Два замечательных русских поэта создали, каждый по-своему, образ Емельяна Пугачёва, предводителя восстания яицких казаков, переросшего в Крестьянскую войну 1773–1775 гг.
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», в котором Пугачёв — центральная фигура, был написан в 1836 году, а поэма Сергея Александровича Есенина «Пугачёв» увидела свет в 1922 году, когда была издана отдельной книгой.
Пушкин был любимым поэтом Есенина, но Есенин был не согласен с тем, как осветил автор «Капитанской дочки» Пугачёвское восстание и образ его предводителя. Сравнительная характеристика Пугачёва у Есенина и Пушкина поможет выявить разницу во взглядах поэтов на эту историческую фигуру.
Содержание
Различие в подходе освещения образа Пугачёва
Помимо того, что дворянин Пушкин и поэт крестьянского происхождения Есенин не могли одинаково оценивать Пугачёвское восстание и его предводителя, имеются ещё несколько причин различного изображения ими образа Пугачёва.
Роман «Капитанская дочка» написан от лица дворянина Петра Гринёва в виде мемуарных записок, поэтому чёткой авторской оценки Пугачёва здесь нет. Поэма же Есенина написана от лица поэта-лирика, и образ главного героя получился лирическим. Поэт сочувствует своему герою.
У Пушкина Пугачёв — один из героев, он — центральная фигура, к которой сходятся все сюжетные линии, но не единственный главный герой. А у Есенина Пугачёв — главный, причём романтический, герой. Поэт показывает, что у Емельяна душа романтика, хотя он и стал лидером жестокого бунта.
Сравнивать образ Пугачёва, описанный в стихотворной форме и в прозе, сложно. Тем более, если это пушкинская проза, которой присущи лаконичность и сжатость слога. Пушкин отказался от сближения прозы с поэзией, которое было присущё ранее русской прозе. Он демонстративно отказывается от романтизации своих героев, в том числе и Пугачёва. Для него этот человек — не только предводитель восстания, но и простой донской казак Емелька Пугачёв, который стал во главе грандиозных исторических событий во многом случайно. До написания «Капитанской дочки» Пушкин изучил много документов по истории Пугачёвского бунта. Но главной его задачей было показать, что в борьбе противоположных общественных сил человек может сохранить честь и достоинство. Поэтому-то бунт и его предводителя читатели видят глазами такого героя — молодого честного дворянина Петра Гринёва.
Думается, упрёк Есенина Пушкину в том, что в «Капитанской дочке» мало имён сподвижников Пугачёва, не совсем справедлив — ведь повествование ведётся от лица Гринёва, который виделся с этим донским казаком и его товарищами всего несколько раз.
В своей поэме Есенин постарался образно и ярко воссоздать не только образ Пугачёва, но и образы его сподвижников (атаманов Кирпичникова, Оболяева, Караваева, Зарубина, беглого каторжника Хлопуши). Есть в поэме и образы предателей: Творогова и Крямина.
Стоит отметить, что образы Хлопуши (Афанасия Соколова) и беглого капрала Белобородова в «Капитанской дочке», несмотря на то, что описаны лаконично, предстают перед читателем, как живые, запоминающиеся герои. Именно при общении с ними предводитель восстания показывает свою зависимость от этих своих «господ-енералов». Он опасается и своих «казачков», и дворян, которые перешли на его сторону. Сообщая Петру Гринёву, что Белобородов и Хлопуша смотрели на него косо, а Белобородов даже настаивал на пытке, Пугачёв понижает голос, — чтобы его слова не услышал сопровождавший их татарин.
Пушкин показал необузданную силу Пугачёва, но отметил, что свободой, самостоятельностью и независимостью в своём праве миловать (то есть именно тем, что делает властителей властителями) он обладает не вполне; значит, он не вполне и господин своего положения. В романе Пушкина не предводитель управляет стихией народного бунта, и не стихия им — просто они уже стали неотделимы. Угасание стихии, усмирение восставшего народа равнозначно смерти вождя бунтовщиков. В приписке «издателя» к запискам Гринёва сообщается, что Пугачёв перед казнью узнал в толпе некогда спасённого им дворянина «и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу».
Авторское отношение к Пугачёву
Пушкин и Есенин по-разному относились к личности Пугачёва, но сходились в том, что она неоднозначна.
Отношение Пушкина к личности Пугачёва
Центральной фигурой в «Капитанской дочке» Пушкин сделал Пугачёва — к нему сходятся все сюжетные линии романа. В сюжетном построении этого произведения обозначены любовная история взаимоотношений Гринёва и Маши Мироновой и события Пугачёвского восстания. Такая структура романа позволила автору осмыслить народное восстание и наиболее полно раскрыть личность его предводителя, а также на примере Гринёва и Маши обратиться к основным ценностям русского характера.
