Драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница» написана через два десятилетия после создания им драмы «Гроза». Герои «Бесприданницы» — это, в отличие от большинства персонажей «Грозы», образованные люди, самодуров среди них нет, но всё ещё случаются человеческие трагедии из-за пагубного влияния денег на души людей.
В трагической судьбе главной героини «Бесприданницы» Ларисы Огудаловой виновны многие, но более всего, её возлюбленный Паратов и жених Карандышев.
Сравнительная характеристика Паратова и Карандышева, этих двух очень разных персонажей пьесы «Бесприданница», показывает два типа людей, которые равнодушны к чувствам девушки, доверившей им свою судьбу.
Содержание
Возраст, социальное и материальное положение
В списке действующих лиц Сергей Сергеевич Паратов указан как «блестящий барин, из судохозяев». Ему лет за 30, он дворянин, был очень богат, но чуть не разорился. Чтобы поправить своё материальное положение, хочет жениться на дочери золотопромышленника, взяв в приданое золотые прииски.
Юлий Капитонович Карандышев — молодой человек, служит чиновником. Он обедневший дворянин, у него небольшое имение (об этом говорит Кнурову Вожеватов в 1-ом действии, явлении 2), хочет баллотироваться в мировые судьи в Заболотье, где меньше кандидатов.
Речевая характеристика
Паратов — человек обаятельный, общительный, умеет красиво говорить и обольщать своими речами дам. Часто в речах его присутствует ирония, иногда говорит, используя русские поговорки и пословицы (например, «еде-еду, не свищу, а наеду — не спущу» и т. п.).
Речь Карандышева, в отличие от речи Паратова, лишена иронии. Рассуждает он серьёзно, стараясь казаться умным, солидным человеком. Тон речи его меняется при общении с разными людьми. Например, приглашая богатых людей к себе на обед, с Вожеватовым он обращается фамильярно, считая его «пустым, глупым мальчиком», «купчиком». Но Кнурова, у которого громадное состояние, и блестящего барина Паратова он приглашает на обед очень вежливо и даже подобострастно.
К Ларисе он обращается с назидательными словами, этим обижая её, но потом извиняется за этот непозволительный тон своей речи.
Характер, поступки
Жизненная цель блестящего барина Паратова проста, и он её определяет так: «…жизнь коротка, говорят французы, так надо уметь ею пользоваться» (действие 1, явление 7). Он и действует в соответствии с этой целью: живёт с шиком, относится к другим людям как законченный эгоист. Паратов ради забавы держит при себе провинциального актёра-пропойцу Аркадия Счастливцева, прозванного им Робинзоном, и даже, словно вещь, готов уступить его на 2–3 дня Вожеватову, чтобы он подшутил над ним.
Он и сам готов зло подшутить, потешиться над бедным чиновником Карандышевым, женихом Ларисы Огудаловой. Паратов велел Робинзону, чтобы на обеде, устроенном Карандышевым, пить с ним до того, чтобы тот опьянел. Паратов желал «посмотреть, что выйдет» из этого.
Он был очень доволен, что сильно выпивший Карандышев смешон со своим самолюбием и гордостью и что это унижение своего жениха видит Лариса. Злопамятный Паратов это сделал, чтобы отомстить Карандышеву за то, что он пренебрежительно отозвался о бурлаках. Паратов заявил, что он судохозяин, значит, такой же бурлак, и что Карандышеву нужно извиниться, но тот отказался просить прощения. Тогда мать Ларисы попросила Паратова простить его, и тот согласился. Паратов всё же не остался верен своему слову и решил отомстить. Он очень мстителен: «У меня правило: никому ничего не прощать» (действие 2, явление 9).
Карандышев тоже мстительный человек. Узнав, что Лариса уехала с компанией за Волгу прямо после званого обеда, устроенного им для Ларисы, он говорит её матери: «Если мне на белом свете остаётся только повеситься от стыда и отчаяния, или мстить, так я уж буду мстить. <…> Я буду мстить каждому из них…» (действие 3, явление 14).
Паратов очень самоуверен, расчётлив, меркантилен, щедрость его показная. Он говорит Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Он готов и свою свободу, свою весёлую жизнь выгодно продать. Паратов сообщает Харите Игнатьевне Огудаловой, что хочет «продать свою волюшку» за полмиллиона (таково приданое дочери золотопромышленника).
Паратов часто ёрничает, насмешничает, Карандышев же ведёт себя всегда серьёзно, важно, у него гипертрофированное чувство собственного достоинства. «Я желаю, чтоб Ларису окружали только избранные люди», — говорит он Вожеватову. Он и сам стремится к избранному обществу богатых и влиятельных людей, хочет, чтобы они его уважали если не за богатство, то за ум и достоинство. Но эти «сливки общества» города Бряхимова не желают признавать его за равного себе, и он перенёс от них много уколов для своего самолюбия. Поэтому Карандышев, став женихом Ларисы, хочет «погордиться и повеличаться» перед ними, не понимая, что они по-прежнему презирают его и смеются над ним.
Карандышев ревнив: он ревнует Ларису к Вожеватову и Паратову. Болезненная гордость, самолюбие и ревность довели Карандышева до преступления: он застрелил свою невесту, изменившую ему с Паратовым.
Отношение к другим персонажам
Паратов относится к Кнурову и Вожеватову, как к равным себе, говорит с ними уважительно. Робинзона он считает за шута, а Карандышева — за ничтожного, жалкого человека. С Харитой Игнатьевной Огудаловой он говорит фамильярно, в шутливо-серьёзном тоне, называет её тётенькой.
