В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» представлены образы пяти помещиков, типичные для России, современной автору. Сравнение двух из них, Плюшкина и Коробочки, интересно тем, что, казалось бы, у таких разных героев поэмы есть и сходные черты.
Содержание
Социальное, материальное и семейное положение
Степан Плюшкин и Настасья Петровна Коробочка —немолодые помещик и помещица, живут в своих поместьях почти безвыездно. Плюшкин очень богат, у него большая деревня, более тысячи крепостных. Плюшкин живёт один в длинном, запущенном, ветшающем доме. Коробочка тоже небедна, деревня у неё не маленькая. Живёт она в небольшом, но крепком и аккуратном доме, а крепостных у неё около 80 человек. Плюшкин вдовец, его дети разъехались из поместья. Коробочка — вдова коллежского секретаря.
Внешность, речь
Внешность Плюшкина и Коробочки автор не описывает подробно, так как она не представляла ничего особенного. Только на глаза Плюшкина он обращает внимание: они были маленькие и выглядывали из-под бровей, как мыши из своих норок. Зато одежду этого богатого помещика Гоголь описал подробно: халат его залоснился и засалился, сзади на нём была большая прореха, на голове у помещика был колпак, какой обычно носят дворовые бабы, а на шее повязан не галстук, а непонятно что.
Наряд Коробочки состоял из тёмного платья, на шее у неё тоже «было что-то навязано».
Разговаривая с Чичиковым, Плюшкин всё время жаловался на нищету, на то, что его дворовые люди негодные: разбойники, воры и мошенники.
Коробочка немногословна, говорит с расстановкой, употребляет при разговоре простонародные слова.
Характер: сходство и различие
Черты характера Коробочки и Плюшкина довольно схожи. Герои очень экономны, бережливы, но эти качества проявляются у них по-разному.
Плюшкин собирает на улицах деревни хлам и складывает у себя в комнате, так как привычка к экономии и бережливости у него преобразовалась в мелочное, болезненное скопидомство. Он уже давно излишки сельхозпродукции и вещей, сделанных его крестьянами на продажу, не продаёт — покупщики перестали посещать его поместье, так как в торгах этот помещик неуступчив. Излишки хлеба у него портятся, мука превращается в камень, а его крепостные умирают от недоедания или пускаются в бега.
А бережливая Коробочка старые и уже вроде бы ненужные вещи старается применить куда-нибудь, например, бережёт распоротый салоп, ведь из него можно сшить платье. Излишки сельскохозяйственных продуктов она всегда не прочь продать купцам и покупщикам, поэтому у неё есть деньги, а её крестьяне живут хорошо.
Так что можно сказать, что Коробочка хозяйствует с разумной экономией и бережливостью, а Плюшкин, сберегая разный хлам, уверен, что это поможет ему сохранить своё богатство, но на самом деле теряет его из-за бесхозяйственности. Он зациклен на сборе и сохранении мелкого хлама, не замечая, что его хозяйство разваливается.
Образ жизни
Плюшкин проводит дни, собирая различные вещи на улицах своей большой деревни и уверен, что занят важным и нужным делом — обереганием своего добра. А Коробочка постоянно в хлопотах по хозяйству. Ведёт она его умело, по старинке, как вели её родители, поэтому результаты её хозяйствования неплохие — всегда есть излишки, которые она продаёт.
И помещик, и помещица живут уединённо, ведут замкнутый образ жизни. Коробочка губернский город не посещала, так как он был далеко, в 60 верстах от её поместья. А Плюшкин уже несколько лет никуда тоже не выезжал, боясь оставить хозяйство, считая своих дворовых ворами. Поэтому и он, и Настасья Петровна для оформления продажи крепостных душ сами в город не поехали, а уполномочили на совершение крепости своих знакомых: Плюшкин — председателя гражданской палаты, а Коробочка — сына протопопа, который служит в палате.
Разница в образе жизни Плюшкина и Коробочки видна и в том, как они угощали Чичикова. Плюшкин не только морит голодом крепостных, но и сам не доедает, и гостя он угощает только сухарём из кулича. Чичиков, впрочем, от этого угощения отказался. А обед у Коробочки был в патриархальном вкусе, и Чичиков поел и грибки, и пирожки, и блины, и пирог с яйцом, и много других блюд.
Описывая интерьер домов героев, автор показывает, что в жизни Коробочки ход времени как бы затруднён. Символ этого — шипящие и хрипящие стенные часы. А в жизни Плюшкина время остановилось, как и серебряные карманные часы, которые помещик задумал оставить в наследство Чичикову.
Сравнительная характеристика Плюшкина и Коробочки (таблица)
Параметры сравнения | Степан Плюшкин | Настасья Петровна Коробочка |
Социальное, материальное и семейное положение | Богатый помещик, владелец большого поместья и более 1000 крепостных. Вдовец, дети разъехались. | Зажиточная помещица, владелица не малой деревни и около 80 крепостных. Вдова. |
Внешность | Из внешности этого худощавого пожилого помещика автор отметил только выступающий вперёд подбородок и маленькие глаза, выглядывающие из-под бровей, как мыши из нор. Одет он в очень старый халат с прорехой сзади. На шее повязан не галстук, а непонятно что. |
Внешность обычная, поэтому автор её не описывает. Одета помещица в тёмное платье. На шее «что-то навязано». |
Речь | Крепостных ругает. Чичикову жалуется на бедность и на мошенников — дворовых крепостных людей. | Немногословна, говорит степенно, с расстановкой, употребляя простонародные слова. |
Черты характера | Экономность и бережливость превратилась у него в крохоборство, он не обращает внимания, что хозяйство разваливается, озабочен только собиранием ненужного хлама. | Экономность и бережливость позволяют ей и её крестьянам жить безбедно. Она умело хозяйствует, является хлебосольной хозяйкой. |
Вывод | Оба героя, и Плюшкин, и Коробочка, погружены в мир вещей, не имеют духовных запросов, души их омертвели. |
Вывод
В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» герои Настасья Петровна Коробочка и Степан Плюшкин схожи по характеру, но имеют и различия. Индивидуализации этих героев способствуют зоологические мотивы: Плюшкин — мышь, Коробочка — птица (потому что у неё перед домом птичий двор, а по стенам комнаты развешаны картины с птицами). Чем различаются Коробочка и Плюшкин ясно даже из вещей, которые их окружают. Автор описывает множество предметов, и это несёт важную идейно-смысловую нагрузку: и у Плюшкина, и у Коробочки души омертвели, их место заняли вещи. Образы Плюшкина и Коробочки автором отнесены к мёртвым душам, так как у них нет никаких духовных запросов, эти персонажи погрузились в мир вещей и больше их ничего не интересует.