Сравнительная характеристика Печорина и Вулича — героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Повесть «Фаталист» завершает роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Именно в ней поставлен философский вопрос о том, предопределена ли жизнь человека высшей божественной волей или он сам хозяин своей судьбы и только его личная воля влияет на его жизнь. Сравнительная характеристика Печорина и Вулича поможет понять отношение главного героя романа к этому вопросу.

Внешность, речевая характеристика, социальный статус

У Печорина и поручика Вулича внешность различна, но взгляд у обоих героев проницателен.

Печорин — молодой белокурый человек среднего роста, выглядящий моложе своего возраста. Определяющая черта его внешности — глаза. Когда он смеялся, глаза его никогда не смеялись, взгляд его был тяжёл.

У серба Вулича рост высокий, внешность восточная: чёрные волосы и глаза, смуглая кожа, большой, но правильный нос. У него определяющей чертой была постоянная, холодная, печальная улыбка.

Речь Печорина часто остроумна, а иногда и язвительна. Вулич «говорит мало, но резко».

Оба героя — офицеры в действующей армии, служат на Кавказе: Печорин в крепости N, а поручик Вулич — в батальоне пехоты.

Характер


В характере Печорина и Вулича наблюдается как сходство, так и различие.

Сходство

Схожесть Печорина и Вулича состоит в следующих чертах характера:

  • Смелость, решительность, хладнокровие в опасных ситуациях. Из рассказов боевых товарищей Вулича читатель узнаёт о том, как он действует в бою: ведёт солдат в атаку, хладнокровно перестреливается с чеченцами. Пример проявления этих качеств характера у главного героя романа — он обезвредил пьяного казака, который убил Вулича.
  • Замкнутость. Они никому не поверяют свои душевные тайны. Печорин многие свои мысли записывает в журнал, который ведёт для себя.
  • Способность подчинять своей воле людей. У Вулича она проявилась в том, что собираясь выстрелить в себя из пистолета, чтобы доказать офицерам, что человек не может своевольно распоряжаться своей жизнью, что каждому роковая минута назначена заранее, он пригласил их сесть кругом. И все молча ему повиновались. Печорин позже записал в своём журнале: «…в эту минуту он приобрёл над нами какую-то таинственную власть». В повести «Княжна Мери» есть запись в журнале от 3 июня, в которой Печорин признаётся, что главное его удовольствие — подчинять своей воле всё, что его окружает.

Различие

Печорин, в отличие от Вулича, который женщинами не интересуется, женщин понимает и любит. В записи за 11 июня в его журнале есть такие слова о них: «…я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости». А в записи за 16 июня он признаёт, что его любовь никому не принесла счастья.

Если Вулич — человек азартный, и страсть у него одна — игра в карты, то Печорин — человек холодный. В повести «Княжна Мери» перед дуэлью с Грушницким он говорит доктору Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Взаимоотношения Печорина и Вулича

Печорин, как  все офицеры и солдаты, уважал Вулича за бесстрашие в бою. На предложение поручика «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» Печорин в шутку предложил пари, что предопределения судьбы нет. Вулич спокойно, но глухим голосом ответил: «Держу».

Несмотря на хладнокровие поручика, Печорину показалось, что на его лице видна печать смерти, и он сказал ему: «Вы нынче умрёте!» Тот быстро обернулся, но ответил спокойно и медленно: «Может быть, да, может быть нет…» Вулич решил испытать судьбу, выстрелив себе в лоб из пистолета, но произошла осечка.

Выиграв пари, поручик спокойно пересыпал в свой кошелёк выигранные червонцы. На замечание Печорина о том, что он счастлив в игре, Вулич, самодовольно улыбаясь, ответил, что «в первый раз отроду» и что это лучше карточной игры.

Печорин сказал поручику, что начал верить предопределению, но не понял, отчего же ему показалось, что он должен сегодня умереть. Вулич сказал, что эти замечания неуместны, так как пари кончилось. После этого он ушёл. Печорину в поведении поручика показалось странным то, что он, обычно хладнокровный и спокойный, услышав замечание, вспыхнул и смутился.

Суть спора Вулича и Печорина

Главный герой романа считал, что вера в предопределение судьбы человека была свойственна нашим предкам. Он думал, что его современники верят, что на судьбу влияют законы жизни, ими определённые, а также их свободная воля.

Вулич, в отличие от Печорина, верил, что своей судьбой человек не распоряжается, так как всё в его судьбе, в том числе и роковая минута, предопределено высшей божественной волей. Вулич решил испытать судьбу, выстрелив в себя. Он хотел доказать своим товарищам справедливость его мнения о предопределении.

Сравнительная характеристика Печорина и Вулича (таблица)

Параметры сравнения Григорий Александрович Печорин Вулич
Сходство ·         В опасных ситуациях смелы, решительны и хладнокровны.
·         Замкнуты, никому не поверяют свои душевные тайны.
·         Способны подчинять своей воле людей.
Различие ·         Любит женщин.
·         Это человек волевой и бесстрастный, у него рассудок преобладает над сердцем.
·         Считает, что человек — сам хозяин своей судьбы.
·         Женщинами не интересуется.
·         Он азартен, у него одна страсть — к игре в карты.
·         Верит в высшую силу, управляющую судьбами людей.
Вывод Печорин и поручик Вулич — герои, во многом схожие по характеру, но поручик, в отличие от главного героя, — человек страстный, верящий в предопределение и рок.

Вывод


В конце романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поднята проблема судьбы. Сравнительная характеристика Печорина и Вулича показывает, что поручик Вулич ближе к восточной культуре, в которой безоговорочно признаётся предопределение, а главный герой романа — ближе к западной культуре, в которой во главу угла ставится вера в собственные силы. Всё же Вулич оказал влияние на взгляды Печорина на судьбу. В тот вечер, когда поручик выиграл пари, Печорин начал верить в предопределение. Но всё же в конце романа автор приводит слова главного героя о том, что он любит сомневаться во всём, но это не мешает ему быть решительным. Он не желает быть игрушкой в руках судьбы и предпочитает действовать, своими поступками испытывая судьбу, проверяя ход жизни. Таким образом, Лермонтов в повести «Фаталист» вопрос о существовании предопределения оставляет открытым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.