Пушкин хоть и понимал, что в восстании проявилось стремление народа к воле и свободе, не мог одобрить жестокость этого бунта. «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — писал он в главе XIII «Арест».
Пугачёв, при всей своей жестокости, в изображении Пушкина вызывает симпатию читателей. Он показан человеком широкой души, способным к великодушным поступкам, к милосердию.
Пушкин изобразил Пугачёва как талантливого предводителя стихийного народного восстания, воплотил в этом образе яркий народный характер, лучшими чертами которого являются сметливость, находчивость, наблюдательность, ум, отсутствие рабского унижения. Этот человек может быть как жестоким, так и благодарным и справедливым. Его захватила стихия народного движения. Мотивы поступков героя заложены в морали калмыцкой сказки, которую от него услышал Гринёв: «…чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»
В «Капитанской дочке» Пугачёв описан весьма подробно — таким, каким видит его не автор, а Гринёв, от лица которого ведётся повествование. Чёткого же авторского мнения о вожде бунтовщиков в романе не выражено, Пушкин предоставляет читателю самому оценить личность этого человека.
Отношение Есенина к личности Пугачёва
Поэтический образ Пугачёва в поэме Есенина «Пугачёв» окрашен трагическим лиризмом. Этот герой к мысли о бунте пришёл не сразу. После долгих скитаний он приходит на берега Яика и видит тяжёлую жизнь народа, его возмущает бедственное, убогое существование простых людей. Емельян узнаёт от сторожа-казака, что жизнь народа стала тяжелее после смерти Петра III и что люди надеются, что придёт «мужицкий царь» и возглавит мятеж против Екатерины II. Герой поэмы принимает на себя имя царя Петра III, несмотря на то, что «в мёртвое имя влезть — то же, что в гроб смердящий» («Больно, больно мне быть Петром, //Когда кровь и душа Емельянова»).
Пугачёв у Есенина — романтический герой. Он против стихийного, жестокого и беспощадного мятежа и упорно отстаивает идею разумной, справедливой войны. Образ есенинского Пугачёва — это образ доброго человека, умеющего прощать, ведь даже сподвижников, предавших его, он простил: «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей? //А казалось… казалось ещё вчера… //Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…» Этот последний возглас-выкрик звучит как прощание со своей мечтой и как прощение отступникам.
Есенин показывает и самоуверенность своего героя, его убеждённость, что его везде ждут, везде ему рады. Эта самоуверенность не привела его ни к чему хорошему.
Образ Пугачёва в поэме противоречив, сложен:
Можно сказать, что сподвижники Пугачёва в поэме — это его сомнения и мысли, одетые в «плоть». Они помогают раскрыть разные стороны души героя. Есенин показал, что трагедия главного героя поэмы состоит в том, что он не смог обуздать стихию бунта, передать людям силу своей убеждённости в победе и был ими предан.
Сравнительная характеристика Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачёв» (таблица)
Параметры сравнения | В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | В поэме С. А. Есенина «Пугачёв» |
Черты характера | Ум, находчивость, сметливость, наблюдательность, отсутствие рабского унижения, смелость, решительность, самоуверенность, свободолюбие. | |
Дерзость, жестокость, но в то же время милосердие, великодушие; глубокая связь с народом. | Мечтательность; неприятие жестокой стихийности бунта; желание вести войну справедливо; умение прощать. | |
Отношение автора к герою | Пушкин представил Пугачёва как человека с противоречивым характером, но своего отношения к нему не обозначил, считая, что читатели сами оценят этого героя. | Есенин сочувствует своему романтическому герою-мечтателю, жалеет, что он был предан своими сподвижниками. |
Вывод | Образ Пугачёва для Пушкина — это повод для размышления о соотношении жизни исторической и частной жизни человека, а для Есенина — раскрытие трагедии личности, поднявшейся на протест и обречённой на гибель. |
Вывод
Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в поэме С. А. Есенина «Пугачёв» показан по-разному: у Есенина он идеализирован, поэтизирован, а Пушкин раскрыл этот образ в традициях реализма.
В есенинской поэме ярко обозначена авторская симпатия к главному герою, который показан в роли мученика, а в романе «Капитанская дочка» Пушкин явно своего отношения к предводителю восстания не демонстрирует, предоставляя самим читателям решить, кто это — кровавый убийца или народный герой.