Карандышев к Кнурову и Вожеватову относится с плебейским снобизмом. Он хочет быть с ними на равных, но материальное положение их так различно, что они не считают его равным себе.
О Паратове Карандушев отзывается так: «Промотавшийся кутила, развратный человек…» (действие 2, явление 6).
Отношение к Ларисе
Паратов год назад был влюблён в Ларису, месяца два ездил к Огудаловым, отбил всех Ларисиных женихов, а потом внезапно уехал, ничего не объясняя. Сейчас, заехав по делу в Бряхимов и узнав, что Лариса выходит замуж, он говорит Вожеватову, что виноват перед нею, но, если «она выходит замуж, значит, старые счёты покончены». «Ведь я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил!» — добавляет он (действие 1, явление 7).
А сейчас он вздумал упрекать её в том, что она не дождалась его и выходит замуж, хотя сам за год ни разу не написал ей. Узнав, что, не смотря ни на что, Лариса продолжает его любить, он страстно начинает уверять её, что у него в душе есть «благородные чувства» и приглашает её кататься по Волге на катерах с компанией.
Воспользовавшись самоотверженной любовью молоденькой девушки, Паратов обесчестил её, а затем заявил, что жениться на ней не может, так как уже обручён с другой.
Карандышев любит Ларису, но всё же она для него в большей степени не любимая девушка, а некое средство для того, чтобы показать свою значимость городским богатеям, которые относятся к нему свысока. Ведь, хоть Лариса — бесприданница, она нравится «сильным мира сего». То, что она согласилась стать его невестой, Карандышеву кажется свидетельством того, что она оценила его личные качества и предпочла другим претендентам. В нём взыграло чувство собственной амбиции, и любовь к Ларисе отошла для него на второй план.
Горькие слова, сказанные Ларисой Карандышеву, что она для него кукла, которой он поиграет, изломает и бросит, она могла бы сказать и Паратову, так как ни тот, ни другой не старались понять её душу.
Отношение других персонажей к Паратову и Карандышеву
Кнуров и Вожеватов относятся к Паратову как к равному, а к Карандышеву с презрением и неуважением, разговаривают с ним снисходительно, считают его глупым человеком.
Харита Игнатьевна Огудалова общается с Паратовым запросто, как и он с ней, хвалит его за то, что он нашёл для себя богатую невесту. К Карандышеву она относится вежливо, но думает о нём с пренебрежением. Огудалова говорит о нём дочери: «…из ничего, да в люди попал» (действие 2, явление 3). Она понимает, что Ларисин жених очень самолюбив и что жизнь дочери с ним будет нелёгкой.
Паратов для Ларисы — идеал мужчины, она доверилась ему всей душой. Карандышеву Лариса прямо говорит, что он человек хороший и честный, но от сравнения с Паратовым он теряет всё.
Мало того, что Карандышева унижают своим презрением местные богатеи и Паратов, но и невеста постоянно даёт понять, что не любит его и что согласилась за него выйти замуж только потому, что ей надоело вести такую жизнь, какая в доме её матери, что ей надоели постоянные гости. Лариса заявила Карандышеву, что она для него слишком дорогая вещь, задела этим и без того уязвлённое самолюбие жениха и подтолкнула его на убийство.
Что общего между Паратовым и Карандышевым
И возлюбленный Ларисы, и её жених — люди самолюбивые, гордые, мстительные. Оба они не старались заглянуть к ней в душу, не хотели понять её внутренний мир. Им нужны были только обаяние и красота этой девушки. Оба они виновны в гибели Ларисы.
Сравнительная характеристика Паратова и Карандышева (таблица)
Параметры сравнения | Паратов | Карандышев |
Социальное и материальное положение, возраст | «Блестящий барин из судохозяев» лет 30. Дворянин, живёт с шиком, поэтому чуть не разорился. | Молодой чиновник из обедневшего дворянского рода. У него есть небольшое именье. |
Речь | Красноречив, ироничен, в речи использует пословицы и поговорки. | Рассуждает серьёзно, стараясь казаться солидным и умным. |
Черты характера | Эгоизм, злопамятство, мстительность, самоуверенность, расчётливость, меркантильность, гордость, самолюбие. | Гипертрофированное самолюбие и чувство собственного достоинства, болезненная гордость, склонность к ревности. |
Отношение к Ларисе | Воспользовавшись своим обаянием, влюбил в себя Ларису. Ведёт себя с ней эгоистично, опутывая сладкими речами. Её душа его не интересует. Обесчестив девушку, он заявил, что обручён с другой. | Гордится, что Лариса стала его невестой, ведь она популярна у «сливок общества» города Бряхимова, а предпочла его. Карандышева её переживания не интересуют. |
Общее у героев | Гордость, самолюбие, мстительность. Не интересуются внутренним миром Ларисы, её душевными переживаниями, не сочувствуют ей. |
Вывод
Герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Паратов и Карандышев, несмотря на различие их характеров и материального положения, имеют много общего. Сравнительная характеристика Паратова и Карандышева показывает их одинаковое отношение к Ларисе Огудаловой. Они ни во что не ставят душевные качества девушки, относятся к ней эгоистически и доводят её до гибели. Автор, рисуя этих персонажей, осуждает общество, где стремление к богатству, высокому положению искажает нормальные отношения между людьми.