом, а стал прожигать свою жизнь, добывая деньги игрой в карты.
Об истории жизни Луки автор не сообщает ничего, кроме того факта, что он жил в Сибири и служил там сторожем на даче одного инженера. Сейчас он, пробираясь из Сибири на Украину, на одну ночь остановился в ночлежке у Костылевых.
Характер
Лука — любознательный человек, ему интересны люди, он хочет добраться до Украины, чтобы посмотреть, что за новая вера там появилась. Лука добр, участлив к людям, сопереживает и бескорыстно помогает им. Проповедь о том, что людей нужно жалеть, характеризует Луку как добросердечного человека.
Константин Сатин — человек грубоватый, весёлый, «бравый», как сказал о нём Лука. Он довольно умён и начитан.
Взгляд на жизнь и человека
Лука по натуре оптимист, он считает, что выход есть почти из любой сложной ситуации, что человек может найти в себе силы, чтобы подняться со дна жизни. Лука уверен, что нужно поддерживать в людях надежду на лучшую жизнь. Надежда, пусть и иллюзорная, лучше, чем безнадёжность, подавляющая стремление к лучшей жизни. Он утверждает, что для человека иногда утешительная ложь полезнее, чем правда. В 3-м действии Лука говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь». В подтверждение рассказал притчу о праведной земле: как один человек, веривший, что существует такая земля, разуверился в этом и удавился.
Стихотворение Беранже «Безумцы», которое вспомнил Актёр, характеризует Луку как благодетельного безумца, который людям, не нашедшим правду, навевает «сон золотой».
Пассивная идеология Луки нашла отклик в умонастроении Сатина. Его реакция на слова странника о жалости к человеку выражает иную жизненную позицию. В своём знаменитом монологе Сатин утверждает, что жалость унижает человека, что вместо того, чтобы жалеть, нужно уважать его. Но сам этот герой, так высокопарно рассуждающий о Человеке, уважения не достоин, ведь он живёт за счёт обмана и шулерства.
Отношение к другим персонажам
В момент первого своего появления в ночлежке Лука называет её обитателей «честным народом». В каждом из своих новых соседей он видит хорошие стороны его личности, находит подход к каждому из героев. Странник искренне желает ночлежникам добра и показывает им пути достижения лучшей жизни. Он не в силах сам вывести этих людей со дна жизни, а просто поддержал их слабую веру в то, что не всё ещё для них потеряно.
Сатин относится к своим соседям по ночлежке грубовато. Клещу, который горюет, что у него нет работы, он даёт совет: «…ничего не делай! Просто обременяй землю!..» Актёру Константин безжалостно объявляет: «Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!» Пеплу, убившему в драке Костылева, Сатин сочувствует и говорит, чтобы он звал его в свидетели.
Характеристика героев другими действующими лицами
После своего исчезновения Лука получает следующие характеристики от других героев:
Сатина Лука характеризует как весёлого, приятного, бравого, неглупого человека. «Легко ты жизнь переносишь!» — говорит он Константину.
Сравнительная характеристика Луки и Сатина (таблица)
Параметры сравнения | Лука | Сатин |
Возраст, социальное положение | 60 лет, странник. | 40-летний обитатель ночлежки для бедных, безработный. |
Речь | Разговаривая, использует иногда простонародные слова, русские народные поговорки и пословицы. | Часто говорит резко, грубовато, любит произносить редкие слова. |
Предыстория | Жил в Сибири, служил сторожем на даче под Томском. | Служил телеграфистом, в юности был компанейским парнем, любил танцевать, играть на сцене, смешить людей.
В запальчивости убил обидчика сестры и отсидел за это в тюрьме 4 года 7 месяцев. В заключении научился игре в карты и шулерству. |
Как попал на «дно» | По дороге на Украину остановился на ночь в ночлежке Костылевых. | В ночлежку Костылевых Сатина привело то, что после тюрьмы ему трудно было устроиться на службу, а физически работать он, очевидно, не захотел. |
Как живёт сейчас | Странствует, интересуется религией, старается помогать людям советом и добрым словом. | Пьёт спиртное, играет в карты на деньги. |
Черты характера | Любознательность, способность к сопереживанию, добросердечность. | Энергичность, грубоватость, начитанность. |
Взгляд на жизнь и человека | Считает, что человек, когда у него нет сил выбраться со «дна» жизни, нуждается в утешительной лжи, в иллюзорной надежде на лучшую жизнь. | Жалость унижает достоинство человека, человека нужно уважать. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» |
Отношение к другим персонажам | Старается утешать несчастных людей, указать им путь к лучшей жизни. | Относится к людям грубовато, предпочитает говорить им безжалостную правду. Клещу советует смириться со своей судьбой и просто обременять землю. |
Характеристика героев другими персонажами | Настя считает Луку хорошим человеком, Клещ — жалостливым, а Татарин — справедливым. Барон считает Луку шарлатаном. Сатин с ним не согласен, он понимает, что странник просто жалел обитателей ночлежки. | Лука считает Сатина неглупым человеком, который легко переносит жизненные невзгоды. |
Вывод
В пьесе «На дне» М. Горький показал две философские позиции: Луки, который считает, что «не всегда правдой душу вылечишь» и Сатина, провозгласившего в своём монологе, что «правда — бог свободного человека». Сравнительная характеристика Луки и Сатина показывает, что эти позиции, в общем-то, близки друг другу, ведь Лука говорил утешительные слова и старался вселить надежду на лучшее только тем, кто нуждался в этом: Анне, Насте, Актёру, Пеплу, Наташе. Такая утешительная помощь не нужна Клещу, Бубнову, Барону и Сатину, поэтому Лука с ними мало общался. Этот странник живёт по принципу: «Жалеть людей надо», а Сатин решил жить только для себя и «просто обременять землю», как он советует и Клещу, потерявшему работу.