Драматическое произведение Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» входит в цикл «маленьких трагедий». Оно основано на неподтверждённом слухе, что Моцарта отравил Сальери, известный итальянский композитор. Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери показывает два отношения к искусству этих персонажей.
Содержание
Отношение к жизни и миропорядку
Моцарт любит жизнь, чувствует гармонию, его душа слышит небесную музыку. Считает, что мир устроен правильно, что если бы жрецов прекрасного, чувствующих силу гармонии, было бы много, мир не мог бы существовать. «…Никто б не стал //Заботиться о нуждах низкой жизни; //Все предались бы вольному искусству», — говорит он.
Сальери во втором монологе говорит: «…мало жизнь люблю». А в первом монологе он утверждает, что «нет правды на земле», что «правды нет — и выше».
Отношение к творчеству, славе
Моцарт говорит о своём творчестве без тщеславия, понимает, что он не рядовой композитор, а гений, но не придаёт этому значения. Считает себя не исключением, а одним из немногих избранных, чувствующих силу гармонии. В его внутреннем мире происходит напряжённая работа, музыку он сочиняет даже по ночам.
Сальери, полюбив музыку, отрёкся ради неё от праздных забав и наук, чуждых музыке. Он «сделался ремесленник» в искусстве, усердно трудился, поставив ремесло «подножием искусству». Чтобы досконально изучить ремесло композитора, этот герой, умертвив звуки, разъял музыку, как труп. Он поверил алгеброй гармонию, а после этого решился творить и познал вдохновенье, но произведениями своими был недоволен и сжигал ноты.
И всё же своим усердием Сальери добился славы, был счастлив, мирно наслаждаться славой до тех пор, пока не стал мучиться от зависти к дару Моцарта.
Отношение друг к другу
Моцарт считает Сальери своим другим, гением, сыном гармонии, одним из избранных жрецов прекрасного. Относится к нему сердечно, по-дружески.
Сальери видит гениальность Моцарта и считает, что он «недостоин сам себя», потому что является легкомысленным «гулякой праздным». Он завидует его таланту и уверен, что обязательно нужно уничтожить этого композитора, так как тот своим искусством навредит другим «служителям музыки», которым далеко до его гениальности.
Характер
У Моцарта характер открытый. Автором показаны следующие качества личности героя:
Этот гениальный композитор обладает чувством юмора и интуицией. Он к людям относится доброжелательно, не кичится перед простыми людьми, заботится о жене и маленьком сыне.
Сальери по своей натуре противоположен этому герою. Его характер раскрывается в монологах, а также в отношении к Моцарту и к уличному скрипачу, которого он назвал презренным фигляром. Сальери присущи следующие черты характера:
Сальери — способный, знаменитый композитор, преданный музыке, но как человек он зол, бездушен, из-за зависти решается на убийство.
Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери (таблица)
Параметры сравнения | Моцарт | Сальери |
Отношение к жизни и миропорядку | Жизнелюбив, живёт насыщенной жизнью, уверен, что мир устроен правильно. | Во 2-м монологе он говорит: «…мало жизнь люблю»; уверен, что правды нет не только на земле, но и на небесах. |
Отношение к музыке, творчеству, славе | Чувствует гармонию небесной музыки, понимает, что в музыке он гений, но не считает себя исключением. | Он труженик, считающий, что для славы композитору достаточно напряжённо работать над произведением, что вдохновение для этого необязательно. Относит себя к жрецам, служителям музыки. Несмотря на то, что у него есть успех и слава, завидует священному дару Моцарта. Для Сальери смысл жизни — слава. |
Отношение к другим людям | Относится к людям по-доброму, доверчиво, ценит их достоинства, не кичится перед простыми людьми. Любит жену и сына. | Относится к простым людям пренебрежительно. Ценит труды и успехи своих товарищей, которые тоже, как и он, служители музыки. Но Моцарту стал мучительно завидовать. |
Отношение друг к другу | Считает Сальери другом, гением, равным себе, относится к нему сердечно. | Видит исключительный талант Моцарта, его гениальность. Считает, что такой «гуляка праздный» не заслуживает дара, которым его наделили небеса. Испытывает к его таланту глубокую, мучительную зависть. |
Черты характера | Жизнелюбие, доброта, доверчивость, искренность, скромность, душевная щедрость. | Трудолюбие, тщеславие, высокомерие, гордыня, завистливость. |
Вывод | Сын гармонии Моцарт противопоставлен Пушкиным ремесленнику в музыке Сальери, потерявшему дар слышать гармонию жизни. Чёрная зависть к бессмертному дару Моцарта толкнула Сальери на преступление. |
Вывод
В «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин раскрыл тему отношения к искусству как к ремеслу и как к творчеству, а также тему злодейства из-за зависти и гордыни. Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери показывает различие этих героев и в характере, и в отношении друг к другу. Образ Сальери подтверждает слова Моцарта, что «гений и злодейство — две вещи несовместные».